Государственный долг США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность тематики исследования внешнего долга США обусловлена значимостью экономики США как крупнейшей экономики мира – от состояния и, в особенности, от кризисов которой очень многое зависит в экономических системах других стран, в том числе и в России.
Кроме того, значимость тематики настоящей работы заключается в том, что США имеет большой опыт управления государственным долгом – этот опыт может пригодиться

Содержание работы

Введение 3
1. Государственный долг: структура, формирование и современное состояние 4
1.1. Экономическая теория государственного долга 4
1.2. Дефицит государственного бюджета 7
1.3. Современное состояние государственного долга США 11
2. Государственное регулирование внешнего долга США 16
2.1. Государственные программы 16
2.2. Управление долгом 21
3. Путь погашения задолженности США 25
3.1. Международный опыт регулирования государственных и долговых обязательств 25
3.2. Поддержка объема госдолга на экономически безопасном уровне 26
3.3. Методы решения проблемы 29
Заключение 33
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Государственный долг США - особенности формирования, динамика и перспективы погашения.doc

— 331.50 Кб (Скачать файл)

Однако заставить весь мир использовать доллар не так-то просто. Доллар был относительно молодой валютой, а США считались страной мошенников и негодяев. Американцам никто не доверял и правильно делали. Для реализации плана доллара как мировой резервной валюты пришлось развязать две мировых войны. Первая мировая война не привела к результатам. Напомним, что в 1929-1934 в США разразилась Великая экономическая Депрессия, в ходе которой от голода умерло около двух миллионов человек. Однако, во второй раз план дал свои результаты. После второй мировой войны, развязанной при участии США, Европа и Азия фактически лежали в руинах и требовалась стабильная денежная единица, способная выполнять функцию мировой резервной валюты. Далее было лишь делом техники распространить доллар по всему остальному миру. Последней победой доллара стал развал Советского Союза.

На данный момент государственный  долг США составляет более 15 триллионов долларов США и все время растет. Основными кредиторами США являются те страны, продукцию которых потребляют США. То есть получается такая ситуация, что США фактически бесплатно потребляют товары стран, которые получается работают в основном на США. И в общем-то страны кредиторы понимают все серьезность ситуации, но перестать давать в долг США не могут. Причина этому состоит в том, что если они не будут давать в долг основному потребителю в лице США, то их товары не будут покупаться. Таким образом, спрос на их продукцию упадет и экономика встанет. Это происходит потому что заместить США другими равноценными мировыми потребителями совершенно невозможно. Столько, сколько потребляют Соединенные Штаты Америки, не потребляет ни одна страна в мире.

Другой причиной, по которой  они и дальше дают в долг США, является тот факт, что если перестать давать в долг, то доллар обесценится, а точнее рухнет, а вместе с ним рухнут и уже существующие долги США перед странами кредиторами. А потерять столько денег они не могут себе позволить. Хотя все понимают, что эти деньги они и так вряд ли когда увидят.

Итак, всем понятно, что основными кредиторами США являются именно те страны, продукцию которых потребляют Соединенные Штаты Америки. Около 25% государственного внешнего долга США составляет долг перед Китаем. Причем эта часть долга стала расти именно в последние несколько десятилетий и продолжает расти все более быстрыми темпами. 20% государственного внешнего долга США примерно перед Японией. Эта часть долга формируется еще со времен послевоенного порабощения проигравшей в войне Японии. Остальной долг распределен в основном между странами поставщиками природных ресурсов, в число которых кстати входит Россия. По состоянию на 2011 год Россия занимает 7-ое место среди стран кредиторов США. Долг США перед Россией примерно равен 120 миллиардов долларов.

 

Рис. 7- Внешний долг США, динамикам развития.

 

3.3. Методы решения проблемы

Применение активной фискальной политики, согласно современным  теориям, не может дать ежегодно сбалансированный бюджет. Таким образом, возникает  вопрос: нужно ли стремиться к сбалансированному  бюджету? От ответа на него зависит финансовая политика правительства, а, следовательно, и будущее страны. Существует два различных подхода к решению этой проблемы.

1) Ежегодно балансируемый  бюджет

До «великой депрессии» в США в 30-х гг. ежегодно балансируемый  бюджет считался целью государственных финансов. Однако в дальнейшем стало очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет практически исключает фискальную деятельность государства как антициклическую, стабилизирующую силу. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет углубляет колебания экономического цикла. Если экономика сталкивается с длительным периодом безработицы и падающих доходов, то при таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сократятся. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно либо увеличить ставки налога, либо сократить государственные расходы. Проблема заключается в том, что эти меры являются сдерживающими по своему характеру; каждая из них еще больше сокращает, а не стимулирует совокупный спрос. Основной вывод: ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным, такая политика является проциклической.

Некоторые экономисты выступают  за бюджет, балансируемый на ежегодной  основе, для ограничения нежелательных  и неэкономичных расширений государственного сектора. Бюджетные дефициты позволяют политическим деятелям дарить обществу выигрыши, связанные с ростом правительственных расходов, избегая при этом соответствующего повышения налогов. Экономисты этого направления считают, что правительственные расходы имеют тенденцию расти быстрее, чем следовало бы, из-за политической выгоды повышения правительственных расходов без повышения налогов или снижения налогов.

2) Бюджет, балансируемый  на циклической основе

Идея такого бюджета  предусматривает, что правительство  реализует антициклическую политику и в то же самое время балансирует бюджет. В этом случае бюджет не может балансироваться ежегодно. Достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла.

Логическое обоснование  этой концепции таково: для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом сознательно вызывая дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать правительственные расходы. Возникающее в результате положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие федерального долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительственные фискальные действия должны создать позитивную антициклическую силу, и правительство даже при этом условии может сбалансировать бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет.

Ключевая проблема данной концепции в том, что подъемы  и спады в экономическом цикле  могут быть неодинаковы по глубине  и длительности, и, следовательно, задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла. Например, длительный и глубокий спад, за которым последует короткий и скромный период процветания, будет означать появление большого дефицита в период спада, маленького или никакого положительного сальдо в период процветания и, следовательно, никакого циклического дефицита бюджета.

Однако первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение не инфляционной, полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Достижение этой цели может сопровождаться либо устойчивым положительным сальдо, либо большим и все возрастающим государственным долгом. В соответствии с данной концепцией, проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, незначительны по сравнению с нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции. Федеральный бюджет является – во-первых и прежде всего – инструментом достижения и поддержания экономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.

В ответ тем, кто выражает обеспокоенность по поводу больших  федеральных долгов, к которым  может привести проведение политики функциональных финансов, ее сторонники выдвигают три аргумента.

Во-первых, налоговые поступления автоматически возрастают по мере ускорения роста экономики. Следовательно, при данном уровне правительственных расходов дефицит, успешно стимулирующий рост объемов равновесного ЧНП, будет отчасти самоликвидироваться.

Во-вторых, при данных правах по установлению налогов и способности создавать деньги возможность правительства финансировать дефицит практически безгранична.

И, наконец, в-третьих, признается, что проблемы, порождаемые большим  федеральным долгом, на самом деле намного менее обременительны, чем это кажется большинству людей.

Современная фискальная политика признает использование бюджетных  дефицитов для целей стабилизации экономики. А это может привести к образованию и росту государственного долга.

Бесспорным преимуществом экономики США является ее размер. Это крупнейшая в мире экономика объемом $10 млрд. в год, что составляет 1/6 часть мирового потребления. Кроме того, США обладают богатыми запасами природных ресурсов, отличаются высокотехнологичным производством и являются крупнейшим в мире экспортером товаров.

Экономика США – это  наиболее зрелая, комплексная и эффективная  экономика в современном мире. В период ипотечного кризиса 2008-2010 годов и последующего мирового финансово-экономического кризиса экономика США показывает хорошую адаптивность к меняющимся условиям и пытается сохранить свое превосходство.

В системе производительных сил американской экономики огромную роль играют высокопрофессиональная рабочая  сила, целая армия ученых, инженеров  и конструкторов. Темпы роста экономики США не являются самыми высокими, но они устойчивы и вполне достаточны для удовлетворения растущих платежеспособных потребностей внутреннего рынка страны. Восстанавливаясь после кризисного периода, финансовая система США отличается большой гибкостью, надежностью и большим разнообразием входящих в нее институтов.

Можно предположить, что  после преодоления кризисных  явлений развитие мирового финансового  рынка ускорится, динамическое развитие мирового финансового рынка дало бы дополнительные инвестиции американской экономике. Перспективы её развития будут определяться взаимодействием всех отмеченных факторов. Однако, накопленный в предшествующие годы экономический потенциал, а также высокая эффективность американской экономической модели в конечном итоге позволят стране преодолеть экономические трудности. 17

 

Заключение

 

Темпы роста внешнего долга США отражают стремление иностранцев  делать сбережения в долларах. Предельный размер федерального долга утверждается Конгрессом США. Такой закон был  принят в 1917 году. С тех пор размер максимального долга увеличивался довольно регулярно через изменение закона.

Внешний долг США на 1989 год составлял 2,7 трлн. долларов, в 2001году - 5,7 трлн.долларов. По состоянию на 31 декабря 2009 года внешний долг США  брутто составлял 13 триллионов долларов. По состоянию на 16 января 2011 года, долг составил 14 триллионов долларов. По состоянию на 30 декабря 2011 года, долг составил 15 триллионов долларов, что является мировым рекордом в абсолютном выражении.

Согласно отчету казначейства США о странах-владельцах казначейских облигаций Основными странами-кредиторами являются Китай и Япония. Китай за счет более чем двукратного превышения объёма экспорта над объёмом импорта в торговом балансе с США (около 233 млрд. долл. в 2006 году) получает большой объём долларовых платежей, который накапливает в золотовалютных резервах (ЗВР).

Поскольку большая часть  поступивших в ЗВР долларовых средств не расходуется, а переводится  в казначейские облигации США  это приводит к значительному росту ЗВР Китая (+43%, до 1,5 трлн долл. за 2007 год) и Японии.

Рис. 8- Облигации США, Основные страны-кредиторы.

 

 

Однако в последнее  время, из-за напряженности в политической обстановке, возникшей между США  и Китаем, последний, для диверсификации своих валютных вкладов в декабре 2009 г. продал пакет государственных казначейских облигаций США на сумму 34,2 млрд. долл. В результате ведущим держателем американских долговых расписок стала Япония.

Россия занимает восьмое  место в рейтинге держателей государственного долга США. На 1 июля 2012 года доля американского государственного долга перед Россией составляла 118.0 млрд долларов, или 3,8 % от общего объема.

Государственный внешний  долг США выдается в виде безобидных 10-тилетних и 30-тилетних облигаций банка США, так называемых Treasures. По ним начисляются проценты, под видом которых обосновывается что кредитор как-будто бы даже зарабатывает на них. Однако фактически инфляция покрывает этот доход, а вот долг склонен к росту. И в конце концов вырастает до таких размеров, расплатиться по которому уже невозможно. И вместо того, чтобы вкладывать деньги в собственную экономику и страну, кредиторы финансируют потребление США.

Многие сторонники ухода  от такого устройства мировой экономики  лелеяли надежду, что текущий мировой финансовый кризис 2008-2010 годов разрушит систему, основанную на долларе как мировой резервной валюте. Но видимо, это не произойдет сейчас. США опять накачали систему рисованными деньгами и похоже потушили пожар мирового кризиса. Надолго ли? Ответить на данный вопрос вряд ли способен кто-либо сейчас из экономистов и политиков. Ясно одно - продолжаться так бесконечно не может. Развитие интернета и свободное распространение информации привело к пониманию данной ситуации во всем мире. Если есть понимание, то близок и конец этой системе порабощения мирового сообщества через доллар.

 

Список литературы

  1. Бадырканов А.М. Анализ условий и причин ипотечного кризиса в США Аудит и финансовый анализ. 2010. №8. С. 382 – 385.
  2. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику М.: Высшая школа, 2009.
  3. Воронин В.П. Мировое хозяйство и экономика стран мира. М.: Финансы и статистика, 2010. 235 с.
  4. Давыдов А.Ю. Внешняя торговля США и ее государственное регулирование // США. Канада. Экономика-политика-культура. 2011. №1. С. 13 – 28.
  5. Давыдов А.Ю. Финансовый рынок США в глобальной экономике США. Канада. Экономика-политика-культура. 2010.  №9. С. 61 – 76.
  6. Дынкин А.А. Мировая экономика: прогноз до 2020 года.  М.: Магистр, 2010. 429 с.
  7. Жуков Е.Ф. Ипотечный кризис в США и его социально-экономические последствия // Финансы. 2011.  №4. С. 60 – 62.
  8. Иноземцев В. Кризис: природа и перспективы // Международные процессы. 2011. №4. С. 25 – 37.
  9. Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб. Пособие. М.: «Финансы и статистика», 2012.
  10. Кременюк В. Порядок после кризиса: каким ему быть// Мировая экономика и международные отношения. 2011.  №3. С. 6 – 14.
  11. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, и проблемы и политика. М.: ИНФРА-М, 2009.
  12. Останина Т.Ю. Макроэкономика: Учебное пособие: Хабаровск: ХГАЭП, 2009.
  13. Маршалл А.. Принципы экономической науки. М.: Прогресс,2008.
  14. Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес. М.: КНОРУС, 2011. 681 с.
  15. Рогов С. США и эволюция международной финансовой системы // Экономист. 2011.  №3. С. 12 – 26.
  16. Максимова В.Ф. Рыночная экономика. Т.1. Часть 1. Макроэкономика. М.: «Соминтек», 2009.
  17. Сидорович. В. А. Курс экономической теории. М.: Экономика, 2011.
  18. Мамедов О.В. Современная экономика РД: Феникс, 2010. 
  19. Внешний долг США. Участники финансового рынка в каталоге ФинансГлобал.рф [Электронный ресурс] / Внешний долг США. – электронный каталог.- М.- 2011-2012.- Режим доступа: http://finansglobal.ru/stati/vneshnii-dolg-ssha.html, свободный.
  20. Фаминский И.П. Глобализация – новое качество мировой экономики. М.: Магистр, 2011. 396 с.
  21. Банковская система США. [Электроный ресурс] / АФИ. Консультант. – электронный журнал.- М.- 2010. – Режим доступа: www.dinform.ru?main.asp?k=69797, свободный.
  22. Федорович В.А. США. Государство и экономика. М.: Международные отношения, 2009. 384 с.
  23. Булатов А.С. Экономика. М.: БЕК, 2009.

Информация о работе Государственный долг США