Банки и их роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 00:24, курсовая работа

Описание работы

Банк (фр. banque) – это финансовый институт, созданный для управления денежным потоком в стране.

Любая экономика держится на объективных экономических законах, одним из которых является закон денежного обращения. Оборот денег происходит под влиянием финансовых институтов и, прежде всего, банков, которые создают основу для денежного оборота и связаны со всеми отраслями и секторами экономики. Банки обеспечивают финансирование всех сфер предпринимательства, производственной и непроизводственной сфер, сферы управления и наполняют бюджет (как федеральный, так и территориальный) необходимыми денежными средствами. Через банки осуществляется также и двустороннее движение денег, взятых взаймы (кредит).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Банки и иные кредитные организации:

основополагающие характеристики.

1.1. Товарно-денежные отношения………………………………………4

1.2. Банки и небанковские кредитные организации…………………….6

Глава II. Структура банковской системы в России……………………..7

2.1.Центральный банк……………………………………………………..8

2.1.1. Сущность центральных банков…………………………………….9

2.1.2. Современный Центральный банк в России

и его правовой статус……………………………………………………..12

2.1.3. Цели Банка России…………………………………………………15

2.1.4. Функции Банка России……………………………………………..17

2.1.5. Организация управления в Банке России…………………………20

2.2.Коммерческие банки…………………………………………………..22

2.2.1. Ресурсы коммерческого банка:

их структура и характеристика…………………………………………...22

2.2.2. Принципы деятельности коммерческого банка…………………..23

2.2.3. Коммерческие банки в Российской Федерации…………………..24

Глава III. Роль банков в развитии малого бизнеса.

3.1. Экономическая деформация, диверсификация

экономики и малое предпринимательство……………………………….27

3.2. Взаимоотношения малого предпринимательства и банков………..29

3.3. Малое предпринимательство как объект

экономических интересов крупных, средних и малых банков…………30

3.4. Услуги банков малому предпринимательству………………………32

Глава IV Влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему.

Заключение…………………………………………………………………36

Список используемой литературы………………………………………..41

Файлы: 1 файл

банковская система.doc

— 265.00 Кб (Скачать файл)

      Но  стратегия иностранных банков может измениться, как предполагается исходя из анализа нового Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», наступит полная валютная либерализация. На мой взгляд, скорее всего, иностранные банки не станут покупать российские банки, а откроют здесь свои филиалы.

      Возможно, что иностранные банки будут  чаще и больше создавать у нас  свои дочерние банки и филиалы. Обосновать их присутствие в России не составит никакого труда. В Польше, Венгрии, где  как раз больше иностранных банков, дела идут хорошо. Много иностранных банков в Германии. Есть они во Франции и в других странах Европы. Однако существует одно «но»: в этих странах прочны позиции национальных банков, они достаточно конкурентоспособны. Например, в Австрии и в Германии организованы не только универсальные коммерческие банки, но есть и государственные. Там банки делятся на банки коммерческие и так называемые публичные. Существует целая сеть кооперативных банков. Разнообразие банков – залог их устойчивости.

      Для того чтобы российская банковская система была конкурентоспособной, нужно, чтобы Центральный банк России приступил к реальному развитию банковской системы. На мой взгляд, по крайней мере более 50% своих золотовалютных резервов он мог бы инвестировать не в западную, а в российскую экономику. Он должен выдавать целевые кредиты российским банкам. Тогда и крупные промышленные предприятия смогут получить кредиты в российских банках.

      Пока  этому, по всей вероятности, препятствует правовая неопределенность, присутствующая и в законодательстве, и в практике работы банков. Скажем, у нас до сих пор нет ясности в закреплении правового статуса государственных и муниципальных банков. Поэтому возможен и следующий вариант. В банковское законодательство вносятся изменения. Создается четкая классификация разнообразных банков. Среди них выделяются коммерческие и публичные банки. Нужно детально регламентировать правовой статус сберегательных, инвестиционных, инновационных, кооперативных банков и затем уже применительно к целям деятельности этих банков выдавать им кредиты. Но для того чтобы эти кредиты не пропали, как уже не раз происходило в 90-е гг., следует создать правильную систему банковского надзора. А это уже вопрос правового статуса Центрального банка и правового регулирования его целей и функций, которые должны быть адекватными масштабу решаемых обществом задач.

 

      2.1.2. Современный Центральный банк  в России и его правовой  статус.

Современный центральный банк в России (Центральный  банк РСФСР) появился в конце 80-х  гг. на волне «войны законов». Просто российский Центробанк, выполняя постановления Верховного Совета РСФСР, перестал подчиняться Госбанку СССР и стал самостоятельным.

Впервые на законодательном уровне статус Центрального банка в России был урегулирован Законом РСФСР от 2 декабря 1990 г. «О Центральном банке РСФСР». В тот же день был принят и другой закон РСФСР – «О банках и банковской деятельности».

Поначалу  закон предусматривал, что на верхнем  уровне банковской системы находится  не только ее регулятор – Центральный банк, но и Сбербанк, Внешторгбанк, что создавало иллюзию относительно благополучия с решением проблемы конкуренции в формирующейся российской банковской системе. Более того, в законе РСФСР «О Центральном банке РСФСР», при его издании, было сказано, что Центральный банк вскорости выйдет из капиталов Сбербанка РСФСР и даже были установлены сроки. Потом эти сроки передвигались, и затем и вовсе данное обещание из закона было исключено. Но здесь был зафиксирован еще один отрицательный момент: банки, которые попали в верхний уровень, становились безнадзорными, а система-то уже заработала.

В 1995-1996 гг. были приняты новые редакции указанных законов. В них Сбербанк и Внешторгбанк уже не были обозначены как элемент верхнего уровня банковской системы. Но противоречие от этого еще больше обострилось. Получилось, что по закону Центральный банк участвует в капиталах Сбербанка, а также в капиталах некоторых других банков и одновременно он же – орган банковского надзора. А Сбербанк, подчеркну, не является естественной монополией.

      Федеральный закон от 10 июля 2002 г. «О Центральном  банке Российской Федерации (Банка  России)» предусмотрел больше контроля над деятельностью Центрального банка. Был создан так называемый Национальный банковский совет, куда вошли  представители от всех ветвей власти, которые работают в нем на общественных началах. Его главная цель – контролировать расходы и существенные по своему значению решения Центрального банка. Реальность такова, что сделать это трудно, учитывая, что объектом контроля является огромный объем различной информации, разобраться в котором могут только профессионалы. И тем не менее создание Национального банковского совета – значительный шаг вперед.

24 декабря 2008г.  внесли поправки в статьи 46 и  76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусматривают усиление контроля за использованием банками денежных средств, выделяемых в целях поддержки финансовой системы РФ.

 В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

 Реформирование  банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках. (Приложении 1 представлена управление ЦБ РФ).

 В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.10.2008 № 173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» Банк России в период с 14.10.2008 по 31.12.2009 (включительно) вправе заключать с кредитными организациями соглашения, в соответствии с которыми Банк России обязуется компенсировать таким кредитным организациям часть убытков (расходов), возникших у них по совершенным в течение вышеуказанного периода сделкам с другими кредитными организациями, у которых была отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

 

      Правовой  статус Банка России закреплен в Федеральном законе. В его ст.1 сказано, что «Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами». И действительно, в Конституции РФ (ст.75) о нем говорится, но не столько о его статусе, сколько о главном для государства – об эмиссионной функции Центрального банка.

      Банк  России – юридическое лицо. Однако его статус не подпадает по те организационно-правовые формы юридических лиц, которые предусмотрены в ГК РФ. И в Федеральном законе нет определения организационно-правовой формы Банка России.

      Имущество Банка России – федеральная собственность. Вместе с тем он владеет этим имуществом, пользуется и распоряжается. И никто не вправе в это вмешиваться. Поэтому получается, что правовой режим названного имущества своеобразен. Распространенная ошибка, на мой взгляд, встречается в ряде учебников и научных работ, в которых говорится, что взносы Банка России в уставные капиталы других организаций, в том числе и в уставный капитал Сбербанка, - это вклады государства – Российской Федерации. Между тем по закону государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено Федеральными Законами.

      В научной литературе и даже в учебниках  Банк России определяется как орган  государственного управления, что, на мой взгляд, не соответствует действительности. Попытки рассматривать Банк России как орган государства, думается, продиктованы стремлением придать ему больше ответственности. Центральный банк не является органом государства, но следовало бы предусмотреть в законе его ответственность перед обществом. О том, что Банку России не хватает ответственности перед обществом, было ясно и раньше, однако стало очевидным для всех после кризиса 1998 г.

      Придать Банку России больше позитивной ответственности  можно, не умаляя его независимость. Для этого нужно предусмотреть механизмы ответственности Банка России перед обществом и закрепить их в Федеральном законе применительно к обязанностям членов Совета директоров Банка России и всех его высших менеджеров.

      Служащие  Банка России не относятся к категории государственных служащих. И это еще один аргумент в пользу определения Банка России именно как банка, а не как органа государства. Денежное вознаграждение, согласно Федеральному закону, выплачивается им не из бюджета, а из фондов Банка России, которые никакого отношения к бюджету не имеют. Наоборот, государственные служащие получают денежное вознаграждение из бюджетов. Так, в п.1 ст.3 ФЗ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 18 февраля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 27 мая 2003 г.) сказано, что «Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета соответствующего субъекта российской Федерации».

      Тот же подход в определении государственного служащего применяется и в  других, в том числе не давно  принятых законах. В ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изменениями от 11 ноября 2003 г.) в п.1 ст.10 сказано: «Федеральный государственный служащий – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета».

      В ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» в ст.13 закреплено, что «Гражданский служащий – гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации».

      Такой вариант правового регулирования  обеспечивает независимость Банка  России от органов государства, с  тем чтобы он мог проводить  именно ту денежно-кредитную политику, которая бы отражала интересы российского общества.

      Независимость Центральных банков – закономерность общества с рыночной экономикой. Во всех цивилизованных странах центральные банки обладают той или иной независимостью от государства. Вопрос только в степени этой независимости. Считается, что самые независимые центральные банки – это Бундесбанк в Германии и АНБ в Австрии. Но в последнее время усиливается независимость центральных банков и в других странах

      В плановой экономике, где государство – одна большая и единственная фирма, в которой трудится все трудоспособное население страны, нет независимых банков и соответственно не нужен независимый центральный банк. Когда же эта фирма распадается на множество фирм поменьше, то все еще остаются ее менталитет и тяга к сохранению ее традиции. Тем более что вполне очевиден тот факт, что Банку России не хватает главного – ответственности перед обществом. Об этом ничего не говорится ни в одном из федеральных законов. Только этим, на мой взгляд, и можно объяснить предложения об уменьшении независимости Банка России. Но зависимый центральный банк в условиях рыночной экономики – непригоден. Центральные банки тем и ценны для государства, что, как было сказано, оставаясь банками, берут на себя некоторые полномочия в денежной и кредитной системе.

      Банк  России подотчетен Государственной  Думе российской Федерации. Но подотчетность  и подчиненность – это, как  известно, не одно и тоже. По ранее  действовавшему закону и не по так  давно принятому закону от 10 июля 2002 г., Банк России – один из самых независимых центральных банков в мире. Другое дело, как этот принцип реализуется на практике.

      Итак, можно сделать вывод: Банк России – это уполномоченный государством банк, на осуществление функций эмиссионного банка. Он проводит денежно-кредитную политику, организует денежное обращение, обеспечивает банковское регулирование и банковский надзор.

 

      2.1.3. Цели Банка России.

      Правовой  статус Банка России – это не самоцель. Он необходим для того, чтобы обеспечить те цели, которые диктуются интересами гражданского общества.

      В ст.3 Федерального закона закреплены не как было в старом законе «основные  цели деятельности Банка России», а  просто – «цели деятельности Банка  России». Эта статья сформулирована категоричней, чем в отмененном законе. Никаких других «не основных целей деятельности» у Банка России быть не должно.

Информация о работе Банки и их роль в рыночной экономике