Безработица в системе социально-рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.
В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных положений [1, с.76]:
Рынок труда – это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.
Рынок труда – это место пересечения различных экономических и социальных и интересов и функций.

Файлы: 1 файл

БЕЗРАБОТИЦА2.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Как видно из таблицы общая численность экономически активного населения России за период с 1992 года по 2007 год не имела тенденций резкого увеличении или уменьшения, а оставалась относительно стабильной [9, с.25].

As for the number of the unemployed registered in bodies of public service of employment (on the end of the year), here we see fluctuations. Due to the crisis, the number of the official unemployed in 1996 increased by 4 times in comparison with 1992. It generated the extremely difficult social and economic situation in national economy. Characteristic feature of unemployment in Russia during the crisis period is that it is much lower, than it would be possible to expect from decline in production level in the country. Noted discrepancy of unemployment and recession of industrial production in Russia is partly connected with existence of the production hidden from official statistics. But accounting of shadow sector не объясняет всей разницы между большим спадом и существенно меньшим по величине приростом безработицы. На каждый процент прироста безработицы за 5 лет приходится в среднем почти вдвое больший спад реального производства продукции. Спад с 1991 по конец 1996 г. составил 35% при снижении занятости на 10%.

Увеличившись в 1997 году еще на 179 тыс. человек безработица стала сокращаться, и этот процесс продлился достаточно долгий период времени с 1997 года до конца 2001 года. The main reason for decrease in number of the unemployed is connected with expansion of a sphere of application of work and activization of activity of territorial authorities of an employment service. In the next years the number of the unemployed was rather stable size, though swept tendencies to growth. As it is clearly visible from data of the table most sensitively to changes в экономике страны являются женщины, здесь мы видим достаточно большую амплитуду колебания численности ищущих работу, не имеющих возможности работать женщин.

 

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ (в процентах к итогу)

 

Безработные – всего

в том числе в возрасте, лет

Средний возраст безработных, лет

до 20

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60-72

Мужчины

                       

1992

100

15,5

21,5

13,3

12,2

11,0

8,2

4,3

5,0

4,4

4,6

32,3

1996

100

9,4

18,6

14,6

13,3

14,9

11,5

8,5

3,4

4,4

1,5

33,4

1997

100

8,8

17,8

13,1

13,8

14,3

12,4

9,1

3,8

5,0

2,0

34,2

1998

100

7,9

17,9

13,1

13,6

15,4

12,3

8,9

3,7

5,4

1,6

34,3

1999

100

7,3

18,9

13,8

12,1

14,7

12,6

9,8

4,9

3,9

2,0

34,4

2000

100

7,2

16,5

14,2

12,1

15,1

11,7

9,4

6,2

4,6

3,0

35,2

2001

100

7,0

17,7

14,1

12,4

13,6

13,6

9,9

5,1

3,7

2,8

34,7

2002

100

8,5

17,6

13,2

12,0

12,5

13,7

10,9

6,2

3,0

2,3

34,7

2003

100

8,0

16,4

13,5

13,0

11,1

13,6

10,0

8,4

2,8

3,2

35,3

2004

100

9,9

19,1

13,5

11,3

11,4

12,2

10,1

7,2

3,0

2,3

34,2

2006

100

10,3

18,3

12,7

9,6

10,7

12,6

10,7

8,7

3,5

2,8

34,9

Женщины

                       

1992

100

18,3

16,3

12,1

12,9

10,7

8,7

5,0

6,6

4,8

4,6

33,2

1996

100

13,1

18,0

13,4

12,7

13,3

11,2

9,5

3,8

3,3

1,7

33,0

1997

100

12,0

18,4

12,7

13,6

13,9

11,7

9,6

3,7

3,3

1,1

33,0

1998

100

10,7

16,7

12,2

13,3

15,7

12,5

9,9

4,3

3,2

1,4

33,7

1999

100

8,5

17,6

12,7

11,9

14,5

13,8

11,2

5,9

2,3

1,5

34,4

2000

100

6,8

16,1

12,3

12,4

14,2

13,5

12,5

5,8

3,0

3,4

35,6

2001

100

6,9

16,8

12,6

10,4

15,4

14,0

10,8

7,4

3,1

2,6

35,6

2002

100

8,6

17,8

11,5

11,9

13,6

13,9

10,5

7,3

2,0

2,9

34,9

2003

100

9,9

17,8

13,0

10,7

12,1

12,4

11,4

8,1

2,2

2,4

34,6

2004

100

10,3

18,4

11,9

10,9

11,2

12,0

12,0

8,4

2,4

2,4

34,7

2006

100

10,6

17,0

11,9

11,6

11,2

11,5

12,6

8,6

2,9

2,1

34,9


 

 

 

 

2.3 Пути, формы и методы сокращения безработицы в России

 

Проведение активной политики способствует ускорению структурных реформ в народном хозяйстве, росту общественной производительности труда, снижению социальной напряженности в обществе, сохранению «человеческого капитала». Переход от политики сдерживания растущей безработицы в России к политике профилактики и минимизации безработицы является наиболее важной задачей органов занятости на местах, а также других ведомств и социальных партнеров, которые призваны решать эти задачи [1, с.16].

Активизация занятости возможна путем стимулирования предпринимательства и самозанятости, массовой профессиональной подготовки и переподготовки кадров, организации общественных работ, а также помощи в трудоустройстве, в особенности людям, испытывающим при этом особые сложности.

Рассмотрим последовательно потенциалы в Российской Федерации каждого из направлений активизации занятости [11, с.232].

Development of small business – one of the most perspective directions of fight against unemployment. Small business allows to create new workplaces, promotes demonopolization of the Russian economy, is aimed at formation of a new layer of civilized businessmen. В малом бизнесе создание одного рабочего места в 7 раз дешевле, чем в крупной промышленности, поскольку малое предпринимательство характеризуется низкой капиталоемкостью и более высокой трудоемкостью по сравнению с крупным производством. Поэтому государству выгодно инвестировать свои ресурсы в развитие малого бизнеса, дающего более быструю отдачу и рост числа рабочих мест, налоговых поступлений. Em sociedades tradicionais o salário do trabalho não se pagou como o dinheiro não se usou em absoluto. As pessoas viveram à custa da terra, e a terra pertenceu a todos ou cada um. A divisão do trabalho foi baixa e notável. Quando o dinheiro se inventou e o edifício de cidade começou, as pessoas começaram a depender deles, comprando a comida de vendedores em vez de crescimento, reunião ou caça na comida independentemente. A dependência do trabalho como de uma fonte de dinheiro da aquisição da comida e a residência é uma base de desemprego.

 

A quantidade das fontes históricas dedicadas a um problema do desemprego limita-se como se observaram não sempre e não em todo lugar. Durante certo período histórico a industrialização levou à alienação de meios da produção de funcionários e minimizou a possibilidade do seu trabalho independente. Assim, o funcionário que, por alguma razão, não teve possibilidade de adquirir um emprego na empresa, não pode fornecer-se o emprego e tornou-se os desempregados. A situação agravou-se com isto funcionários de profissões individuais, por exemplo doutores, agricultores, rancheiro, os fiandeiros, pequenos comerciantes, começaram a formar as grandes associações profissionais fechadas e que quem não entrou neles, foi necessário trabalhar nas condições da competição feroz ou tornar-se os desempregados.

Бюджеты многих городов сегодня в значительной мере держатся на малом предпринимательстве. Например, в Москве 51% средств городского бюджета поступает с малых предприятий, в Ингушетии – 80%. В 2006 г. на малых предприятиях России было занято 6483.5 тыс. человек, получающих здесь свои основные или дополнительные доходы [5, с.11].

Considering efficiency in a transition period of small business in the country, it is expedient to take care of its state support, improvement of its legal regulation and security, tax incentives. Experience of other countries, in particular Germany and Japan, testifies that development of small business made an essential contribution to revival of economy of these countries to the critical period of their history. Наиболее перспективными областями для становления малого и среднего бизнеса в России являются фермерские хозяйства и переработка сельскохозяйственной продукции (особенно из личного подсобного хозяйства), сфера услуг, ремонт и строительство жилья, дач, производство стройматериалов из местного сырья, розничная торговля и народные промыслы. По оценкам специалистов, развитие малого и среднего предпринимательства в России позволит избавить от безработицы до 50% высвобождающихся в ходе структурных реформ рабочей силы.

безработица рынок труд

Factors of stimulation of business activity among the unemployed is important not only training in their bases of business in various branches, but also the help in opening of own business: allocation of soft loans and subsidies, in particular, as alternatives to payment of doles; granting non-residential premises on the basis of preferential rent; the help with a hardware on the basis of leasing and in drawing up business plans. В современной России необходимо более активное становление системы профессионального образования в России позволяет увеличить размеры подготовки кадров примерно в 1,8-2 раза. Это будет способствовать сокращению предложения на рынке труда на приблизительно 2 млн человек. Кроме того, расчеты свидетельствуют, что затраты на выплату стипендий в системе переподготовки и профессионального обучения кадров на рынке труда составляют только 66% расходов по выплате пособий безработным со стажем работы в народном хозяйстве и примерно 2/3 размера пособий по безработице Em sociedades tradicionais o salário do trabalho não se pagou como o dinheiro não se usou em absoluto. As pessoas viveram à custa da terra, e a terra pertenceu a todos ou cada um. A divisão do trabalho foi baixa e notável. Quando o dinheiro se inventou e o edifício de cidade começou, as pessoas começaram a depender deles, comprando a comida de vendedores em vez de crescimento, reunião ou caça na comida independentemente. A dependência do trabalho como de uma fonte de dinheiro da aquisição da comida e a residência é uma base de desemprego.

 

A quantidade das fontes históricas dedicadas a um problema do desemprego limita-se como se observaram não sempre e não em todo lugar. Durante certo período histórico a industrialização levou à alienação de meios da produção de funcionários e minimizou a possibilidade do seu trabalho independente. Assim, o funcionário que, por alguma razão, não teve possibilidade de adquirir um emprego na empresa, não pode fornecer-se o emprego e tornou-se os desempregados. A situação agravou-se com isto funcionários de profissões individuais, por exemplo doutores, agricultores, rancheiro, os fiandeiros, pequenos comerciantes, começaram a formar as grandes associações profissionais fechadas e que quem não entrou neles, foi necessário trabalhar nas condições da competição feroz ou tornar-se os desempregados. для граждан без стажа работы. Таким образом, в государственной политике борьбы с безработицей важную роль должно играть массовое профессиональное обучение безработных, выпускников средних школ и лиц, находящихся под угрозой увольнения с предприятий (Приложение 3), [1, с.17].

Социальным потенциалом борьбы с безработицей являются программы развития общественных работ.

ости», то есть защищенные от конкуренции мастерские, рабочие центры, работы на дому, общественные объединения инвалидов и учреждаемые ими предприятия с максимальными налоговыми и иными льготами.

It is necessary to set quotas not simply for workplaces at the enterprises for all categories of citizens, socially vulnerable in labor market (with sanctions for refusal of businessmen in their reception for work within a quota), but also to encourage the employers participating in carrying out policy of rational employment. And as it reduces production efficiency, these losses of employers have to be offset by the state, especially during the crisis period. Straight lines or tax subsidies could be for this purpose used. Активная политика на рынке труда предполагает активизацию каждого ее субъекта: самих безработных граждан, государственных органов занятости, предпринимателей и профсоюзов.

Приоритет тех или иных мер зависит от состояния рынка труда и специфики безработицы в конкретных регионах и отраслях. Например, в тех отраслях (промышленность, строительство, наука) и регионах (Мордовия, Чувашия, Владимирская, Ивановская и Кировская области), где накоплен высокий потенциал скрытой безработицы, более целесообразно развитие малого и среднего предпринимательства и опережающего обучения высвобождаемых работников по новым профессиям и специальностям.

In an ideal in Russia it is necessary to create the most flexible, but whenever possible legalized labor market guaranteeing low unemployment (at the level of the USA, about 4-5% of economically active population) and steady high rates of economic growth (3-5% a year with the corresponding growth of a salary). Для этого придется немало поработать, прежде всего, над правовой инфраструктурой. Необходимо ввести срочность контрактов; ликвидировать пожизненный найм, формально доминирующий сегодня в России; предусмотреть и обеспечить относительную простоту увольнения экономически избыточных работников, даже в случае, когда контракт не истек, потому что эта избыточность способствует неэффективному распределению трудовых ресурсов и, в конечном счете, уменьшает занятость. Низкий размер пособия при увольнении является одним из факторов, обеспечивающих мобильность рабочей силы [9, с.21].

The minimum compensation has to be supported within 20% of an average salary — it is level, characteristic for the developed countries with low unemployment rate, such as the USA. At us now the minimum wage makes about 10% of the average level. But if the Duma supports idea to raise it to a living wage, that is approximately to 50% of an average salary about the country — it will lead to decrease in employment for Russia in general and will turn back a real crash for many poor regions. Скажем, в Дагестане минимальная оплата труда тогда будет на 50% выше средней заработной платы. Легальная экономика в регионе вообще перестанет существовать — просто по элементарным законам экономической реальности [3, с.176].

В концепции достаточно объективно, в том числе и в количественном выражении, представлены тенденции, сложившиеся на российском рынке труда с 90-х гг. ушедшего века, учитываются все наиболее острые его проблемы.

Ключевой задачей на рынке труда определяется повышение эффективности занятости, и для ее решения обозначен ряд приоритетных направлений. К ним можно отнести: обеспечение социальных гарантий безработным и слабоконкурентным группам населения; разграничение полномочий в области политики занятости и рынка труда между уровнями власти; свободное перемещение трудовых ресурсов по территории и отраслям страны; поддержка малого предпринимательства и регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Намечается разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по видам экономической деятельности и регионам, и, соответственно – определение объемов подготовки этих рабочих и специалистов, а также необходимых для этого бюджетных средств.

Примечательно, что в Концепции Правительство РФ в качестве специального направления своей деятельности выделяет содействие занятости, стимулирование создания и сохранения рабочих мест, а также совершенствование социального партнерства на отраслевых рынках труда. Em sociedades tradicionais o salário do trabalho não se pagou como o dinheiro não se usou em absoluto. As pessoas viveram à custa da terra, e a terra pertenceu a todos ou cada um. A divisão do trabalho foi baixa e notável. Quando o dinheiro se inventou e o edifício de cidade começou, as pessoas começaram a depender deles, comprando a comida de vendedores em vez de crescimento, reunião ou caça na comida independentemente. A dependência do trabalho como de uma fonte de dinheiro da aquisição da comida e a residência é uma base de desemprego.

 

A quantidade das fontes históricas dedicadas a um problema do desemprego limita-se como se observaram não sempre e não em todo lugar. Durante certo período histórico a industrialização levou à alienação de meios da produção de funcionários e minimizou a possibilidade do seu trabalho independente. Assim, o funcionário que, por alguma razão, não teve possibilidade de adquirir um emprego na empresa, não pode fornecer-se o emprego e tornou-se os desempregados. A situação agravou-se com isto funcionários de profissões individuais, por exemplo doutores, agricultores, rancheiro, os fiandeiros, pequenos comerciantes, começaram a formar as grandes associações profissionais fechadas e que quem não entrou neles, foi necessário trabalhar nas condições da competição feroz ou tornar-se os desempregados.

Для решения задач в этом направлении предусмотрен широкий, но довольно целенаправленный спектр мер, таких как: экспертная оценка последствий вступления страны в ВТО; налоговое стимулирование новых рабочих мест в «перспективных отраслях экономики»; разработка и реализация специальных программ повышения производительности труда; анализ возможностей повышения занятости в «проблемных отраслях» (угольной, металлургической, топливно-энергетической, легкой промышленности); поддержка малого предпринимательства как для создания рабочих мест, в том числе на селе, так и для развития инфраструктуры военных городков, закрытых административно-территориальных образований, территорий градообразующих организаций; разработка механизмов взаимодействия субъектов социального партнерства; развитие социально планирования в организациях; создание консультационных пунктов на предприятиях, где предусмотрено высвобождение работников и др.

In the direction of assistance to the citizens who are especially needing social protection the task of the exact accounting of the unemployed of separate groups and categories for realization of the principle of addressing in work of employment services is nominated to the first place; also development of special programs of employment of the least protected groups of citizens is provided.

В области оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб.

В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению с аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации.

 

1 По материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости: 1992, 1996, 1997, 1998 гг. - на конец октября, 1997 г. - на конец марта, 1999 - 2007 гг. - на конец ноября; с 2002 г. - в итоги включены данные по Чеченской Республике: среднегодовая численность работников по сведениям организаций и численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, в среднем за год.

2 По данным Роструда

3 1992 г.- получали пособие по безработице.

 

 

24

 

25

 

24

 

27

 

26

 

29

 

28

 

 

 

30

 


Информация о работе Безработица в системе социально-рыночных отношений