Безработица: сущность и измерение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:00, реферат

Описание работы

Безработица — одна из сложнейших проблем современного общества, затрагивающая все страны. Безработица как экономическое явление имеет место в том случае, если часть способного и желающего трудиться населения не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.
При определении категории «безработица» необходимо четко различать понятия «безработица» и «незанятость» населения. Официальная статистика в России безработным признает только то лицо, которое желает и способно трудиться, ищет работу и зарегистрировано в службе занятости.

Файлы: 1 файл

Реферат Экономика.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Безработица: сущность и измерение

 

Безработица — одна из сложнейших проблем современного общества, затрагивающая все страны. Безработица  как экономическое явление имеет место в том случае, если часть способного и желающего трудиться населения не может найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще.

При определении категории «безработица»  необходимо четко различать понятия  «безработица» и «незанятость»  населения. Официальная статистика в России безработным признает только то лицо, которое желает и способно трудиться, ищет работу и зарегистрировано в службе занятости.

Для рыночной экономики вредна как  чрезмерная безработица, поскольку она свидетельствует о недопроизводстве и неполной занятости (экономическая система функционирует ниже кривой своих производственных возможностей), так и чрезмерная занятость, поскольку она снижает гибкость и приспособляемость экономики как к внутренним, так и внешним изменениям.

Количественный анализ безработицы  обычно осуществляется с помощью двух взаимодополняющих друг друга показателей. Первый показатель — уровень безработицы, отражающий долю безработных в обшей численности трудоспособного населения:

Для получения показателя рабочей силы из численности всего населения страны необходимо вычесть численность детей и подростков до 16 лет; учащихся и студентов дневных отделений учебных заведений; пенсионеров (по старости и другим основаниям); людей, находящихся в местах заключения; лиц, ведущих домашнее хозяйство; недееспособных граждан (лиц, находящихся в психиатрических лечебницах); военнослужащих.

Показатель рабочей силы будет  складываться из двух основных элементов — занятых и безработных. В этой связи показатель уровня безработицы можно представить следующим образом:

К сведению. В конце августа 2006 г. в России 5,4 млн человек классифицировались как безработные, а уровень безработицы составил 7,2 %. Здесь указана общая численность безработных, определенная по методологии Международной организации труда (МОТ). (Подсчет численности безработных по методу МОТ предполагает периодическое выборочное обследование, опрос населения каким-либо государственным органом, исключая службу занятости. В России подобную работу проводит Государственный комитет по статистике.) Если же при определении уровня безработицы будет учитываться только численность официально зарегистрированных в службе занятости безработных, то мы получим несколько заниженный результат. Так, в органах государственной службы занятости было зарегистрировано не 5,4 млн чел., а 1,7 млн чел.1

При определении безработицы  существует множество неточностей. Официально используемое определение уровня безработицы можно критиковать как за то, что оно преуменьшает истинное число безработных, так и за то, что оно его преувеличивает. Завышение нормы безработицы происходит за счет следующих факторов.

1. В число безработных  попадают люди, которые лишь временно уволены со своего места службы и деятельность которых в прежней должности будет возобновлена.

2. Люди, уже нашедшие место работы, но предполагающие занять его в течение 30 дней, также учитываются в качестве безработных.

3. Безработными считают  тех, кто легко мог бы найти ту или иную работу, но продолжает поиски в надежде на лучший вариант.

Занижение нормы безработицы происходит за счет ниже перечисленных факторов. В качестве безработных не учитываются (здесь речь идет о так называемой скрытой безработице):

1. Работающие неполный  рабочий день или неполную paбочую  неделю. Они считаются занятыми.

2. В категорию безработных не попадают так называемые отчаявшиеся работники — люди, которые прекратили поиске работы, потеряв надежду на то, что их рабочая сила будет востребована.

3. Некоторые неработающие  не становятся на учет на  бирже труда, так как полагают, что сами могут легко найти работу, хотя это и не соответствует действительности.

 

Второй показатель — средняя продолжительность безработицы – время, в течение которого человек оставался безработным. Для экономической системы будет более предпочтителен вариант, когда продолжительность безработицы невелика, даже при достаточно высоком ее уровне, чем вариант, когда длительная продолжительная по времени безработица сочетается с низ значением показателя уровня безработицы. Первый из описанных случаев будет отражать ситуацию, когда экономическая система адаптируется и приспосабливается к каким-либо изменениям. Возможно, это связано с быстрым распространением и внедрением технических нововведений, с изменениями в структуре общественного воспроизводства (развитием и расширением одних отраслей, сужением других, что вызывает переток трудовых ресурсов) и прочими причинами.

Формы безработицы

 

Безработица может быть обусловлена множеством причин, а  значит принимает множество форм. Обычно выделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицу.

Фрикционная безработица связана с поиском и ожиданием работы по своей специальности. Это безработица среди лиц, которые ищут работу, соответствующую их квалификации и индивидуальным предпочтениям. Продолжительность фрикционной безработицы характеризуется краткосрочным периодом, необходимым для поиска новой работы в связи с получением образования, выходом из декретного отпуска, переездом на новое место жительства с увольнением по собственному желанию из-за изменений профессиональных предпочтений. Фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный характер и отличается непродолжительностью, поскольку у данной категории безработных есть навыки к работе, которые можно продать на рынке труда. Фрикционная безработица существует практически всегда и везде и является неотъемлемым элементом любой экономики. Фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательной, так как многие рабочие переходят с низкооплачиваемой малопродуктивной работы на более высокооплачиваемую и более продуктивную. Это означает более высокие доходы для работников и более рациональное распределение и использование трудовых ресурсов.

Структурная безработица возникает вследствие каких-либо структурных экономических сдвигов или внедрения в производство достижений НТП. Структурная безработица — это безработица среди лиц, профессии которых «устарели» или оказались невостребованными из-за научно-технического прогресса. Структурная безработица может быть обусловлена упадком старых отраслей промышленности (черной металлургии, угольной, текстильной и др.). Работники таких отраслей попадают в тяжелое положение, утрачивая не только работу, но и профессию. Кроме того, структурными безработными считаются рабочие, имеющие низкую квалификацию и небольшой производственный опыт. Структурная безработица носит вынужденный характер и отличается большей продолжительностью по сравнению с фрикционной, так как получение новой работы для этой категории безработных будет сопряжено с переподготовкой, переквалификацией, а возможно, и со сменой места жительства.

Структурная безработица  в определенном смысле также присуща экономике, как и фрикционная. В этой связи возникает понятие естественного уровня безработицы, представляющего собой сумму фрикционной и структурной безработицы. Естественная безработица имеет место в том случае, когда численность людей, занятых поиском работы, совпадает с количеством свободных рабочих мест, т. е. существует возможность трудоустроиться. Естественный уровень безработицы предполагает наличие Резерва рабочей силы, которая может быстро перемещаться в экономике, занимая свободные места. Естественный уровень безработицы характеризует величину оптимального резерва рабочей силы, способной перемещаться в экономике из одной сферы в другую в ответ на изменение потребности в трудовых ресурсах. Без этого резерва экономическая система функционировать не может. Естественный уровень безработицы для разных стран различен: для Великобритании и Франции — 5%, Швеции и Японии — 1,5—2 %, Канады — 8 %, США — 5—6 %. Экономисты склоняются к мнению, что естественный уровень безработицы должен составлять в среднем 4—6 %. В определенных условиях реальная безработица может оказаться даже ниже естественного уровня, например в условиях войны. Если существующая безработица количественно соответствует уровню естественной безработицы, то считается, что экономика функционирует в условиях полной занятости, когда производится полный объем производства, т. е. фактически производимый ВВП равен своему потенциально возможному значению. Итак, полная занятость не означает 100%-ной занятости населения.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Эта разница получила название циклической безработицы, так как чаще всего она возникает в фазах спада или депрессии экономического цикла. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную, в периоды циклического подъема рассматриваемая форма безработицы обычно отсутствует.

Выделяют и другие формы безработицы. Добровольная безработица возникает при наличии некоторого количества трудоспособных лиц, не желающих работать, поскольку предлагаемые им вакансии связаны с низкооплачиваемым трудом. Вынужденная безработица имеет место в том случае, если государство законодательно фиксирует минимальную оплату труда на уровне, превышающем равновесный; в результате будет наблюдаться разрыв между величинами спроса и предложения на рынке труда, приводящий к возникновению излишков рабочей силы, т. е. вынужденной безработицы. Институциональная безработица связана с деятельностью государства и его институтов. Она может быть вызвана институциональными факторами, влияющими на спрос и предложение труда. Например, государство устанавливает достаточно высокое пособие по безработице, что снижает стимулы к поиску нового места трудоустройства. Другой вариант — в экономике существует достаточно высокий уровень налога на доходы физических лиц, и многие предпочитают меньше работать или не работать вовсе. Региональная безработица вызывается различиями в экономическом развитии разных регионов одной страны и, соответственно, неодинаковыми уровнями безработицы. Региональная безработица формируется под воздействием исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью одних только средств экономической политики. Застойная безработица охватывает людей с крайней нерегулярностью занятий, живущих на случайные заработки. Некоторые экономисты выделяют технологическую безработицу, которая вызывается внедрением малолюдной или безлюдной технологии производства, основанной в современных условиях на электронной технике. Для плановых и переходных экономик характерна скрытая безработица. В случае плановой экономики отсутствие стимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это говорит о том, что одно рабочее место липшее и фактически второй человек должен оказаться без работы. В случае переходной экономики скрытую безработицу представляют люди, которые трудятся неполный рабочий день или неделю, находящиеся в вынужденных отпусках.

 

Социально-экономические последствия  безработицы. Политика занятости

 

В современной экономике  экономические потери от массовой безработицы значительно больше, чем потери, связанные, например, с монополизацией рынков. В целом негативные последствия существования безработицы можно разделить на экономические и социальные. Рассмотрим экономические издержки безработицы:

1) недоиспользование  рабочей силы, а значит, и недопроизводство валового внутреннего продукта;

2) отставание реально  произведенного ВВП от потенциального ВВП, который мог бы быть создан при отсутствии циклической безработицы, т. е. в условиях полной занятости;

3) неравномерное распределение издержек безработицы среди различных групп: более высокий уровень безработицы у неквалифицированных рабочих, среди молодежи, национальных меньшинств и женщин.

Наиболее серьезное  следствие безработицы — снижение объема производимого ВВП ниже потенциального уровня. Известный исследователь макроэкономических проблем А. Оукен математически выразил зависимость между уровнем безработице невыпущенным объемом продукции. Эта зависимость получи название закона Оукена: каждый процент безработицы сверх естественного уровня приводит к отставанию фактического ВВП от ВВП потенциального на 2,5 %. Если предположить, что уровень безработицы в экономике составляет 8 %, тогда как естественный ее уровень 6 %, то потери ВВП будут составлять 5 %.

Социальные  издержки безработицы:

1. Потеря работы является  большой личной трагедией. Психологические исследования показывают, что увольнение обычно столь же пагубно сказывается на психике, как смерть близко друга.

2. Деквалификация лиц,  потерявших работу, утрата чувства самоуважения, люди не могут проявить себя и профессионально самореализоваться.

3. Упадок моральных  устоев в обществе. Безработица  приводит к бездеятельности и  может повлечь деградацию человека.

4. Чем выше уровень  безработицы, тем выше уровень  разводов, самоубийств, сердечно-сосудистых заболеваний.

5. Общественные и политические  беспорядки. Массовая безработица  может привести к быстрым, иногда  очень бурным социальным и  политическим переменам. Последствием  безработицы может быть социальный взрыв, если ее размеры превысят допустимый уровень.

Серьезные негативные социально-экономические последствия  безработицы  повышают ответственность государства обеспечение занятости трудоспособного население. Эти задачи сопряжены с целью достижения полной занятости в экономике. Достижение полной занятости связано с обеспечением сбалансированности численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Осуществляя политику занятости, государство реализует программы:

• по стимулированию роста  занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;

• направленные на подготовку, переподготовку, повышение квалификации безработных;

• содействия найму рабочей  силы, предполагающие стимулирование работодателей по созданию новых  рабочих мест;

Информация о работе Безработица: сущность и измерение