Безработица в Воронежской области: динамика, проблемы и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотреть понятие безработицы, проанализировать динамику уровня безработицы в Воронежской области.
Исходя из цели, основными задачами работы являются:
определить сущность безработицы;
охарактеризовать формы и виды безработицы;
рассмотреть экономические и социальные издержки безработицы;
проанализировать динамику уровня безработицы в Воронежской области;
рассмотреть пути снижения безработицы.

Содержание работы

Введение ….…...3
Глава 1. Сущность безработицы……………………………………………..5
1.1 Основные формы и виды безработицы. ….…...7
1.2. Показатели, характеризующие безработицу ……...14
1.3. Экономические и социальные издержки безработицы…….....16
Глава 2. Динамика уровня безработицы в Воронежской области…..18
2.1. Структура безработицы в Воронежской области ( формальная структура, классификация в аспекте возрастного, социального, образовательного признаков)……………………………………………..18
2.2. Величина безработицы в Воронежской области по сравнению со среднероссийским уровнем и показателями других регионов…………………………………………………………..……….…27
2.3. Пути снижения безработицы……………………………...….31
Заключение….. …..…35
Список используемой литературы ……..37

Файлы: 1 файл

ключищева.doc

— 713.50 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Пути снижения безработицы.

Формирование механизма  регулирования занятости предусматривает специальные меры, способные контролировать процессы, происходящие в сфере труда, и осуществлять оперативные и взаимосвязанные действия, позволяющие добиваться устранения диспропорций между спросом и предложением рабочей силы, а также предотвратить обострение проблем занятости.

С одной стороны, - это  проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости, введение системы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности.

 С другой стороны,  - изменение структуры спроса  на рабочую силу путем сохранения  имеющихся и создания новых  рабочих мест, регулирование предложения и повышение качества рабочей силы путем ее профподготовки, переподготовки, переквалификации, перемещения и трудоустройство экономически активных и трудоспособных, а с третьей – обеспечение социальной защищенности и материальной поддержки оставшихся без работы.

 В целях реализации политики занятости в Российской Федерации разрабатываются и реализуются Программы по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики, содействия занятости населения, борьбы с безработицей и помощи безработным.

Ведущую роль в регулировании  рынка труда занимает служба занятости. Основными направлениями ее деятельности являются трудоустройство граждан, квотирование рабочих мест для слабо  защищенных категорий граждан, организация  сезонных или общественных работ, профориентация и профессиональное обучение, выплата пособий по безработице.

Трудоустройством экономически активных  и трудоспособных граждан, оставшихся без работы занимаются и  биржи труда, в чьи функции  входит изучение рынка труда, а также  определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем.

При рассмотрении задач регулирования  рынка труда на региональном уровне, следует заметить, что основные направления этого регулирования определены на общегосударственном, или макроуровне.

Во-первых, регулирование рынка  труда и здесь не может не входить  в число основных приоритетов  всей региональной политики, но должно осуществляться, и это понятно, в рамках своей компетенции при установленном Конституцией Российской Федерации порядке разграничения полномочий между федеральными и местными органами.

Во-вторых, в регионах субъектами регулирования выступают теперь не высшие, а муниципальные органы законодательной и исполнительной власти.

В-третьих, поскольку региональный уровень регулирования в иерархии занимает среднее положение между  макро- и микроуровнями, то устанавливаемые ими правила регулирования не только взаимосвязаны с ними в порядке соподчинения, но идет противоречивый процесс взаимодействия этих уровней по корректировке предпринимаемых мер при столкновении интересов.

Состав элементов регулирования  рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений  регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики (курс рубля, уровни пошлин, лицензии и квоты). В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово -  кредитной политики. Принципиально по сравнению с федеральным уровнем регионы могут регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни – уровень предложения рабочей силы в регионе; могут регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и, в конечном счете, смертности трудоспособного населения), миграционные процессы. На региональном уровне в интересах рынка труда осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных (в том числе муниципальных и др.) закупок продукции предприятий всех форм собственности; целевое предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот (региональные налоги), направленных на поддержание и развитие производства (и рабочих мест) в приоритетных отраслях.

 На региональном уровне во  многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры  поддержки фермерства, индивидуального  и малого бизнеса. Подобно тому, как на федеральном уровне  проблемы рынка труда должны стать наивысшими приоритетами наравне с ведущими направлениями реформ, региональное регулирование должно не просто учитывать интересы рынка труда, а сделать их равными с другими приоритетами региональной политики.

В число задач данного блока на региональном уровне входят информационное обеспечение, повышение эффективности трудоустройства, в том числе за счет развития временных и общественных работ, развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы, совершенствование социальной поддержки безработных, самой структуры органов регулирования. Региональный уровень регулирования рынка труда в отличие от государственного устанавливает местные специфические особенности.

И в заключение я хочу еще раз подчеркнуть приоритетные направления регулирования рынка труда. В первую очередь, - это трудоустройство незанятых граждан, во-вторых,  их подготовка или переподготовка к современным видам деятельности и, в-третьих,  материальная поддержка безработных и нетрудоспособных граждан.

Объективная реальность, таким образом, обязывает пересмотреть не только основные позиции в регулировании рынка труда, но и найти такие решения, которые позволили бы привести в действие формы экономической активности в сфере занятости:

  • предпринимательство и самозанятость как высшие формы активности населения предпочтительнее с точки зрения развитости и регулирования рынка труда;
  • наемный труд, как рыночная категория, касается преобладающей части населения, которая на сегодня, в основном, и является объектом регионального регулирования;
  • безработица – это промежуточная форма экономической активности, выражающаяся в активном поиске и готовности работать и требующая от государственного регулирования самого пристального внимания и организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Важнейшим показателем  состояния рынка труда является уровень безработицы.

На данный момент, уровень безработицы в России превышает принятый на западе уровень безработицы, и составляет 8,4%, однако, в целом в течение последних 10 лет суммарное число безработных постепенно сокращается. При этом наименее занятой является группа 20-24 лет (выпускники ВУЗов), средний возраст безработных уменьшается. Количество безработных женщин по-прежнему меньше количества безработных мужчин, однако, из года в год доля безработного женского населения растет. Наибольшее количество безработных в нашей стране имеют среднее (полное) общее образование.

Общая численность безработных в Воронежской области в течение 2010 года составила 98,7 тыс.человек.

 В течение 2010 года уровень зарегистрированной безработицы в целом по области возрос.

Средний возраст безработных  в декабре 2010г. составил 35,7 года.

Доля женщин составляет в общей численности безработных  в целом по области 38.8% (год назад – 30.7%).

Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,0%, лица в возрасте 50 лет и старше - 19,2%.

Доля инвалидов в  общей численности безработных  составляет 7.3%, а их численность увеличилась с 1109 до 1332 человек. Доля безработных, проживающих в сельской местности, составляет в настоящее время 38.8% .

Эффективность использования вакансий составила в целом по области 71.8%. Это объясняется тем, что в службу занятости часто поступают вакансии с непривлекательными условиями труда (низкая заработная плата, отсутствие социальных гарантий работникам), а также вакансии, возникшие в результате структурной перестройки экономики области.

В течение 2010 года пособие по безработице было назначено 46.9 тыс.чел.

В течение 2010 года при содействии службы занятости нашли работу 77.7 тыс.чел.

По итогам 2010 года уровень безработицы в Воронежской области составил 8,6%, и продолжает быть выше среднероссийского.

Главный путь решения проблемы безработицы на рынке труда, по моему мнению, – экономический рост производства (восстановление законсервированных производственных мощностей), что приведет к увеличению темпа роста числа занятых в экономике.

В России идет формирование механизмов государственного регулирования рынка труда. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон о занятости, создана государственная служба занятости, развертывается система переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Впрочем, пока два последних индикатора являются в России (в отличие от высокоразвитых стран с рыночной экономикой) лишь условными показателями. Дело в том, что минимальная заработная плата установлена на столь низком уровне, что любая – даже откровенно грабительская ставка – легко укладывается в этот норматив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и  использованных источников:

  1. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» (с последующими дополнениями и изменениями) от 19 апреля 1991г. и от 27 декабря 2009г.
  2. Экономическая теория / под ред.  А. И. Добрынина,  Л. С. Тарасевича: учебник для вузов 4-е издание. – СПб: изд. СПбГУЭФ, изд. «Питер Ком», 2004.- 544 с.
  3. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учеб.пособие / под ред. Сидоровича А.В.-М.: Изд-во МГУ, ДИС, 1997.- С.248-251.
  4. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю.- М.: ИНФРА-М, 2004.-С. 161-168.
  5. Октябрьский П.Я. «Статистика: Учебник». – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.-328с.
  6. Экономическая теория: Учебник / под ред. Хаустова Ю.И. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003.- С. 480-490.
  7. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы. – М.: Наука, 2009.- С.312.
  8. Рофе А.И. Рынок труда, занятость населения / А.И. Рофе.-М.: МИК, 2003.-С.254-268.
  9. http://www.ancor.ru/ Бендина Н. «Российский рынок труда готовится к шторму», RBC, 10 ноября 2008г.
  10. Авдеева Е.А. Безработица, её особенности и основные направления регулирования в Российской Федерации: автореф. дисс./ Е.А. Авдеева. – Воронеж, 2006.- 24 с.
  11. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики.
  12. http://www.severinform.ru/ Информационное агентство "СеверИнформ"// Статьи// Капелюшников Р. «Российский рынок труда: проблемы безработицы» от 26.04.2006г.
  13. Российский статистический ежегодник. 2007-2010: Стат.сб./Росстат. - Р76   М., 2010.  – 485-512 с.

 

  1.  Воронежский статистический ежегодник 2010: Стат.сб. / Воронежстат. – В 75 Воронеж, 2010.- С.129-134.
  2. Данные, предоставленные Воронежским центром занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1.

Ситуация на рынке труда Воронежской области  на конец февраля 2011 г.

Район

Численность безработных

Уровень безработицы

Количество вакансий

Напряженность на рынке  труда

1

Аннинский

558

2,4

69

8,6

2

Бобровский

368

1,8

152

2,7

3

Богучарский

616

2,8

79

8,3

4

Борисоглебский

1050

2,9

96

13,1

5

Бутурлиновский

845

3,6

110

9,4

6

Верхнемамонский

297

2,8

31

10,1

7

Верхнехавский

272

2,6

168

1,7

8

Воробьевский

352

3,7

20

18,3

9

Грибановский

479

3,5

66

8,2

10

Калачеевский

652

2,5

185

3,8

11

Каменский

297

2,9

8

39,1

12

Кантемировский

817

4,1

81

10,7

13

Каширский

457

4,8

70

6,8

14

Лискинский

696

1,4

343

2,7

15

Нижнедевицкий

263

2,8

9

31,9

16

Нововоронеж

295

1,6

920

0,4

17

Новоусманский

635

2,0

101

6,8

18

Новохоперский

693

3,4

15

47,9

19

Ольховатский

479

4,0

16

31,1

20

Острогожский

602

2,3

204

3,1

21

Павловский

710

2,6

250

4,3

22

Панинский

447

3,1

209

2,3

23

Петропавловский

475

5,2

18

27,5

24

Поворинский

672

5,1

21

34,2

25

Подгоренский

416

3,2

19

22,6

26

Рамонский

480

3,2

233

2,2

27

Репьевский

320

4,2

21

15,9

28

Россошанский

430

0,9

243

1,9

29

Семилукский

1011

3,4

838

1,3

30

Таловский

479

2,1

40

13,4

31

Терновский

487

4,9

31

16,0

32

Хохольский

532

3,6

59

9,2

33

Эртильский

5258

3,7

40

13,7

34

Воронеж

13708

2,7

7087

2,2

1

Железнодорожный

1626

 

736

2,6

2

Коминтерновский

4226

 

1979

2,4

3

Левобережный

1813

 

1170

1,8

4

Ленинский

1500

 

775

2,4

5

Советский

2292

 

704

3,7

6

Молодежный

2251

 

1723

1,5

 

Всего:

31418

11852

11852

3,0

Информация о работе Безработица в Воронежской области: динамика, проблемы и пути их решения