Бизнес-план предприятия: сущность, назначение, порядок разработки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:36, контрольная работа

Описание работы

Бизнес-планом называется документ, содержащий экономическое обоснование развития предприятия, выпуска новой продукции или реализации других коммерческих идей. Бизнес-план сочетает в себе черты стратегических и текущих планов. Он составляется при создании предприятия или в переломные моменты его существования, например, при расширении масштабов деятельности, привлечении потенциальных инвесторов, эмиссии ценных бумаг и т.д. Горизонт планирования – от 1 года до 5 лет, как правило, бизнес-план разрабатывается с разбивкой по годам.

Файлы: 1 файл

Бизнес план УПД.doc

— 55.00 Кб (Скачать файл)

Бизнес-план предприятия: сущность, назначение, порядок разработки

Бизнес-планом называется документ, содержащий экономическое обоснование развития предприятия, выпуска новой продукции  или реализации других коммерческих идей. Бизнес-план сочетает в себе черты стратегических и текущих планов. Он составляется при создании предприятия или в переломные моменты его существования, например, при расширении масштабов деятельности, привлечении потенциальных инвесторов, эмиссии ценных бумаг и т.д. Горизонт планирования – от 1 года до 5 лет, как правило, бизнес-план разрабатывается с разбивкой по годам.

Анализ экономической ситуации и выбор рациональных и выгодных для предприятия вариантов решения  хозяйственных задач характеризует  процесс составления бизнес-плана. Конечной его целью является формирование комплексной системы развития производства, за счет вложения капитала в деятельность, способную приносить максимальную прибыль.

Разработка бизнес-плана позволяет  прогнозировать различные варианты развития бизнеса и выявить проблемы, с которыми может столкнуться предприятие.

Бизнес–план предприятия – это  программа эффективного управления предприятием, направленная на обеспечение  конкурентоспособности предприятия  и устойчивого финансового положения  предприятия. Существуют различия между бизнес-планом создаваемого предприятия и действующего. В первом случае, предприятие опирается на прогнозные и оценочные данные, которые позволяют разрабатывать производственную, маркетинговую и организационную структуру предприятия, заинтересовывать потенциальных инвесторов в будущей перспективности и прибыльности своего предприятия. Во втором случае, бизнес-план опирается на результаты и опыт функционирования предприятия, позволяет определить возможности его развития, предопределить изменения, которые предстоит осуществить, перераспределять инвестиции в те области, которые принесут в будущем высокий доход.

Бизнес-планирование по своей природе  является уникальным процессам, что  объясняется неповторимостью каждого  инвестиционного проекта и предприятия. Вместе с тем при разработке любого из них используются базовые принципы, являющиеся общими, независимо от отрасли, в которой реализуется проект, и организационно-правовых особенностей предприятия, его осуществляющего. К ним относятся определение целей бизнес-планирования и требований к его разработке, а также выбор типовой структуры бизнес-плана.

Наиболее общая цель бизнес-плана  – прогноз хозяйственной деятельности предприятия-инициатора проекта на определенный период времени в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов, в том числе в форме иностранного кредита. В связи с этим бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

определить конкретные направления  деятельности предприятия, его целевые  рынки; сформулировать, долговременные и краткосрочные цели компании, стратегию и тактику их достижения; выбрать состав и определить характеристики производимых товаров и услуг, проанализировать производственные и торговые издержки; определить перечень маркетинговых мероприятий фирмы; оценить материальные, кадровые и финансовые возможности предприятия, их соответствие поставленным целям.

 

 

 

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА

Резюме 

Предельная простота и минимум  специальных терминов. В целом  резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на два вопроса: "Что они получат при успешной реализации данного плана?", и "Каков риск потери ими денег?". В этом разделе определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках.  
По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий, определяются ответственные лица. В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

Цели  и задачи

Здесь должен быть приведен анализ идеи. Необходимо проанализировать факторы, вызвавшие появление идеи и ее привлекательности.  Как они будут развиваться в дальнейшем?  
Сильные и слабые стороны идеи - это те характеристики идеи, которые могут быть проконтролированы предпринимателем, на которые он может оказать воздействие. Они обычно относятся к настоящему времени.  
Здесь необходимо рассмотреть следующие факторы:  
-          организационные (правовая форма, наличие помещений собственных или арендованных);  
-          маркетинговые (место расположения, маркетинговый комплекс, рынок, его сегмент; конкуренты: чем продукт (услуга) будет отличаться от конкурентной);  
-          технические (производственные фонды: состояние и ресурсы);  
-          финансовые (наличие собственных средств);  
-          кадровые (навыки и профессиональные недостатки, насколько идея отвечает идеям, знаниям и умениям предпринимателя).  
Закончив оценку, необходимо приступить к формулированию целей и задач. Этот процесс состоит из 2х этапов. Во-первых, необходимо установить, какой именно бизнес ведётся - задача более трудная, чем может показаться на первый взгляд, и затем определить главные, количественно определенные цели на перспективу, отражающие стремления в бизнесе, и определить те, которые из них реально достижимы.  
Решив проблему с целями и задачами, необходимо определить пути достижения этих целей. Для этого необходимо выработать стратегию и сформулировать оперативные планы.

Описание  предприятия и его товаров (услуг)

В этом разделе описываются все  товары и услуги, которые производит фирма. В разделе необходимо дать описание всех существующих и новых товаров и услуг, предлагаемых фирмой, ответив на следующие вопросы:  
1) Какие товары (услуги) предлагаются фирмой?   
2) Название товара.  
3) Какие потребности призваны удовлетворять предлагаемые товары, услуги?  
4) Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?  
5) На каких рынках, и каким образом они продаются?  
6) Почему потребители отдают предпочтение данным товарам (услугам) фирмы? Что составляет их основное преимущество? В чем их недостатки?  
7) Каковы цены, по которым продаются товары (услуги)? Каковы затраты на их производство? Какую прибыль принесет продажа единицы каждого товара (услуги)?

Рассмотрение  рынков сбыта товаров и услуг 

Одна из основных задач фирмы  – определение ёмкости каждого  конкретного рынка для каждого товара (услуги).  Эти показатели будут характеризовать возможные объёмы сбыта.  Они определяются натуральным и стоимостными показателями реализованных или потенциально реализованных товаров в течении определённого периода

Оценка конкурентов  на рынках сбыта

Этот раздел необходимо посвятить  анализу рыночной конъюнктуры, характеристики своих конкурентов, их стратегии  и тактики.  В этом разделе необходимо дать ответы на следующие вопросы с учётом деятельности конкурента:  
1.                Является ли область деятельности фирмы новой и быстро меняющейся, или же давно существующей и не подверженной быстрым изменениям?  
2.                Существует ли большое число фирм предлагающих подобные товары или услуги, или же в конкурентной борьбе участвует ограниченное их число?  
3.                Почему данную фирму следует считать конкурентной?  
4.                Какую часть рынка контролируют крупные фирмы?  Какова динамика овладения этими фирмами рынком?  
5.                Какие организационные структуры наиболее распространены на фирмах ваших конкурентов?  
6.                Как обстоят дела у фирм конкурентов с доходами, с внедрением новых моделей, с послепродажным обслуживанием и т.д?  
7.                Какова конкурентоспособность каждого товара на рынке и сегменте?  
8.                Как и почему в зависимости от конкуренции целесообразно расширять или сокращать ассортимент товаров?  
9.                На какой стадии ЖЦТ фирма собирается выйти на рынок?  
10.           На какие рынки и сегменты следует продвигать новые товары, какие и почему?  
11.           Какие товары следует снять с производства и почему?  
12.           Является ли проведение научных исследований и осуществление новых разработок важной частью успеха в вашей сфере бизнеса?  
13.           Что является предметом наиболее жёсткой конкуренции в вашей cфере деятельности (цена, качество, послепродажное обслуживание, имидж фирмы и др.)?  
14.           Много ли внимания и средств ваши конкуренты уделяют рекламе своих товаров?  Услугами каких рекламных фирм они пользуются?  
15.           Что собой представляет продукция конкурентов: основные технико-экономические показатели, уровень качества, дизайн и т.д?  
16.           Каков уровень цен на продукцию конкурентов?  Какова хотя бы в общих чертах их политика цен?  
17.           Каков имидж фирм конкурентов?  
Для оценки своих сравнительных преимуществ по перечисленным вопросам можно использовать метод сегментации рынков по основным конкурентам, позволяющий систематизировать информацию по конкурентоспособности фирмы и её главных конкурентов.

Составление плана маркетинга

Маркетинг применяется при следующих  условиях:  
1.                Насыщение рынков товарами, т.е. при превышении предложения над спросом. «Рынок покупателя».  
2.                Острой конкуренции, усиление борьбы за покупателя.  
3.                Свободных рыночных отношений, т.е. возможностей без административных ограничений выбирать рынки сбыта и снабжения, устанавливать цены, вести коммерческую политику и т.д.  
4.                Полной самостоятельности фирмы в выборе целей, задач, управления, структур, окладов. В распределении средств по статьям бюджета и т.д.  
При реализации плана маркетинга необходимо основываться на следующих принципах:  
1.     Принцип понимания потребителей.  
Основан на учете потребностей и динамики рыночной конъюнктуры. Бизнес невозможен, если фирма ориентирована только на прибыль, а не на понимание потребителей и его потребностей.  
2.     Принцип «Борьба за потребителей»  
Реализуется воздействием на рынок и потребителя с помощью всех доступных средств (качества товара, реклама, сервис, дизайн, цена и т.д.)  
Суть этого принципа – борьба за потребителя, а не сбыт товаров. Товары и услуги в данном случае – лишь средство для достижения цели, а не сама цель.  
3.     Принцип «Максимального приспособления производства к требованиям рынка»  
Данный принцип состоит в том, чтобы вся деятельность фирмы основывалась на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Он ставит производство товаров и услуг в функциональную зависимость от запросов рынка и требует производить товары в ассортименте и объеме, нужных потребителю.  

Составление плана производства

Главная задача - показать своим потенциальным  партнёрам, что фирма будет в состоянии реально производить потребное количество товаров  в нужные сроки и с необходимым качеством. Иными словами предпринимателю здесь необходимо доказать, что он может организовать эффективное производство.  
Данные этого раздела желательно привести в перспективе на два, три года вперёд, а для крупных фирм даже на четыре, пять лет. Очень полезным элементом планирования здесь может стать составление схемы производственных потоков по фирме. На ней должно быть последовательно показано: откуда, как и в каком количестве будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий; в каких цехах или фирмах-смежниках, по каким технологиям будут перерабатываться в продукцию, выпускаемую фирмой, как и куда эта продукция будет поставляться.  
Внешние эксперты будут рассматривать данный раздел бизнес-плана прежде всего с точки зрения того, насколько рациональна данная схема, обеспечивает ли она оптимальное сокращение затрат труда, времени и материалов, а также обеспечивает ли она быстроту изменения ассортимента продукции в связи с требованиями рынка.  
Важное значение для конкурентоспособности продукции имеет не только репутация самой фирмы, но и репутация её поставщиков, фирм-смежников, так как уровень качества продукции, следовательно, и её престиж, определяется  по самому сложному звену технологической цепочки. На схеме производственных потоков обязательно нужно указать на каких стадиях технологического процесса, какими методами будет производиться контроль качества, какими документами этот процесс будет регламентироваться. Для вновь создаваемых предприятий целесообразно указать их местоположение. Это особенно важно для мелких фирм торговли, сервиса и общепита, а также для предприятий, создающих большую нагрузку на окружающую среду.

Составление организационного плана 

Одним из важнейших моментов, который надо достаточно подробно здесь осветить, является организационная схема фирмы, из которой должно быть чётко видно, кто и чем будет заниматься, как все службы и подразделения будут взаимодействовать между собой, как намечается координировать и контролировать их деятельность. Как правило, это описывается следующим образом:  
1.                организационная структура фирмы;  
2.                организационная схема управления фирмой;  
3.                состав служб, подразделений и их функции;  
4.                организация координирования и взаимодействия служб и подразделений фирмы в нештатных и сбойных ситуациях.  
Не менее важным для работы фирмы является разработка системы подбора, расстановки и использования персонала. С момента приёма на работу первого сотрудника фирмы начинают складываться негласные правила найма. Отправной точкой при этом должны быть квалификационные требования, то есть предприниматель должен определить какие именно специалисты, какого профиля, с каким образованием и с какой зарплатой ему понадобятся для успешного функционирования предприятия.  
Поэтому уже на начальном этапе необходимо разработать квалификационные требования к персоналу, а также всю документацию, регламентирующую процессы найма, использования и увольнения персонала. В некоторых случаях требуется разработать дополнительные системы подготовки и переподготовки сотрудников.  
В этом же разделе необходимо указать, как фирма собирается заполучить специалистов на постоянную работу, в качестве совместителей, а также отметить, будет ли фирма сама заниматься наймом или прибегнет к услугам специализированных организаций.  
Для менеджмента фирмы должна быть разработана система профессионального продвижения, а также система стимулирования его заинтересованности в достижении фирмой высоких экономических результатов (владение акциями, процент от прибыли). В том случае, если часть управленческого персонала уже нанята, предприниматель должен дать о них краткие биографические справки, делая упор на его квалификацию, прежний опыт работы, полезность для фирмы.  
Таким образом, данный раздел бизнес-плана должен осветить такие моменты, как система управления фирмой и её кадровая политика.

Оценка  риска и страхование 

Вопросы, связанные с рисками, их оценками, прогнозированием и управлением очень важны, так как инвесторы (кредиторы) хотят знать, с какими проблемами может столкнуться фирма и как предприниматель собирается выйти из сложной ситуации. Глубина анализа рискованности дел  зависит от конкретного вида деятельности предпринимателя и величины проекта. Для крупных проектов необходим тщательный просчёт рисков с использованием математических  моделей теории вероятности.  
Для более простых проектов достаточен простой анализ с помощью экспертных оценок. При этом главное не сложность расчетов и не точность вычисления вероятности возможных ситуаций, а умение предпринимателя заранее предугадать все типы возможных рисков, с которыми он может столкнуться, источники этих рисков и моменты их возникновения. Затем должны быть разработаны меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать.  
      После анализа возможных рисков и выявления среди них наиболее существенных предпринимателю необходимо определить для каждого из них организационные меры по их профилактике и нейтрализации.  

Информация о работе Бизнес-план предприятия: сущность, назначение, порядок разработки