Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Файлы: 1 файл

Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика РФ.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. В него включены, например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), "Калугапутьмаш" (машины рельсосварочные, краны укладочные) и так далее.

Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Но внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства.

 

Глава 3 Антимонопольное регулирование.

    1. Антимонопольное регулирование в Омской области.

В 1990 году в Российской Федерации появился федеральный антимонопольный орган исполнительной власти, который начал контролировать соблюдение конкурентного права, цивилизованных правил торговли и поведение субъектов естественных монополий.

В ноябре 1991г. на территории Омской области создано его территориальное отделение.

Сегодня Управление накопило богатый опыт проведения государственной политики по развитию добросовестной конкуренции, по выявлению и пресечению монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках, по выявлению недобросовестной рекламы и нарушений прав потребителей, по регулированию естественных монополий.

Основные направления деятельности: осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации (выявление и пресечение злоупотреблений хозяйствующих субъектов доминирующим (в том числе монопольным) положением на товарных и финансовых рынках, осуществление контроля за процессами экономической концентрации, выявление и пресечение противоправных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию на территории региона), законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе, законодательства о естественных монополиях и о товарных биржах.

Омское территориальное управление МАП России - Омское антимонопольное управление - территориальный орган, созданный и подведомственный МАП России, осуществляющий свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе Положения, утвержденного МАП России. Омское антимонопольное управление проводит на территории Омской области государственную политику в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках и рынках финансовых услуг, обеспечивает контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и о рекламе, регулирования деятельности субъектов естественных монополий в области связи.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области:

  • анализирует ситуацию, состояние конкурентной среды на товарных рынках и рынках финансовых услуг на территории региона;
  • осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, о рекламе, законодательства о естественных монополиях и о товарных биржах;
  • проводит на территории Омской области федеральную политику государственной поддержки предпринимательства;
  • оказывает содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
  • осуществляет анализ деятельности субъектов естественных монополий в области связи, дает заключение об обоснованности цен и тарифов в данной области, осуществляет контроль за соблюдением условий договоров, заключаемых субъектами естественных монополий в области связи с потребителями;
  • реализует основы государственной политики в области защиты прав потребителей, координирует взаимодействие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и общественных объединений (их региональных ассоциаций, союзов) в области защиты прав потребителей;
  • рассматривает факты нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях;
  • согласовывает акты и решения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам предоставления льгот отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований при проведении конкурсов для государственных нужд и нужд местного самоуправления;
  • дает рекомендации органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органам местного самоуправления о развитии конкуренции, государственной поддержке предпринимательства и о защите прав потребителей;
  • осуществляет государственный контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства Российской Федерации, в том числе при:
  • создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций);
  • ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • приобретении соответствующих акций (долей), получение в собственность, пользование или владение основных производственных средств;
  • осуществляет государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке финансовых услуг, в том числе при: заключении в любой форме соглашений или принятии решений о ведении согласованных действий, если участники соглашения или согласованных действий осуществляют финансовую деятельность на территории региона;
  • создании объединений финансовых организаций.
    1. Зарубежный опыт в антимонопольном регулировании.

Одной  из  наиболее  развитых   стран   в   области   антимонопольного регулирования экономики является США. Государственное регулирование  в  этой стране осуществляется в отношении отдельной  категории  отраслей  экономики, тех,  где  зачастую  возникает  естественная  монополия.  При  этом  они  не национализируются, а действующие  в  них  компании  пользуются  полной  либо значительной независимостью от органов  государства  в  вопросах  построения внутренней  системы  организации   производства,   принятия   инвестиционных решений.

В основу комплекса государственных мер,  составляющих  антимонопольную политику  США, заложено  общее   концептуальное   представление,   согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в  случае,  когда  они имеют  возможность  свободно  обмениваться  производимыми  ими  товарами   и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что  если  все  сделки  по подобному  обмену  будут  заключаться  на  уровне  цен,  устанавливаемых   в результате конкурентной  борьбы  между  поставщиками  товаров  и  услуг,  то общество в целом получит больший объем  материальных  благ,  чем  в  случае, когда часть подобных сделок будут заключаться  по  ценам,  отклоняющимся  от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения.  Конкурентный  рынок, таким   образом,   выступает   универсальным    регулятором    общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о  том,  что  производить  и  в каком количестве, объективно решает сам  потребитель,  предъявляя  на  рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.

      Объектом антимонопольного  регулирования являются поведение  компаний  и институциональная  структура экономики. Последняя,  согласно  антимонопольным нормам  должна  быть  «эффективной»,  то  есть   при   определенном   объеме находящихся   в   распоряжении   общества   ресурсов    максимизировать    в количественном  и  оптимизировать  в  качественном  отношении   производство потребляемых обществом благ. Такова, по их мнению, структура,  состоящая  из экономически и юридически независимых  друг  от  друга  конкурирующих  между собой  на  рынке  компаний,  каждая  из  которых  самостоятельно  определяет характер  создаваемой  продукции  и  объем  ее  выпуска.    Воздействие   же антитрестовского законодательства  осуществляется  на  состав  хозяйственных единиц, их экономическое поведение  и ряд форм взаимоотношений между ними.

      Важнейшие   принципы   антимонопольной   политики   сформулированы   в специальном  своде хозяйственного права США  под названием   «Антитрестовское законодательство». Оно базируется на трех основных законодательных актах: Закон Шермана (1890 год).

           Этот   закон   составляет   ядро   антитрестовской   политики   в экономической жизни США. Вне  закона  объявляется  «всякий  контракт  и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а  также  тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами  или  с иностранными государствами». В  этом  законе  также  указывается,  что     «каждое лицо монополизировавшее, либо  пытающееся  монополизировать, какую- либо отрасль торговых операций между несколькими штатами или  с иностранными  государствами  будет  считаться   правонарушителем».   В поправке  к  этому  закону  от  1974   года   нарушение   его   статей квалифицируется как «тяжкое преступление».

      Федеральное правительство  США в  соответствии  с  этим  законом  имеет право привлекать  к  суду  фирмы  и  деловые  предприятия,  причем   спектр  вероятных наказаний достаточно  широк:  от  денежных  штрафов  до  тюремного заключения,  причем  после  введения  поправки  1974  года  последняя   мера получила широкое распространение.  На  действия  провинившейся  фирмы  может быть наложен судебный запрет, а в исключительных случаях суд  может  вынести предписание  о  децентрализации  и  дроблении   фирмы   на   ряд   небольших предприятий.

      Кроме  того,  все  частные  лица,  считающие,  что  понесли  убытки  в результате  нарушения кем - либо Закона Шермана, имеют право  возбудить  дело  в суде и, в  случае  признания  претензий  обоснованными  -  могут  получить компенсацию, втрое превосходящую  стоимость  нанесенного  им  ущерба.  Такие случаи стали за  рубежом  в  последнее  время  вполне  обычной  практикой  в деятельности судебных органов.

        Непосредственный    объект    антимонопольного    регулирования    – хозяйственная практика компаний,  действующих  в  самых  различных  отраслях производства и сферах коммерции -  столь  многогранен,  что  не  может  быть полностью охвачен некими специально выработанными правилами, оформленными  в виде  законов.  Именно  этим   объясняется   и   определенная   обобщенность формулировок  основных   антитрестовских  законов,  и   неоднозначность   их толкования судами при разборе конкретных дел, и  эволюция  подходов  органов антимонопольной защиты к  предмету  их  деятельности,  и  смена  приоритетов антимонопольного регулирования.

      Главную  работу  по  государственному  контролю  за  монополистической деятельностью  в США проводит  антитрестовский  отдел  Министерства  юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела  против  лиц,  которые нарушают  антитрестовское  законодательство.  Кроме   Министерства   юстиции проведение  государственного  контроля   за   соблюдением   антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия.  Вместе  с  тем следует отметить,  что  основная  нагрузка  в  проведении  этих  мероприятий падает на федеральные суды и,  в  первую  очередь,  на  Верховный  суд  США, который  оценивает  законность   или   недействительность   тех   или   иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.

      Как видно, в  США  достаточно  высокий  уровень  организации  процесса государственного  регулирования монополии, основанный  на букве закона.  Среди всех рассмотренных моментов государственного регулирования  особое  внимание привлекает то, что частные компании допускаются в  регулируемые  отрасли  на конкурсной основе. С одной стороны  это  позволяет  государственным  органам контролировать уровень цен на соответствующие  товары  и  услуги,  с  другой стороны,  достигается  решение  ряда  вопросов  не  связанных  с  экономикой напрямую, и,  наконец,  третий  и  основной  аспект  –  достигается  решение антимонопольных задач.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Высокий уровень монополизации и его резко отрицательное влияние на экономику делает необходимым проведение в нашей стране антимонопольной политики. Более того, Россия нуждается в демонополизации, т.е. радикальном сокращении числа секторов экономики, где установилась монополия. Главной проблемой и одновременно трудностью при этом является специфика унаследованного от социалистической эпохи монополизма: российские монополисты по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. На Западе демонополизация предприятий-гигантов возможна путем их разделения на части. Эти монополисты формировались путем объединения и поглощения независимых фирм. Последние, хотя бы теоретически (на практике это делается редко, да в этом и нет нужды, т.к. стопроцентные монополисты почти не встречаются), могут быть восстановлены в качестве самостоятельных компаний. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не может быть разделен на отдельные части без полного разрушения. Другой путь демонополизации — иностранная конкуренция — явился, вероятно, самым действенным и эффективным ударом по отечественному монополизму. Когда рядом с изделием монополиста на рынке находится превосходящий его по качеству и сопоставимый по цене импортный аналог, все монополистические злоупотребления становятся невозможными. Монополисту приходится думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненным с рынка. Но проблема в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики, импортная конкуренция в очень многих случаях оказалась избыточно сильной. Вместо того, чтобы ограничить злоупотребления она фактически уничтожила целые отрасли промышленности. Очевидно, что использование столь сильнодействующего метода должно быть очень осторожно. Импортные товары, бесспорно, должны присутствовать на российском рынке, являясь реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину массовой ликвидации отечественных предприятий. Еще один путь — создание новых предприятий, конкурирующих с монополистами, — предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста как предприятие. К тому же новые предприятия — это

Информация о работе Антимонопольное регулирование и антимонопольная политика РФ