Борьба за природные ресурсы на международной арене и политика РФ в данной области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 00:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состояла в получении комплексного представления о состоянии природных ресурсов на международной арене, выявлении принципа расположения их в мире, рассмотрении вероятности возгорания войны за природные ресурсы ,политики РФ в области борьбы за природные ресурсы.
Для достижения целей необходимо было решить следующие задачи: определить что включает в себя понятие природные ресурсы, обозначить, какие ресурсы являются дефицитными , в каких странах возможна война за природные ресурсы и какова политика России в этой проблеме.сти.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… ………..........3
Глава1.Природные ресурсы: понятие и виды……………………… ………..…4
1.1.расположение природных ресурсов в мире……………………………. …. 7
1.2.дефицитные природные ресурсы в России и в других ведущих странах мира…………………………13
Глава2.борьба за природные ресурсы ………………………………………....15
2.1.вероятность войны за природные ресурсы………………………………...22
2.2.политика РФ в области борьбы за природные ресурсы…………………...25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

борьба за прир рес.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

В отличие от России США активно вмешиваются  в энергетические стратегии других государств, беря на себя функцию международного арбитра, наподобие ООН. В январе 2007 г., на заседании Конгресса США, американскими политиками был рассмотрен законопроект под названием "Акт об энергетической дипломатии и безопасности". Акт призывает поддерживать "молодые демократии" - Украину и Грузию в их стремлении к энергетической независимости. В документе говорится, что энергетическая безопасность является приоритетом для правительств многих зарубежных государств и играет все более центральную роль во взаимоотношениях правительства США с иностранными правительствами. "Акт об энергетической дипломатии и безопасности" возводит энергетические вопросы в ранг основного приоритета американской внешней политики. При этом появляется специальная должность - помощник госсекретаря Госдепартамента США по вопросам международной энергетики, которому вменяется немедленно создать или расширить стратегические энергетические партнерства с правительствами государств, являющихся крупнейшими поставщиками или потребителями энергии. Особо подчеркивается, что США должны сотрудничать только с государствами, которым разрешено получать американскую экономическую и военную помощь. Таким образом, США пытаются скоординировать мировой рынок поставок углеводородов в соответствии со своим собственным видением и ранжированием миропорядка.

"Сырьевые" конфликты с Белоруссией и  Украиной сыграли на руку антироссийским  идеологам, пытающимся выставить Россию в качестве энергетического шантажиста в глазах мировой общественности. В конце 2006-начале 2007 гг. белорусское правительство в ответ на рыночное повышение цен на газ российским "Газпромом" начало несанкционированный отбор нефти, предназначенной для Евросоюза, из экспортного трубопровода "Дружба", принадлежащего российской компании "Транснефть". Администрация Джорджа Буша в момент разгара "сырьевого" конфликта России с Белоруссией не упустила момент обвинить Россию в использовании энергоресурсов в качестве политического рычага. На этом фоне Конгресс США объявил о генеральных направлениях по энергетическому сотрудничеству с Китаем и Индией - создании с ними международных стратегических запасов нефти, а также форума по энергетическому сотрудничеству с участием государств западного полушария (США, Канада, Латинская Америка). Несомненно, усиление сотрудничества с Китаем и Индией интересует американцев не только в энергетическом секторе. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков 20 марта 2007 г. возглавил межправительственные комиссии по военно-техническому сотрудничеству с Китаем и Индией. Министру обороны предстоит отстаивать интересы России в условиях явного тотального лоббирования США своего влияния в этих двух странах.

Конкурентную  политическую борьбу за расстановку сил на мировом энергетическом рынке российское правительство воспринимает с достаточной серьезностью и с точки зрения долгосрочной перспективы. Россия как не менее, а даже более крупный игрок на энергетическом рынке, чем США, особое внимание уделяет сегодня строительству трубопроводов из Восточной Сибири в Китай и терминалов на Тихом океане.

На сегодняшний  день союзниками России в классическом смысле являются только члены ОДКБ. В рамках ОДКБ идет процесс модернизации и интегрирования национальных систем ПВО на Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском направлениях. За 2006 г. было подготовлено к подписанию Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы ПВО. В дальнейшем планируется объединение сил ПВО и по двум другим региональным направлениям - Кавказскому и Центрально-Азиатскому. Первый вице-премьер Сергей Иванов как-то сказал, что "мы начинаем наконец оправдывать свой герб", имея в виду, что Россия, как двуглавый орел, следит за своими интересами на Западе и Востоке одновременно.

В 2000 г. Джордж Робертсон, бывший в то время генеральным  секретарем НATO, в интервью для российской прессы сказал: "Давайте я вам покажу один сувенир. Вот это - камни от баррикад вокруг российского Белого дома, сооруженных в августе 1991 г. Я как раз был в Москве в это время". Сегодня эти "камни 1991 г." пора собирать, а не разбрасывать. Прежде всего Россия, требуя уважения к собственному суверенитету, категорически отказывается от вмешательства во внутренние дела своих суверенных соседей. И перелом ситуации, прежде всего психологический, уже совершен. Удалось сломить ожесточенное сопротивление мировой общественности и остановить разграбление России. Однако войны за сырьевые ресурсы богатейшего континента Евразии только начинаются.

 

                                                Заключение.

За природные ресурсы, которые с каждым днем иссякают, в недалеком будущем будет ожесточенная международная борьба.

Несмотря на всю несхожесть России и Африки, их принадлежность к разным с точки зрения уровня социально-экономического развития подгруппам, у этих двух регионов есть много общего. Роднит их то, что они относятся к не до конца истощенным ресурсоизбыточным регионам, наряду, быть может, с Бразилией и очаговыми вкраплениями в Азии (район Персидского залива). Все это в значительной мере определяет их нынешнее положение в мировом хозяйстве и политике и делает объектами экспансии и международного прессинга, который будет в перспективе только возрастать.

По мере наметившегося  в 2001—2008 годах улучшения экономической  ситуации в России и последовавшего за этим укрепления ее международных  позиций большое число стран  Запада активно используют пропагандистский тезис о гипотетической угрозе «сырьевого (как вариант, «энергетического) диктата» Москвы и ее стремлении «поставить под свой контроль жизненно важные источники энергоресурсов и пути их поставки».

При этом сам факт расширения экономического сотрудничества России с развивающимися странами интерпретируется в качестве угрозы. Действительная подоплека подобных обвинений — обостряющееся глобальное соперничество за доступ к иссякающим запасам природных ресурсов и сырья, значительная часть которых находится на территории России и Африки. В результате мирохозяйственная роль последних как ведущих игроков на глобальном рынке сырьевых ресурсов неуклонно возрастает. При этом между Россией и африканскими странами складываются как отношения сотрудничества, так и конкуренции. Диалектика этих отношений пока недостаточно изучена. В недавно вышедшей книге «Ресурсный потенциал Африки и национальные интересы России» выдвинута концепция новой экономической стратегии РФ в отношении Африканского континента, названная «Проект РуссАфрика». Главной задачей для заинтересованных в сотрудничестве с африканскими странами отечественных структур должно стать противодействие превращению Африки в эффективную альтернативу российским источникам топлива и сырья (в первую очередь на европейском векторе) и, что еще более вероятно, в действенное орудие шантажа и давления на российскую сторону со стороны западных держав. Одновременно Россия заинтересована в Африке как в поставщике многих видов сырья, необходимого для модернизации экономики. На этапах преодоления последствий кризиса и наращивания промышленного экспорта из РФ экономическое сотрудничество с африканскими странами может внести весомый вклад в преодоление сырьевой специализации российской экономики в международном разделении труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.http://www.km.ru/spetsproekty/2012/02/24/publitsistika/resursnye-voiny

2.http://inosmi.ru/ukraine/20111004/175544696.html

3.http://www.voanews.com/russian/news/world-news/Security-environment-2011-06-17-124076169.html

4.http://army.lv/ru/Borba-za-sirevie-resursi-Evrazii-tolko-nachinaetsya/1583/3679

5.Внешняя торговля России в 2011г.БИКИ-2012 №21 с 2-3.

6.Информационно-аналитический портал «Минерал».

7.Издания: «Известия», «Столичные новости»

8.Оболенский В.П. Глобальный кризис и внешняя торговля России. Российский внешнеэкономический вестник 2012 №1 с 4-5.

 


Информация о работе Борьба за природные ресурсы на международной арене и политика РФ в данной области