Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 19:24, реферат

Описание работы

Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или способствуя прекращению ее деятельности там, где она уже существует. Усиление монопольной власти отдельных фирм приводит к общественным экономическим потерям: во-первых, эти потери проявляются в более высоких ценах, которые приходится платить потребителям за продукцию фирм-монополистов по сравнению с ценами на аналогичный товар на конкурентных рынках; во-вторых, приобретение фирмой монопольной власти нередко приводит к планируемому ограничению производства товаров и услуг с целью поддержания высоких цен,

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………2
Глава 1. Монополия: понятие, сущность и виды………………………………….4
Глава 2. 1)Роль государства в регулировании рыночной экономики………......10
2) Этапы создания российского конкурентного законодательства ……….........15
3) Система антимонопольных органов и порядок их формирования………….19
4) Задачи и цели антимонопольных органов……………………………………..22 Заключение …………………………………………………………………………27 Список использованной литературы………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Антимонопольная политика.docx

— 61.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………2

 Глава 1. Монополия: понятие, сущность и виды………………………………….4

Глава 2. 1)Роль государства в регулировании рыночной экономики………......10

2) Этапы создания российского конкурентного законодательства ……….........15

3) Система антимонопольных органов и порядок их формирования………….19

4) Задачи и цели антимонопольных органов……………………………………..22 Заключение …………………………………………………………………………27 Список использованной литературы………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Антимонопольная политика основывается на выводе, согласно которому общество несет экономические и иные потери от вытеснения рыночной конкуренции монополией.

   Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или способствуя прекращению ее деятельности там, где она уже существует. Усиление монопольной власти отдельных фирм приводит к общественным экономическим потерям: во-первых, эти потери проявляются в более высоких ценах, которые приходится платить потребителям за продукцию фирм-монополистов по сравнению с ценами на аналогичный товар на конкурентных рынках; во-вторых, приобретение фирмой монопольной власти нередко приводит к планируемому ограничению производства товаров и услуг с целью поддержания высоких цен, а это означает, что монополия порождает неэффективное распределение ресурсов между различными отраслями; в-третьих, монополия часто ведет к техническому застою производства, к ухудшению качества продукции, условий труда и т. д.

   Антимонопольная политика - комплекс мер государственной власти, направленных на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности, обеспечение всем хозяйствующим субъектам рынка возможно равных условий конкуренции и недопущение недобросовестной конкурентной борьбы.

  Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

 

 Монополии, благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов, создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

  Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Цели и задачи данной работы:

  • Раскрыть роль государства в регулировании рыночной экономики
  • Проследить историю создания и развития российского конкурентного законодательства
  • Изучить нормативно-правовые акты, относящиеся к данной теме
  • Изучить и проанализировать систему антимонопольных органов
  • Сделать сравнительную характеристику Российской антимонопольной политики  и антимонопольной политики стран Запада.

 

Глава 1. Монополия: понятие, сущность и виды

В действующем российском законодательстве отсутствует общее  определение понятия "монополия". Термин "монополия" используется в нормативных актах и юридической  литературе для характеристики доминирующего  положения субъекта предпринимательства  на рынке, особых полномочий (привилегий, прав) субъектов предпринимательства  на осуществление какого-либо вида предпринимательской деятельности на рынке.1

Монополия (монопольное  положение) - это доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства (группы лиц) на соответствующем рынке.

Следует различать основные типы монополий:

I. создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;

II. образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства;

III. возникающие в результате обладания исключительными правами.

Указанные типы монополий  можно также классифицировать в  зависимости от того, защищены они  от конкуренции или нет. Речь идет о том, что некоторые монополии  не допускают наличие конкуренции  со стороны других субъектов предпринимательства  на законных основаниях. В литературе эти монополии получили различные наименования: "закрытые", "легальные", "юридические" монополии.2 К ним относятся:

1) монополии, непосредственно регулируемые государством;

2) монополии обладателей  исключительных прав.

Остальные монополии не могут  быть защищены от конкуренции, а должны подчиняться экономическим законам  конкурентного рынка (взаимодействия спроса и предложения), что является основополагающим правилом (принципом) рыночной экономики и предпринимательства.

Монополии первого типа (монополии, непосредственно регулируемые государством) создаются по воле государства с  целью обеспечения государственных  и общественных интересов. Они защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих  субъектов, не являющихся субъектами данных монополий. Представляется, что эти  монополии можно назвать государственными в широком смысле, учитывая их сходную  правовую природу.

Существуют следующие  разновидности монополий рассматриваемого типа:

  • государственные монополии;
  • естественные монополии.

Под государственной понимается монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа3.

Государственные монополии  создаются в целях защиты экономических  интересов государства и потребителей, укрепления безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства  и т.д. Эти монополии устанавливаются  в императивном порядке на основании  норм законодательства и направлены, в основном, на обеспечение публично-правовых интересов.

Осуществление государственной  монополии регламентируется федеральными нормативными актами4.

Осуществляется государственная  монополия с помощью различных  средств, установленных в нормативных  актах. Например, государственная монополия  на экспорт или импорт отдельных  видов товаров (определяемых федеральным  законом) реализуется посредством  лицензирования такой деятельности. Лицензии на ее осуществление выдаются исключительно особым хозяйствующим  субъектам - государственным унитарным  предприятиям, которые в соответствии с законодательством РФ и общепризнанными  международно-правовыми нормами  обязаны совершать сделки по экспорту (импорту) товаров. Указанные сделки, совершаемые в нарушение государственной  монополии, являются ничтожными5.

Естественная  монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных указанных в законе причин6.

Существование данного вида монополий объясняется тем, что  в определенных сферах предпринимательской  деятельности конкуренция по объективным  экономическим причинам является неэффективной  вследствие того, что один субъект  предпринимательства может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имели  бы несколько конкурентов. Однако для  того, чтобы какая-либо сфера деятельности приобрела статус естественной монополии, необходимо признание ее в качестве таковой со стороны государства. Поэтому в целях эффективного функционирования субъектов предпринимательства, осуществляющих свою деятельность в  данных сферах, получения ими экономически обоснованной прибыли, а также достижения баланса интересов потребителей и предпринимателей, государство  объявляет подобные сферы предпринимательской  деятельности естественными монополиями.

Существует перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии:

а) транспортировка нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;

б) транспортировка газа по трубопроводам;

в) услуги по передаче электрической  и тепловой энергии;

г) железнодорожные перевозки;

д) услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

е) услуги общедоступной  электрической и почтовой связи (ст.4 Закона о естественных монополиях).

Субъектом естественной монополии  признается лишь хозяйствующий субъект, созданный в форме юридического лица, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Монополии второго типа (так  называемые рыночные) создаются в  результате самостоятельных действий субъектов предпринимательства  при осуществлении ими своей  деятельности под воздействием различных факторов на рынке без непосредственного регулирующего воздействия государства.

Такие монополии могут  появиться в связи с победой  в добросовестной конкуренции над  определенным субъектом предпринимательства  и выходом с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов  и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д. В данной ситуации субъект предпринимательства  на определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного  товара. При этом юридических ограничений  для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую  деятельность на данном рынке и конкурировать  между собой.

И, наконец, о монополиях третьего типа. Монопольное положение  может также возникать из обладания субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п.

Существуют два вида антимонопольной  политики: антимонопольная политика в отношении естественных монополий  и антимонопольная политика в  отношении искусственных монополий. Для того, чтобы разобраться в  вопросах, связанных с антимонопольной  политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой  монополии.

Существует большое количество определений монополии, ведь это  – многоаспектное понятие. Причём, это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. 
В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:7 
1. С точки зрения рыночной структуры. 
2. С точки зрения рыночного поведения. 
3. С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая каждый из этих аспектов в отдельности следует  уточнить, что опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее  определение: монополия – это  форма рынка, в условиях которой  весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта . Изучая монополию  через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению  пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого  субъекта. Такое пространство принято  называть отраслью.

Монополия – это, когда в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают.

Давая же определение монополии, с точки зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов 
(таких, как цена, реклама). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя наибольший объём  внимания рыночным итогам, теория монополии  отмечает то, что при монополии  итоги связаны со следующими факторами: 
- монопольно высокими ценами, 
- ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Но так как понятие  монополии очень важно для  основного предмета моей работы –  антимонопольной политики, необходимо, по-моему, описать это понятие  более детально.

Итак, можно привести следующие  признаки монополии: 
1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей. 
2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары- заменители). 
3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные причины существования таких барьеров, к примеру:

- Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.

- Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.

- Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).

- При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.

- Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом. 
4. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

 

Глава 2. 1)Роль государства в регулировании рыночной экономики

Важнейшим средством регулирования  деятельности монополий является антимонопольное  законодательство, имеющее два направления:

Информация о работе Антимонопольная политика