Антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 20:27, реферат

Описание работы

История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование монополистической структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других.

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование.docx

— 28.39 Кб (Скачать файл)

 Методы антимонопольного  законодательства неэффективны, они  могут лишь препятствовать созданию  новых монополий. Но в России  проблема монополизации экономики  связана с существующими, созданными  раннее монополиями.

 Одним из методов  антимонопольного регулирования  является дробление одного крупного  предприятия на несколько самостоятельных  предприятий меньшего размера.  Но этот метод не применим  к отечественным монополиям, которые  создавались, как единая сеть. Прежде всего, это относится  к естественным монополиям. Хотя  вопрос регулирования естественных  монополии волнует многих экономистов  из разных стран мира. Но вернемся  к отечественной экономике. Видимо, регулирование естественных монополий  в нашей стране не достигло  того уровня, когда государство  может препятствовать монополисту,  устанавливать монопольную цену.

Что же касается, регулирования  так называемой временной монополии, то, к примеру, такая мера, как  поощрение импорта из зарубежных стран, ослабит не только монополиста, но, главным образом, Малого отечественного производителя, множество которых  и должно составлять конкуренцию  крупным фирмам.

И, наконец, хотелось бы сказать пару слов, о Российском законодательстве. К сожалению, наша правовая система еще не достигла соответствующего уровня, необходимого для защиты малого бизнеса и борьбы с монопольными образованьями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Антимонопольное регулирование 

Под антимонопольной  политикой понимается система государственных  мер правового, экономического, финансового, налогового, психологического характера, препятствующая проявлениям антиконкурентного поведения и способствующая эффективному функционированию рыночной экономики. Антимонопольная политика - это основные направления деятельности государства по формированию конкурентных рыночных структур. Она направлена на содействие развитию товарных рынков и конкуренции, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, на защиту прав потребителей. 

Решение антимонопольных  задач предполагает использование  определенной системы инструментов государственного воздействия на процессы, происходящие в определенных сферах экономики. В эту систему входят следующие блоки:

организационно-правовые механизмы;

определение условий  доступа частного капитала в регулируемые отрасли;

механизм ценообразования. 

Субъекты регулирования - федеральные и местные органы государственного управления. 

Отношение государства, общества к проблемам монополизма  и конкуренции двояко. Эта двойственность исходит из того, что в условиях концентрации производства и обращения  объективна тенденция сокращения производства, роста цен, злоупотреблений монопольным  положением. 

С другой стороны, концентрация ведет к массовому производству продукции и, следовательно, к снижению издержек производства, а в целом  к экономии основных видов ресурсов. 

Исходя из этих двух тенденций, государство строит антимонопольную  политику. 

Можно выделить три  направления антимонопольной политики. 

Во-первых, борьба с  монополизацией. В США рынок отрасли  считается монополизированным, если доля одной фирмы составляет 60% и  выше. При этом американское законодательство направлено не против крупных размеров корпораций как таковых, а против последствий захвата рынка монополистами, так как в ряде случаев минимальные средние издержки могут быть достигнуты лишь при значительных выпусках продукции, которые могут составлять достаточно большую долю отраслевого объема производства. Поэтому дополнительными критериями для отнесения компаний к монополистам служат подавление партнеров путем снижения цен ниже издержек производства, заключение контрактов с другими фирмами, направленных против конкурентов. Компания не преследуется, если она производит "необычные" товары или услуги, является новатором, и при многих других обстоятельствах. 

Во-вторых, предотвращение антиконкурентных слияний фирм. 

В-третьих, запрет сговоров о ценах, т. е. образования картелей. Запрещены соглашения между фирмами  о разделе рынка, групповой бойкот других фирм, манипулирование ставками на аукционах. 

К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся:

предельное упрощение  процедуры создания новых фирм;

снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих  контроль над рынком отечественных  монополистов;

принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько  более мелких и независимых друг от друга (как это было проделано  некогда со "Стандарт Ойл");

введение государственного контроля над процедурами слияния  и поглощения фирм, а в некоторых  случаях - установление порядка, при  котором поглощения и слияния  возможны лишь с разрешения государства;

введение в особо  сложных случаях (чаще всего это  относится к естественным монополиям) прямого государственного контроля над ценами и заработной платой. Последнее связано с тем, что  в определенных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовые, трактуются законом как монопольные продавцы на рынке труда;

наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации. 

Осуществление антимонопольных  действий со стороны государства  в тактическом плане возможно двумя путями. 

Во-первых, антимонополистические  мероприятия должны в значительной части предшествовать переходу к  рыночным отношениям. Предварительно необходимо создание системы мер  противодействия монополиям (создание антимонопольного законодательства, расформирование  крупных объединений, первичная демонополизация). Но этому варианту присущи недостатки. Они связаны с тем, что вместо одной формы монополизма возникают другие, что не ведет к развитию конкуренции. 

Во-вторых, антимонополистические  действия должны осуществляться одновременно с переходом к рыночным отношениям и в рамках этих отношений. Синхронность этих процессов в большей мере способствует демонополизации экономики, развитию конкуренции. В этой связи  всей совокупности мероприятий по экономической  реформе необходимо придавать антимонопольную  направленность. Необходима антимонопольная  экспертиза принимаемых решений. 

Антимонопольная политика во времени видоизменяется. На каком-то этапе развития приоритетными являются одни направления антимонопольной  политики, а с изменением ситуации акценты меняются. 

Однако некоторые  формы монополии современная  экономическая наука и законодательство все же считают нормальным явлением и потому не преследуют. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая  сумела схватить значительную долю рынка  за счет:

создания уникального  товара;

эффективного маркетинга;

разработки и освоение новой технологии, позволившей существенно  снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли.  

Можно сказать, что  антимонопольная политика и антимонопольное  законодательство не имеют целью  запрещение или ликвидацию монопольных  образований. В обществе сложилось  понимание того, что монополия  как фактор роста прибыли не может  быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить  деятельность монополии на государственный  контроль, исключить возможность  злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление  монополий требует государственного вмешательства. 

 Главная цель  этого вмешательства заключается  в защите и сохранении свободной  конкуренции, которой угрожают  монопольные тенденции. Конкретно  можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка  и содействие малому бизнесу,  защита прав потребителя. Существуют  две основные формы борьбы  с монополиями: 

предупреждение создания монополий;

ограничение использования  монопольной власти.

Демонополизация осуществляется путем либерализации рынков. Это  достигается гибким маневрированием  таможенным режимом (снижение таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих поступлению  на внутренний рынок иностранной  продукции), улучшением инвестиционного  климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса и т.д. 

Большое значение имеют  государственный контроль над процессом  концентрации капитала, финансовые санкции  в случае нарушения антимонопольного законодательства. 
 

Антимонопольное регулирование 

Антимонопольное регулирование  распространяется на отношения, связанные  с защитой конкуренции, в том  числе с предупреждением и  пресечением монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные  юридические лица, организации, федеральные  органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные  внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.  

Другими словами, субъекты того или иного рынка обязаны  выполнять требования антимонопольного законодательства – с одной стороны, с другой - понимание возможностей, предоставляемых антимонопольным  законодательством при выстраивании отношений с контрагентом, занимающим доминирующее положение на том или  ином рынке, зачастую является ключевым преимуществом.  

На практике потребность  в услугах, связанных с законодательством  о защите конкуренции, возникает  в следующих случаях:

помощь в подготовке ответов на запросы ФАС России об истребовании информации в рамках проверки;

представительство интересов клиентов в ФАС России по делам об административных правонарушениях  за непредставление информации, запрашиваемой  антимонопольным органом в рамках проверки;

подготовка возражений на акт, вынесенный антимонопольным  органом по результатам проверки;

консультирование  в области применения нормативных  правовых актов и нормативных  актов, действующих в сфере защиты конкуренции, порядка осуществления  государственных функций антимонопольными органами;

проведение правового  аудита деятельности клиента на предмет  соблюдения требований российского  антимонопольного законодательства;

представление интересов  клиентов в антимонопольном органе в рамках рассмотрения дел о нарушении  антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, дел об административных правонарушениях и пр.;

представление интересов  клиентов в судебных инстанциях по вопросам обжалования решений, предписаний  и постановлений о наложении  штрафов, вынесенных антимонопольным  органом.

Информация о работе Антимонопольное регулирование