Бизнес-план и необходимость его разработки для формирования стратегии предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:07, контрольная работа

Описание работы

Бизнес-план является важнейшим документом предприятия любой формы собственности и вида деятельности. В условиях конкуренции каждый из субъектов хозяйствования занимает определенную «нишу» на рынке и использует в конкурентной борьбе присущие ему сильные стороны.
Разработка бизнес-плана необходима при реформировании и совершенствовании работы действующих предприятий и создании новых. Для этого надо грамотно обосновать предложения и мероприятия, а это возможно только при разработке бизнес- плана по всем направлениям производственно-финансовой деятельности предприятия.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 30.98 Кб (Скачать файл)

1.Бизнес-план и необходимость его разработки для формирования стратегии предприятия.

Бизнес-план является важнейшим  документом предприятия любой формы  собственности и вида деятельности. В условиях конкуренции каждый из субъектов хозяйствования занимает определенную «нишу» на рынке и использует в конкурентной борьбе присущие ему  сильные стороны.

Каждое предприятие должно иметь расчет потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В  условиях рыночной экономики нельзя добиться успеха, если не иметь информации о состоянии рынков, положении  конкурентов, не знать собственных  возможностей и перспектив.

Разработка бизнес-плана  необходима при реформировании и  совершенствовании работы действующих  предприятий и создании новых. Для  этого надо грамотно обосновать предложения  и мероприятия, а это возможно только при разработке бизнес- плана  по всем направлениям производственно-финансовой деятельности предприятия.

Для реализации многих разработанных  и внедренных мероприятий необходимы денежные средства, приток которых  требует проведения разумной финансовой политики. Бизнес-план является базовым  документом в процессе разгосударствления и приватизации предприятий, при  решении вопроса о предоставлении банковского кредита и привлечении  внешних инвестиций. Получение денежных средств предусматривает проведение экспертизы бизнес-плана путем анализа и оценки величины доходов и прибыли от реализации произведенной продукции, а также расчета эффективности затрат на производство продукции. Эффективность вложения средств определяется по уровню результативных финансовых показателей деятельности предприятия. Такими показателями является объем выручки от реализации продукции, величина прибыли, уровень рентабельности, срок окупаемости капитальных вложений на развитие производства.

Обоснованный бизнес-план служит гарантией надежности предпринимательской  деятельности. Разработка бизнес-плана  необходима для обоснования инвестиций и привлечения инвесторов, использования  различных видов финансирования, найма квалифицированного управленческого, и технического персонала, установления приоритетов при развертывании производства.

Бизнес-план — это документ, содержащий основные аспекты будущего коммерческого начинания. В нем  анализируются проблемы, с которыми предприниматель может встретиться, а также определяются способы  решения этих проблем. В конечном счете, бизнес-план должен ответить на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно тот доход, который сможет окупить все затраты сил и средств?

Перед составлением бизнес-плана  целесообразно ответить на два главных вопроса:

- что получит предприятие  от успешной реализации бизнес- плана?

- какая степень риска  потери инвестируемых средств?

Разработанный бизнес-план выступает как инструмент управления предприятием, обеспечивающий эффективность  производственно-хозяйственной деятельности предприятия, достижение запланированной  прибыли, уровня рентабельности предприятия, а также решение всех поставленных задач.

Начиная свою деятельность, каждая фирма обязана четко представлять потребность на перспективу в  финансово-материальных, трудовых и  интеллектуальных ресурсах, источники  их получения, а также рассчитывать эффективность использования имеющихся  средств в процессе производственной деятельности.

 

При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применяемые практически  во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, необходимые  для того, чтобы уменьшить риск в достижении поставленных целей. Достичь  этого можно путем разработки стратегии и тактики производственно-хозяйственной деятельности фирмы.

В настоящее время проходит процесс реформирования и совершенствования  работы действующих предприятий  различных форм собственности. Важной задачей при этом является привлечение  инвестиций, в том числе и зарубежных. Для этого необходимо аргументировано  и тщательно обосновать подобные предложения.

Успешное формирование нового бизнеса также невозможно без  четкого и объективного планового  проекта. Для предвидения и возможного предотвращения рисков и используется бизнес-план. В рыночной экономике  он является рабочим инструментом для  действующих фирм всех сфер предпринимательства. Многие предприниматели его недооценивают  и не представляют, насколько он способен помочь новому бизнесу получить доход, определить планы на будущее  или принять решение об отказе от предприятия еще до того, как  в него будут вкладываться средства.

Предприниматель не может  направиться к коммерческому  заимодавцу или потенциальному инвестору  с инновационными идеями без их обоснования  в бизнес-плане.

Бизнес-план – это форма  представления финансово-экономического обоснования намерений предприятия  в рыночной экономике. Бизнес-план состоит  из двух частей – описательной и расчетной (финансовый план).

Бизнес-план может быть использован в целях:

- повышения уровня стратегического  управления производством и реализацией продукции;

- технико-экономического  обоснования эффективного развития  производства, инвестиционных проектов и получения кредитов;

- выработки экономической  программы развития производства  за счет оказания мер государственной поддержки;

- формирование единого  плана хозяйствования на перспективу,  обоснования эффективности приватизации, целесообразности создания совместного  или иностранного предприятия.

В зависимости от рыночной ситуации и цели составления бизнес – планы могут быть различны

Рассмотрим некоторые виды бизнес-плана.

Бизнес-план развития предприятия  – экономическая программа эффективного управления производством, в которой  на основе оценки сложившейся экономической  ситуации и изучения рынка товаров  разрабатываются производственная, коммерческая и финансовая стратегии  развития производства конкурентной продукции  и получения максимальной прибыли.

Цель бизнес-плана предприятия  – повышение эффективности функционирования предприятия и обеспечение роста  прибыли на основе формирования комплексной  системы развития и, прежде всего, активизации  инновационно-инвестиционной деятельности предприятия.

Основные задачи бизнес-плана предприятия:

- определение объема продаж своей продукции;

- формирование производственной программы;

- экономическое обоснование  инновационных и инвестиционных проектов;

- доказательство необходимости  и определение пути структурных  изменений в экономике предприятия;

- расчет экономической  эффективности планируемых показателей.

Бизнес-план отдельного проекта  – это документ, содержащий технико-экономическое  обоснование и программу действий исполнителей по реализации, например, инновационно-инвестиционного проекта.

Целью бизнес-плана, например инновационно-инвестиционного проекта, является обоснование возможностей производства и реализации новой продукции (новой технологии, новых форм и методов управления и т.д.) на основе расчета чистого дисконтированного дохода, срока окупаемости инвестиция и внутренней нормы рентабельности.

Основные задачи бизнес-плана  инновационно-инвестиционного проекта:

- осмыслить и описать  проект;

- определить чувствительность проекта к внешним изменениям;

- составить финансовый  план;

- определить экономическую эффективность.

Цель бизнес-плана санации  предприятия – представить финансово-экономическое  обоснование возможности возврата долгов и восстановления платежеспособности предприятия, показать пути выхода предприятия из финансового кризиса.

Основные задачи бизнес-плана санации предприятия:

- восстановить платежеспособность;

- организовать производство и сбыт новой продукции;

- сохранить рабочие места;

- повысить экономическую  эффективность производства.

Ведущим звеном эффективного управления предприятием является разработка комплексной стратегии хозяйствования, направленной на обеспечение устойчивого  функционирования предприятия и  роста прибыли. Поиск конкретной стратегии управления базируется на принятой стратегии развития, разработанной  в процессе стратегического планирования. Конкретная стратегия текущего хозяйствования является основой для бизнес-планирования. Она включает три раздела:

- формулирование перспективной  цели и установление долговременных  задач, прежде всего по получению  прибыли (таким образом, обеспечивается  преемственность бизнес-плана со стратегическим планом);

- определение способов  реализации поставленных задач  и намеченных целей на основе  развития производства конкурентоспособной продукции;

- оптимизация использования  материальных, трудовых и финансовых  ресурсов, а также выработка организационно-технических  способов и форм развития предприятия,  которые способны успешно реализовать поставленные задачи.

Первостепенное значение имеет стратегия производства новой  продукции, маркетинговая, производственная и финансовая стратегии, основанные на использовании новых технологий и прогрессивной техники, рациональной организации производства и труда  и переориентации предприятия, на учете  требований рынка и уровня удовлетворения спроса потребителей.

Главное достоинство бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план дает перспективу развития фирмы и, в конечном счете, отвечает на самый главный вопрос: стоит ли вкладывать деньги в дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств?

Как правило, потребность  в бизнес-плане возникает при  решении таких актуальных задач, как:

- подготовка заявок существующих  и вновь создаваемых предприятий на получение кредитов;

- обоснование предложений  по приватизации государственных предприятий;

- открытие нового дела, определение профиля будущего  предприятия и основных направлений  его коммерческой деятельности;

- перепрофилирование существующей  фирмы, выбор новых видов, направлений  и способов осуществления коммерческих операций;

- составление проспектов  эмиссии ценных бумаг (акций  и облигаций) приватизируемых и частных предприятий;

- выход на внешний рынок и привлечение инвестиций.

В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана  может изменяться в достаточно большом  диапазоне, т. е. степень детализации  его может быть различной. В одном  случае бизнес-план требует менее  объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В другом — бизнес-план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие маркетинговые исследования.

При составлении бизнес-плана  большое значение имеет активное участие в этом процессе самого менеджера. Личное участие руководителя в составлении  бизнес-плана настолько существенно, что многие зарубежные банки и  инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение  средств, если становится известно, что  бизнес-план был подготовлен другими  лицами, а руководителем лишь подписан.

Процесс разработки бизнес-плана  включает три укрупненных этапа.

На первом этапе решаются экономические задачи анализа и  оценки уровня производственной деятельности предприятия, характеристики производственного потенциала и сферы бизнеса.

Второй этап – это решение  задач по изучению рынка, разработке прогноза производства продукции и  формированию эффективной системы управления.

На третьем этапе разрабатывается  стратегия финансирования мероприятий  по развитию производства и реализации конкурентоспособной продукции, повышению эффективности производства.

Содержание и объем  бизнес-плана зависят от различных  факторов: размеров предприятия (для  малого бизнеса — 10 — 12 страниц, для  крупной фирмы — 40 — 50); полноты  составных частей (укрупненный и  детализированный); назначения (для  внутреннего использования, для  инвесторов как заявка на банковский кредит); периода планирования (на 1 год или на несколько лет); квалификации составителей и практического опыта  подготовки технико-экономического обоснования.

Бизнес-план — документ перспективный, и составлять его рекомендуется  минимум на З — 5 лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке (а при возможности — даже в помесячном разрезе). Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

Основные рекомендации при  подготовке бизнес-плана: краткость, т. е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность, т. е. бизнес-план должен быть понятен  широкому кругу людей, а не только специалистам, и не изобиловать техническими подробностями. Бизнес-план должен быть убедительным, вызывать интерес у  рецензента. Предприниматель может  надеяться на успех своего дела, если он заинтересует потенциального инвестора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Выручка от реализации продукции составила 10 млн руб., валовой доход – 4 млн руб.

Определите себестоимость  продукции, чистую прибыль, рентабельность продукции и продаж.

В. д. – валовой доход;

В. – выручка;

С. – себестоимость;

П. – прибыль;

Р. – рентабельность

В. д. = В – С 

4 млн. руб. = 10 млн. руб.  – С

Информация о работе Бизнес-план и необходимость его разработки для формирования стратегии предприятия