Бюджетный дефицит и управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Современная экономическая теория и практика уделяют большое внимание проблемам дефицита бюджета и государственного долга. В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой, различного общественного строя. Общее макроэкономическое развитие в значительной степени зависит от формирования доходов и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов и характеристик государственного долга. Именно поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Бюджетный дефицит и управление государственным долгом.
1.1 Понятие бюджета. Бюджетный дефицит, его виды и концепции регулирования…5
1.2 Государственный долг, его виды и факторы воздействия…………………………10
1.3 Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения
государственного долга………………………………………………………………23
Глава 2. Государственный долг России.
2.1 Государственно-долговая политика России………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………45

Файлы: 1 файл

Курсовик гос долг.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)

 

Государственный долг – общий размер задолженности  правительства перед владельцами  государственных ценных бумаг, равный сумм прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки).

Внутренний  государственный долг – задолженность  государства гражданам, фирмам и  учреждениям данной страны, которые  являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг –  задолженность государства иностранным  гражданам, фирмам и учреждениям.

Частный долг –  общий размер задолженности негосударственного сектора владельцам частных ценных бумаг.

Государственный и частный долг являются элементами кругооборота «доходы-расходы». По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и остальным миром. Создание долга – это механизм, посредством которого сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы. Если потребители и бизнес не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений, эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном случае экономика отойдет от полной занятости ресурсов.5

Государственный долг может быть представлен в  форме:

1)кредитных  соглашений и договоров, заключенных  от имени государства как заемщика  с кредитными организациями, иностранными  государствами и международными финансовыми организациями;

2)государственных  займов, осуществленных путем выпуска  ценных бумаг от имени государства;

3)договоров  и соглашений о получении государством  бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы государства;

4)договоров  о представлении государству  государственных гарантий;

5)соглашений  и договоров, в том числе  международных, заключенных от  имени государства, о пролонгации  и реструктуризации долговых  обязательств государства прошлых  лет6.

По условиям привлечения средств различают внутренний и внешний долг.

Внутренний  государственный долг – это совокупность обязательств государства перед  резидентами, т.е. задолженность государства  всем гражданам, которые держат внутренние государственные облигации.

Внешний государственный  долг – это совокупность долговых обязательств государства, которые  возникли в результате займов государства  на внешнем рынке.

Внешний долг государства  имеет такие составные:

  1. долг органов государственной власти и управления, который возник в результате привлечения кредитов иностранных государств и выпуска государственных ценных бумаг, которые размещаются на международных рынках капиталов;
  2. долг субъектов хозяйствования, гарантированный правительством. Он погашается и обслуживается субъектами хозяйствования – заемщиками.

В экономической  теории существует ряд концепций  касательно толкования влияния государственного долга на экономику. В современной  экономической литературе выделяют две основные теории государственного долга. Первой является традиционная (или классическая) теория государственного долга, которая базируется на принципах и подходах неоклассической школы экономической теории.

Сущность традиционной теории состоит в том, что увеличение государственного долга стимулирует  совокупный спрос и экономический рост в краткосрочном периоде, но в долгосрочном периоде способствует снижению части капитала в национальном богатстве и уменьшению национального дохода.

Анализ эффектов государственного долга был бы неполным без учета и изучения «теории нейтральности государственного долга», которую называют «Эквивалентность Риккардо». Ее сущность состоит в том, что выбор финансирования государственных расходов с помощью займов или налогов не является релевантным. Эта теория имеет большое теоретическое значение и нуждается в дальнейшем изучении. Однако при изучении оптимальных значений государственного долга и предельных показателей долговой нагрузки следует руководствоваться принципами классической теории государственного долга.

Классическая  теория государственного долга базируется на ряде гипотез:

- на объем  правительственных расходов долговая  политика не влияет, ревалентными  являются только уменьшение (увеличение) налогов или увеличение (уменьшение) объема государственного долга  для покрытия дефицита бюджета;

- временное  уменьшение налогов в текущем  периоде предусматривает увеличение  налогов в будущем, так как  государственный долг постоянно  расти не может;

- настоящая  стоимость повышения налогов  равняется стоимости текущего  прироста государственного долга.

Перед тем, как перейти  к исследованиям макроэкономических эффектов государственного долга, им следует  дать определение как объекту  статистического изучения. Под макроэкономическим эффектом государственного долга понимают изменение параметров макроэкономической конъюнктуры, фискальной и монетарной политики государства, национального богатства, экономического развития, политической стабильности страны и ее экономической независимости в результате влияния государственного долга на экономику.

Начнем исследование с анализа краткосрочных эффектов, которые влияют на дефицит бюджета, а потом перейдем к долгосрочным, среди которых одним из наиболее важных является уменьшение национального богатства.

В соответствии с классической экономической теорией в долгосрочном периоде государственный долг снижает уровень национальных сбережений и, следовательно, величину внутренних и внешних инвестиций. Это приводит к сокращению основного денежного капитала в экономике и уменьшению объемов национального производства и национального дохода.

Влияние долга  на накопление капитала может быть представлено в виде экономической  модели американского экономиста Г.Мэнкью. Предположим, что налоги взимаются  в форме подоходного налога со ставкой £, а r – величина реальной процентной ставки. Объем государственного долга обозначим через D. Следующие равенства характеризуют равновесное состояние модели:

 

Y= f(k)

£y +£rD = G + rD

r = f’(k)

(1 - £)r = p,

 

где первое равенство  – это производственная функция, показывающая, что объем производства продукции, товаров и услуг, y, является функцией от объема капитала, k.

Второе равенство характеризует  бюджетное ограничение государства, в котором налоговые поступления, £y +£rD, равны государственным расходам, G, а также стоимости обслуживания долга, rD. Третье равенство показывает, что величина процентной ставки, r, равна предельному продукту капитала. Согласно четвертому выражению, предналоговая процентная ставка соответствует норме предпочтения настоящего потребления будущему, p.

В рамках данной модели можно проследить, как увеличение государственного долга влияет на объем капитала в экономике. Наращивание долга вызывает рост расходов на его обслуживание; последние обуславливают необходимость увеличения ставки налогообложения. Это сопровождается повышением предналоговой процентной ставки, которое ведет к снижению равновесного количества капитала в экономике. Таким образом, следствием наращивания государственного долга является вытеснение частного капитала и связанное с этим падение темпов роста национального производства. Необходимо отметить, что при темпах экономического роста выше величины процентных ставок по государственным обязательствам обслуживание долга не требует увеличения налогообложения и, следовательно, не ведет к вытеснению капитала7.

В краткосрочном  периоде увеличение государственного долга приводит к увеличению совокупного  спроса и производства (национального  дохода, ВВП). Например, если правительство  создает бюджетный дефицит, оставляя уровень расходов неизменным и уменьшая налоговую нагрузку, то это в свою очередь приведет к росту совокупного фактического дохода и достатка домохозяйств. Согласно допущениям, на которых базируется традиционная теория государственного долга, увеличение доходов и уровня достатка домохозяйств способствует стимулированию их расходов на приобретение товаров и услуг, а следовательно, и ведет к увеличению совокупного спроса.

В краткосрочном  периоде экономика находится  в «кейнсианском» отрезке кривой совокупного предложения, поэтому  увеличение совокупного спроса приводит к увеличению национального дохода. Причиной этого является неэластичность цен, заработной платы, или их временная негибкость, поэтому сдвиги в совокупном спросе способствуют увеличению потребления факторов производства. Собственно, на таких принципах и допущениях базируется кейнсианская модель выхода экономики из состояния рецессии. Таким образом, краткосрочным эффектом государственного долга является увеличение совокупного спроса и национального дохода.

Однако согласно с традиционной теорией, в долгосрочном периоде совокупное предложение является неэластичным, то есть находится в «классическом» отрезке кривой совокупного предложения, поэтому эффекты, связанные с изменением спроса в краткосрочном периоде, являются незначительными в долгосрочном периоде. В этом периоде государственный долг способствует уменьшению уровня сбережений в экономике, что в свою очередь имеет ряд последствий. Для пояснения нашего допущения проанализируем структуру ВВП:

 

Y = C + S + T, (1)

Y = C + I + G + NX, (2)

 

где Y – ВВП,

С – частное  потребление,

S – частные  сбережения,

Т – налоги, за исключением  правительственных трансфертов,

I – инвестиции,

G – правительственные  расходы,

NX – чистый экспорт.

После проведения ряда превращений  из формул (1) и (2) получаем равенство:

 

S + (T – G) = I + NX, (3)

 

которое показывает, что объем частных и государственных сбережений соответствует сумме инвестиций и чистого экспорта.

Система национальных счетов (СНС) является методологической основой подсчета большинства основных макроэкономических показателей, в том числе и тех, которые являются объектами нашего анализа.

Сальдо счета  текущих операций (Счет внешних операций с товарами и услугами) должно соответствовать  сальдо счета капитала (Счет операций с капиталом) в состоянии равновесия внешней торговли и потоков капитала. Первый соответствует чистому экспорту и чистым инвестиционным доходам резидентов, которыми в нашем анализе можно пренебречь из-за их маленькой величины по сравнению с NX. Сальдо счетов капитала равняется чистым иностранным инвестициям (кредитам) (NFI), которые соответствуют инвестициям резидентов за границу за исключением инвестиций нерезидентов в экономику. Отсюда получаем четвертое равенство:

 

NX = NFI, (4)

 

то есть международные  потоки стоимости товаров и услуг (NX) должны равняется международным потокам капитала (NFI). Из равенства (3) и (4) вытекает равенство (5):

 

S + (T – G) = I + NFI (5)

 

Правая часть  равенства (5) показывает национальные сбережения как сумму частных  и государственных сбережений, а  левая часть – иллюстрирует направления использования этих сбережений и инвестиции в страну и за границу.

В случае, если правительство уменьшит налоговую  нагрузку, оставляя уровень расходов без изменений, создастся дефицит  государственного бюджета, это, соответственно (5), приведет к уменьшению сбережений и инвестиций.

Последнее является, по сути, уменьшением темпов прироста капитала в стране, что, естественно, способствует уменьшению уровня производства.

С меньшим объемом  капитала уровень предельного продукта капитала будет выше, а следовательно, выше будет и уровень процентных ставок в стране.

В свою очередь, производительность труда будет  ниже, что приведет к уменьшению уровня реальной заработной платы.

Уменьшение  объемов чистых иностранных инвестиций на протяжении нескольких периодов будет означать, что резиденты будут владеть меньшим объемом капитала за границей или нерезиденты будут владеть большей частью капитала в стране. Мало того, уменьшение чистых иностранных инвестиций, согласно (4), должно соответствовать уменьшению чистого экспорта.

 Таким образом,  подытожив выделенные выше последствия  государственного долга в долгосрочном  периоде, можно выделить такие  программы влияния государственного  долга на экономику, то есть  его макроэкономические эффекты  в долгосрочном периоде:

 

1.Сбережения  ↓, → инвестиции ↓, →объем  основного капитала ↓, → НД  ↓, уровень процентных ставок  ↑, реальная заработная плата  ↓.

2.Сбережения  ↓, инвестиции ↓, → чистый  экспорт ↓.

 

Увеличение  совокупного спроса в краткосрочном  периоде рядом с изменением сбережений и объема основного капитала в долгосрочном периоде являются наиболее важными макроэкономическими эффектами государственного долга, однако следует помнить, что долговая политика имеет ряд других эффектов на экономику.

Каждая из этих концепций не может быть полностью опровергнута и оказывает известное воздействие на формирование конкретных моделей бюджетно-налоговой политики . Поведение инвестиционного спроса также может быть различным. Эффект вытеснения предполагает, что при заданной кривой инвестиционного спроса частные инвестиции сокращаются из-за повышения процентных ставок, которое возникает в случае долгового финансирования бюджетного дефицита. Однако если экономика первоначально находится в состоянии спада, то рост государственных расходов будет оказывать на нее стимулирующее воздействие через эффект мультипликатора. Это может улучшить ожидания прибылей у частного бизнеса и вызвать сдвиг вправо кривой инвестиционного спроса. Прирост инвестиционного спроса может частично или полностью элиминировать эффект вытеснения (см. Рис.1). Возникший под влиянием роста процентных ставок с R1 до R2 эффект вытеснения инвестиций с I1до I2 элиминируется их ростом с I2 до I3 в результате сдвига кривой инвестиционного спроса из положения 1 в положение 2 на фоне оптимистических ожиданий инвесторов. Таким образом, в известных обстоятельствах один и тот же механизм - долговое финансирование бюджетного дефицита - может как вызвать эффект вытеснения частных инвестиций, так и элиминировать его. Поэтому взвешенная оценка эффективности бюджетно-налоговой политики в условиях увеличения государственного долга требует углубленного макроэкономического анализа.

Информация о работе Бюджетный дефицит и управление государственным долгом