Человеческий капитал и его роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2014 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Впервые термин «человеческий капитал» был использован Теодором Шульцем, американским экономистом, который пропагандировал идею образовательного капитала. Шульц исследуя послевоенные ФРГ и Японию, определил причину их быстрого восстановления. Он утверждал, что экономика этих стран возродилась быстрее благодаря здоровому и образованному населению. По его мнению, образование-это основа производительности, а здравоохранение- возможность сохранить инвестиции в образование, знания же определяются Шульцем, как качественный аспект экономики, который называется «человеческим капиталом». Из работ Шульца следует, что каждый из нас обладает определенным набором умений и навыков, который ученый называет человеческим потенциалом, а те навыки и умения, которые будут усилены соответствующими инвестициями и представляют собой человеческий капитал. Человеческие ресурсы сегодня становятся главным фактором экономического развития, как отдельных компаний и стран, так и всего человечества в целом. Поэтому традиционные факторы экономического роста - накопление капитала, естественное увеличение численности населения, технический прогресс и рост производительности труда - необходимо рассматривать по-новому, во взаимосвязи с человеческим фактором.
Итак, объектом данного исследования является человеческий капитал. Данная тема в настоящее время актуальна. Так как появляется все больше сторонников человеческого капитала, как наиболее ценного ресурса не только для отдельной компании, но и для общества в целом.

Содержание работы

Введение
Теоретические аспекты формирования и развития человеческого капитала
Сущность, значения и виды человеческого капитала
Основные постулаты теории человеческого капитала
Проблемы современного рынка труда и человеческий капитал
Роль государства в развитии человеческого капитала
Человеческий капитал в условиях современной российской экономики
Человеческий капитал, как фактор экономического роста
Проблема миграции человеческого капитала
Значение человеческого капитала в развитии производительных сил
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 225.00 Кб (Скачать файл)

 

              МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Подольский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В.С. Черномырдина»

 

Кафедра  экономики  и  управления машиностроения

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему «Человеческий капитал и его роль в современной экономике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 8-13

                           Леонтьева Д.О.

 

                                                            Проверила: доцент Леонова М.Е.

 

 

 

 

 

 

                                                        Подольск  2012г.

 

Введение

  1. Теоретические аспекты  формирования и развития человеческого капитала                                                   
  2. Сущность, значения и виды человеческого капитала
  3. Основные постулаты теории человеческого капитала
  4. Проблемы  современного рынка труда и человеческий капитал
  5. Роль  государства в  развитии человеческого капитала
  6. Человеческий капитал  в условиях современной российской экономики
  7. Человеческий  капитал, как фактор экономического роста
  8. Проблема миграции человеческого капитала
  9. Значение человеческого капитала в развитии производительных сил

Заключение

Список  использованной литературы

 

 

 

   

 

 Введение     

Впервые термин «человеческий капитал» был использован Теодором  Шульцем, американским экономистом, который пропагандировал идею образовательного капитала. Шульц исследуя послевоенные ФРГ и Японию, определил причину их быстрого восстановления. Он утверждал, что экономика этих стран возродилась быстрее благодаря здоровому и образованному населению. По его мнению, образование-это основа производительности, а здравоохранение- возможность сохранить инвестиции в образование, знания же определяются Шульцем, как качественный аспект экономики, который называется «человеческим капиталом». Из работ Шульца следует, что каждый из нас обладает определенным набором умений и навыков, который ученый называет человеческим потенциалом, а те навыки и умения, которые будут усилены соответствующими инвестициями и представляют собой человеческий капитал. Человеческие ресурсы сегодня становятся главным фактором экономического развития, как отдельных компаний и стран, так и всего человечества в целом. Поэтому традиционные факторы экономического роста - накопление капитала, естественное увеличение численности населения, технический прогресс и рост производительности труда - необходимо рассматривать по-новому, во взаимосвязи с человеческим фактором.     

Итак, объектом данного исследования является человеческий капитал. Данная тема в настоящее время актуальна. Так  как появляется все больше сторонников человеческого капитала, как  наиболее ценного ресурса не только для отдельной компании, но и для общества в целом.      

Человеческий  капитал — основа эффективного производства любой фирмы, именно человеческий капитал  в совокупности с другими факторами  производства при правильном использовании  позволяет получить максимальную прибыль  при минимальных затратах. Поэтому  вклад в человеческий капитал  сегодня  - это не что иное, как  конкурентоспособность, экономический  рост и эффективность фирмы в  будущем.     

Предметом исследования является рассмотрение роли человеческого капитала в современной  экономике.          

 Целью данной работы является  установка связи между человеческим  капиталом и ростом эффективности  экономики в современных условиях. В рамках поставленной цели  можно выделить следующие задачи:

Показать теоретическую основу и взаимосвязь таких понятий как экономический рост и человеческий капитал.

Выявить роль государства на рынке человеческого капитала.

Определить основные факторы, влияющие на улучшение качества и повышение производительности человеческого капитала.

Рассмотреть проблемы развития рынка человеческого капитала. Исследовать причины трудовой эмиграции населения в нашей стране.     

Информационная  база: учебные пособия, средства периодической  печати,  словари, материалы Интернет-сайтов.  

1.Теоретические аспекты  формирования и развития человеческого капитала

 

1.1.Сущность, значения и  виды человеческого капитала

 

 

     Природа и сущность капитала находится в центре экономической мысли на протяжении столетий. В зависимости от уровня развития производительных сил, производственных отношений люди по-разному отвечали на вопрос о том, что такое капитал.     

Сегодня в определение капитала все более  уверенно включаются человек и его  способности, а ведущим понятием мирового сообщества становится утверждение  «люди-главный ресурс экономики». Поэтому  в управленческой науке последние  два десятилетия, активно изучается  и рассматривается такая экономическая  категория, как человеческий капитал.     

Термин  "человеческий капитал" обязан своему происхождению очевидному сходству с "обычным" капиталом по форме воспроизводства. И в том и в другом случае мы имеем дело с долгосрочным расходованием средств на создание факторов, обеспечивающих отдачу от вложенных средств. Как и вещественный капитал человеческий обеспечивает при своем применении производственный эффект, превышающий объем затрат на его создание. Однако различия между человеческими способностями к творческой деятельности и капиталом достаточно велики.[5,с.20]     

Для того,чтобы определить в чем заключаются  эти различия, выделим «общее» и «особенное» в сущности этого понятия.      

 С точки зрения «общего», сущность человеческого капитала состоит в его возможности быть использованным для создания, определенных благ: это ценность, способная обеспечивать создание других ценностей.       

 А особенное в человеческом  капитале заключается в способности  человека и только человека  приводить в движение себя  и другие виды «неживого» капитала; человек организует и управляет  созидательным процессом, задавая  ему направленность и наполняя определенным содержанием (творческим или рутинным и т.д.). [9,с.5-6]       

 Теперь на основе этого разделения  можно выявить особенности, которые  присущи человеческому капиталу.

Базисность - создатель других видов национального богатства.

Интегратор - технологически сцепляет другие капиталы.

Самовозрастает, т.е. человеческий капитал наращивает сам себя,   саморазвивается (это проявляется в повышение профессиональной квалификации, переподготовке, улучшении условий труда, повышении качества жизни в процессе создания жизненных благ).

Внутренне систематизируется, самокомбинирует качества.

Человеческий капитал может экономически изменять свою стоимость и амортизироваться, физически и морально изнашиваться.

Обладает способностью производить блага без участия других капиталов.

Купля продажа человеческого капитала носит экстернальный характер. Т.е человек может реализовать свои способности в гораздо большей степени, чем это предусматривает работодатель, возникающие при этом экстерналии никак не учитываются в действующих контрактах.

Имеет мультипликативную, или двойную ценность, создает жизненные блага и одновременно развивается в процессе производства.      

Последняя особенность и объясняет постоянно растущую эффективность инвестиции именно в человеческий капитал при относительно «угасающей» результативности инвестиций в природный и вещественный капитал.      

 Глубинным источником развития и качественного обновления природного и вещественного капитала является развитие и качественное обновление человеческого капитала. Другими словами, прямые инвестиции в человеческий капитал, по сути, есть косвенные инвестиции в природный и вещественный капитал нации. Смена базового ресурса   делает развитие человеческого капитала не только экономической,   но ещё и экологической, политической и социальной проблемой.                                                                                                          

Отсюда  вытекает важность определения, измерения  и детализации человеческого  капитала. Итак, исследуем  основные классификации человеческого капитала.     

По степени эффективности человеческий капитал делится на отрицательный (разрушительный) и положительный(созидательный) человеческий капитал. Так же существуют и промежуточные по эффективности состояния человеческого капитала.      

 Отрицательный человеческий капитал  не даёт  полезной отдачи от инвестиций в него, препятствует развитию личности и общества, росту качества жизни населения. Так, например, наркоман, преступник - это потерянные для семьи и общества инвестиции. Отрицательный человеческий капитал активно преумножается в условиях нестабильного социально-экономического состояния. Он требует дополнительных инвестиций для приспособления к новым условиям, и эти инвестиции являются неэффективными с экономической точки зрения. Например, если человек является носителем знаний, которые не соответствуют современным требованиям производства, то его переобучение, зачастую, требует гораздо больше средств, чем обучение соответствующего работника с нуля или приглашение работника со стороны. Другими словами,  кардинальное изменение качества труда обходится дороже, чем формирование качественно нового труда на современной образовательной основе. В связи с этим огромные сложности лежат, в частности, на пути создания российской инновационной системы и венчурного бизнеса. Основное препятствие здесь - отрицательный человеческий капитал в части инновационной предпринимательской способности, менталитета, опыта и знаний россиян в этой области. Эти же проблемы стоят на пути внедрения инноваций на российских предприятиях. Пока инвестиции в этой сфере не дают должной отдачи.     

Доля  отрицательной составляющей в накопленном  человеческом капитале и, соответственно, эффективность инвестиций в человеческий капитал в различных странах  сильно различается. Но, тем не менее, необходимость вложений в человеческий капитал высоко оценивается во всех странах. Так, например инвестиции в  здравоохранение  (одна из составляющих инвестиций в человеческий капитал)  в США составляют 15,9% от ВВП, даже в таких странах, как Босния(8,8%),Ливан (8,7%),Грузия (8,6%),Никарагуа (8.3%) вложения в здравоохранения достаточно велики. А  наша страна по этим показателям, к сожалению, значительно отстает, т.к. на здравоохранение в России приходится всего лишь  5,2% от ВВП.[1,с.5]     

Положительный человеческий капитал определяется, как накопленный человеческий капитал, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в него. В частности, от инвестиций в повышение и поддержание качества жизни населения, в рост инновационного потенциала, в развитие системы образования, рост знаний, развитие науки, улучшение здоровья населения, в повышение качества и доступности информации. Человеческий капитал является инерционным производительным фактором, то есть инвестиции в человеческий капитал требуют не только затрат, но и терпения, поскольку их инвестиционный период длится 12-20 и более лет. Но в относительно короткие сроки можно получить существенную отдачу от инвестиций в образование, знания, здоровье, но не в менталитет, который формируется веками. То обстоятельство, что человеческий капитал невозможно изменить в короткие сроки, особенно при значительном объеме отрицательного накопленного человеческого капитала, в сущности, является главной проблемой развития экономики России с точки зрения теории человеческого капитала.     

Важнейшей составляющей человеческого капитала является труд, его качество и производительность. Качество труда в свою очередь  определяется ментальностью населения  и качеством жизни. Труд в России, к сожалению, был и остается традиционно  низкого качества (то есть продукция  российских предприятий, за исключением сырья и первичных продуктов из него, неконкурентоспособна на мировых рынках, производительность и интенсивность труда низки). Энергопотребление российской продукции в 2-3 раза (в зависимости от отрасли) выше, чем в странах с эффективными производствами. А производительность труда в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Например, относительно уровня развития США российская производительность в сфере энергетики составляет только 15%, в розничной торговле – 31%, в строительстве – 21%.На исправление этой ситуации и направлена программа антикризисных мер Правительства РФ на 2010 год.  В 2010 году планируется «...уделить основное внимание ...повышению качества трудовых ресурсов, формированию эффективной занятости, созданию новых, хорошо оплачиваемых рабочих мест, ... в большей мере заниматься программами переобучения и повышения квалификации, активнее поддерживать самозанятость и открытие людьми собственного дела»1     

Также в теоретической литературе можно встретить разделение человеческого капитала на универсальный и специфический. Под специфическим человеческим капиталом понимаются знания и навыки, которые повышают эффективность деятельности индивида при работе на конкретной фирме, но теряют свою ценность при потере работы или при переходе в другую фирму. В свою очередь универсальный человеческий капитал - это знания, умения, навыки, которые могут быть востребованы в различных сферах деятельности. [2,с.44]  Благодаря выделению универсального и специфического человеческого капитала появилась дополнительная возможность разрешения вечной проблемы высшего образования - обеспечения оптимального сочетания теоретической и практической подготовки специалистов. Соотнося накопление универсального человеческого капитала с фундаментальным образованием, а специфического с практически ориентированным, можно, по востребованности каждого типа капитала, определить соотношение абстрактных и конкретных программ подготовки. Для инновационной экономики характерна большая востребованность универсального человеческого капитала, что объясняется быстрой сменой технологий и распространением аутсорсинга.     

Кроме того в экономической науке существует разделение человеческого капитала на индивидуальный, национальный и человеческий капитал фирмы. [Приложение №1]

Данная  классификация видов человеческого  капитал позволяет рассматривать  и оценивать человеческий капитал  на уровне отдельного человека (микроуровень – индивидуальный человеческий капитал), отдельного предприятия или группы предприятий (мезоуровень – человеческий капитал фирмы) и государства  в целом (макроуровень – национальный человеческий капитал). В структуре  индивидуального человеческого  капитала можно выделить капитал  здоровья, культурно-нравственный капитал, трудовой, интеллектуальный и организационно-предпринимательский  капитал.  В структуре капитала фирмы особую роль играют признанные активы индивидуального человеческого  капитала (патенты, авторские свидетельства, ноу-хау и др.), фирменные нематериальные активы (товарные марки, товарные знаки  коммерческие секреты и т.п.), организационный  капитал, структурный капитал, бренд-капитал  и социальный капитал. Национальный человеческий капитал включает социальный, политический капитал, национальные интеллектуальные приоритеты, национальные конкурентные преимущества и природный потенциал  нации.      

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике