Чистая монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 23:11, контрольная работа

Описание работы

Изучение чистой монополии дает возможность лучше понять другие реальные рыночные структуры, в которых существует несовершенная конкуренция, такие как монополистическая конкуренция и олигополия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....3
1.Признаки чистой монополии…………………………………………..4
2. Максимизация прибыли в чистой монополии……………………....7
3.Тесты………………………………………………………….…………11
Заключение……………………………………………….……………….13
Список использованной литературы…………………….……………..14

Файлы: 1 файл

Контр.doc

— 338.50 Кб (Скачать файл)


ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ


 

ФИЛИАЛ В г. КИРОВЕ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Чистая монополия

 

Вариант 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 3 курса

Финансово-кредитного факультета

Специальность «Финансы и кредит»

Проверил:

 

 

 

 

 

Киров  2011

 

 

 

 

 

                                        План работы.

 

                                                                                              Стр.

Введение…………………………………………………………………....3

1.Признаки чистой монополии…………………………………………..4

2. Максимизация прибыли в чистой  монополии……………………....7

3.Тесты………………………………………………………….…………11

Заключение……………………………………………….……………….13

Список использованной литературы…………………….……………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение.

 

      Одним из главных факторов, определяющих хозяйственную динамику, является конкуренция. Конкуренция характеризуется как форма взаимного соперничества, она подразделяется на совершенную и несовершенную.

      Различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка). По степени убывания конкуренции они могут быть представлены следующим образом: чистая (совершенная) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия.

      При совершенной конкуренции никто из продавцов и покупателей не в состоянии повлиять на цену товара, и она складывается свободно, под влиянием спроса и предложения. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются двумя крайними и противоположными формами рыночной структуры.

Сам термин «монополия»  происходит от греческого «monos polein» - «единственный продавец». Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей. Чистая монополия это теоретическая абстракция, так как, во-первых, немного найдется продуктов, у которых нет заменителей, а во-вторых, даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Однако анализ чистой монополии необходим в силу двух причин. Первая состоит в том, что значительный объем экономической деятельности ведется в условиях, близких к чистой монополии.

       Вторая причина заключается в том, что изучение чистой монополии дает возможность лучше понять другие реальные рыночные структуры, в которых существует несовершенная конкуренция, такие как монополистическая конкуренция и олигополия.

  1. Признаки чистой монополии.

 

 

   Самым крайним  случаем несовершенной конкуренции  является монополия. Абсолютная, или  чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта, у которого нет близких заменителей.

Рассмотрим признаки чистой монополии:

 Единственный продавец. Чистый, или абсолютный, монополист есть отрасль, состоящая из одной фирмы. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги.

    Нет близких заменителей. Из предыдущего признака следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает, что нет приемлемых альтернатив. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.

     “Диктующий цену”. Фирма с монопольной властью является фирмой, которая по своему усмотрению устанавливает цену на свой товар. Степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, так как он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен). Еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: “Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить”.

Контролирует  объем выпуска товаров. Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Монополист полностью контролирует объем выпуска товаров, если принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливает более низкие цены, но это не значит, что он будет повышать цену своей продукции. Ведь фирма монополист, как и любая другая фирма, стремиться к получению высокой прибыли, при установлении цены она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Поскольку монополист единственный производитель продукции, то его кривая спроса будет совпадать с кривой рыночного спроса. Принятие решения об объеме выпускаемой продукции, основано на том же принципе, что и при конкуренции, на равенстве предельного дохода и предельных издержек.

Ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация является одним из способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Производя продукцию меньше, и по более высокой цене по сравнению с условиями чистой конкуренции монополист лишается части потребительского спроса. Однако, снижая цену, с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден снижать цену на всю продаваемую продукцию. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене, чем остальные, то здесь практикуется «ценовая дискриминация».

Она проводиться при  следующих условиях:

  • покупатель, приобретая продукцию, не имеет возможности её перепродать;
  • возможно, разделить всех покупателей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную степень эластичности.

Ценовая дискриминация  позволяет увеличивать доходы монополиста, с другой стороны большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам.

Заблокированное вступление. Проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает  рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства. Барьеры для вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию. Эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.

Барьер для входа  в отрасль – ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы  поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен  свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые  монополистом, привлекли бы  на рынок новых продавцов,  значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами  исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном  счете,  стали бы конкурентными.

Различают несколько  типов барьеров, препятствующих проникновению  новых фирм на монополизированные рынки.

1.Юридические  барьеры. Вход на монополизированный рынок обычно очень сильно может быть ограничен с помощью юридических барьеров. Например, государство осуществляет лицензирование определенных видов деятельности, и без получения государственной лицензии такой деятельностью заниматься просто нельзя.

2.Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Такие монополии называют обычно естественными. В результате чего возникает естественная монополия – отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредотачивается в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.

3.Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими  фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.

 

  1. Максимизация прибыли в чистой монополии.

 

Можно сказать, что сущность монопольной (да вообще любой) прибыли  состоит в ее максимизации. Ведь сама по себе возможность обеспечения  прибыли - необходимое, но недостаточное  условие развития монополии. Неотъемлемой чертой  монополии была и есть жажда получения максимального прироста стоимости на весь авансированный капитал. Поэтому капиталы направляются туда, где выше норма прибыли. Максимальная прибыль является не только смыслом существования монополии, но и необходимым условием ее развития и выживания. Факты убедительно свидетельствуют о том, что даже крупнейшие монополии не могут выжить в конкурентной борьбе, не обеспечив себе соответствующих прибылей.

Чтобы максимизировать  прибыль, монополист должен вначале  определить как характеристики рыночного  спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса (это означает, что монополист может установить цену и определить объем производства в соответствии с характером кривой рыночного спроса).

Если кривая спроса на продукцию  конкурентной фирмы горизонтальна (каждая дополнительная единица продукции  добавляет к валовому доходу фирмы  постоянную величину, равную её цене), то кривая спроса на продукцию монополиста иная. Так как чистый монополист представляет всю отрасль( он единственный в отрасли), то его кривая спроса, есть кривая отраслевого спроса, которая имеет нисходящий вид.

Кривая спрос на выпуск продукции  монопольной фирмы совпадает с наклоненной вниз кривой рыночного спроса на продукт, продаваемый монополией (рис. 1). Это позволяет сделать три важных вывода.

                 Рис.1. Максимизация прибыли в монополии.

 

1. Чистая монополия может увеличить свои продажи, только снижая цену, что напрямую следует из нисходящей формы кривой. Это является причиной того, что предельный доход фирмы MR (marginal revenue) становиться меньше, чем цена P (price) для каждого выпуска, кроме первого. Если монополист понижает цену, то это касается всех единиц продукции, а это значит, что предельный доход – доход от одной дополнительной единицы продукции - будет меньше.

2. Монополист одновременно выбирает цену и объем производства, но он не может повысить цену без понижения объема производства и понизить цену без повышения объема производства.

3. Спрос будет эластичным по цене (эластичность спроса по цене – степень изменения величины спроса с изменением цены товара), если при снижении цены происходит рост величины спроса, а значит, и валового дохода TR (total revenue). Следовательно, монополист, стремящийся максимизировать прибыль, будет стремиться производить такое количество продукции и по такой цене, которые соответствуют эластичному участку кривой спроса D.

Стремящийся к максимизации прибыли  монополист в краткосрочном периоде будет следовать той же логике, что и владелец конкурентной фирмы. Он будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. То есть фирма-монополист будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам (MR = МС).

Графически это выглядит так (рис. 2):


Qm - количество продукции, которое будет производить монополист;

 Рm - монопольная цена.

Рис. 2. Прибыль монополии в краткосрочном  периоде.

       Здесь также показаны кривая предельного дохода МR и кривые средних общих и предельных издержек - АТС и МС. Предельный доход и предельные издержки совпадают при выпуске объема Qm. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Рm, которая соответствует данному количеству продукции Qm.

        Если монополист назначит цену выше Рм, то он сдвинется влево но кривой спроса, а объем продаж будет ниже максимизирующего прибыль уровня. Если монополист назначит цену ниже Рм, то он сдвинется вправо по кривой спроса, объем продаж будет выше максимизирующей прибыль уровня.

       Совокупная прибыль, получаемая монополистом, будет равна площади четырехугольника АРмВС. Отрезок АРм отражает прибыль на единицу продукции. Совокупную прибыль можно получить умножением прибыли на единицу продукции на максимизирующий прибыль объем производства.

   Поскольку фирма-монополист представляет собой отрасль, то равновесие в краткосрочном периоде будет являться равновесием и в долгосрочном периоде. Фирма будет до тех пор максимизировать прибыль, пока она остается монополистом, т.е. сумеет поставить надежные барьеры на пути вхождения в эту отрасль других фирм.

     Таким образом монополист вовсе не стремиться «заломить» свою монопольную цену. Она устанавливается при условии равенства предельного дохода предельным издержкам (MR=MC). Если монополист установит цену выше равновесной то, это повлечет за собой снижение количества продукции и прибыли. Это невыгодно монополисту.

Информация о работе Чистая монополия