Антимонопольная политика и регулирование естественных монополий России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования данной работы является полная характеристика антимонопольной политики России на современном этапе развития.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие, виды и сущность монополий
1.1. Определение монополии и ее характерные черты
1.2. Сущность монополии
1.3. Формы монополий
Глава 2. Анализ антимонопольной политики России на современном этапе: проблемы и пути решения
2.1. Особенности антимонопольной политики в России
2.2. Пути совершенствования антимонопольной политики в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

антимонопольная политика (передел).doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Программы отраслевого  развития и инвестиционные программы  субъектов естественных монополий  должны не только быть увязаны между  собой, но и соотноситься с общей  политикой развития конкуренции  в РФ, быть направлены на создание инфраструктуры в тех местах, где наблюдается дефицит.

Следует установить требования к процедурам разработки и согласования органами власти инвестиционных программ субъектов естественных монополий. Эти процедуры должны быть публичными, и при их согласовании необходимо соблюдать принципы конкурентной направленности программ.

В нормативных правовых актах, регламентирующих порядок разработки и реализации долгосрочных целевых  программ и федеральных целевых  программ, необходимо предусмотреть  процедуры их публикации и обсуждения, порядок учета мнений и предложений со стороны предпринимателей.

Целесообразно провести экспертизу действующих федеральных  целевых программ и рассмотреть  возможность включения в них  мероприятий по развитию конкуренции  на соответствующих рынках.

Развитие системы госзакупок должно быть направлено на расширение возможностей поиска информации потенциальными участниками размещения государственного и муниципального заказа о торгах, проводимых органами государственной  власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Необходимо создание единого общероссийского сайта в сети Интернет, на котором должна размещаться информация о государственных и муниципальных закупках. Размещение государственного и муниципального заказа должно преимущественно осуществляться путем проведения открытых аукционов в электронной форме, что позволит снизить издержки "бумажных" процедур, а также вероятность сговора участников за счет обеспечения анонимности участия в электронных аукционах. Кроме того, электронная форма проведения аукционов позволяет обеспечить максимальный доступ предпринимателей к торгам.

Для совершенствования  системы регулирования естественных монополий необходимо реализовать  следующие мероприятия:

- внесение изменений  в федеральный закон "О естественных монополиях", предусматривающих уточнение понятия субъекта естественной монополии, определение статуса реестра субъектов естественных монополий и порядка контроля экономической концентрации, разграничение полномочий органов регулирования естественных монополий;

- внедрение в систему  госрегулирования ряда отраслей  метода экономически обоснованной  доходности инвестированного капитала, метода сравнительного анализа  и других "квази-конкурентных" механизмов, которые предусматривают  установление долгосрочного тарифа, обеспечивающего приемлемую норму доходности на вложенный капитал, а также механизма, стимулирующего снижение издержек и поддержание определенного уровня качества услуг;

- обеспечение эффективности  закупочной деятельности субъектов  естественных монополий путем установления обязательных требований к проведению торгов. Такие процедуры должны обеспечивать прозрачность и состязательность проведения торгов, что сократит издержки субъектов естественных монополий и будет способствовать снижению роста тарифов;

- выделение из сферы  деятельности субъектов естественных  монополий отдельных видов работ,  которые могут быть произведены  сторонними компаниями на конкурентной  основе /например, осуществление части  работ по подключению к системам  коммунальной инфраструктуры/;

- активизация работы  по развитию конкуренции в  сопряженных с естественными  монополиями сферах, в том числе  посредством разделения субъектов  на осуществляющих конкурентные  и естественно-монопольные виды  деятельности. Одним из важных  шагов к осуществлению этой задачи является разработка методик по ведению раздельного учета указанных видов деятельности;

- принятие правил недискриминационного  доступа к услугам субъектов  естественных монополий.

В целях создания максимально  благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса необходима реализация мероприятий, направленных на снижение административного давления. Прежде всего это касается необходимости усиления защиты прав предпринимателей при проведении проверок, исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел в отношении субъектов предпринимательской деятельности, упрощения порядка выдачи и продления лицензии и замены ряда видов деятельности страхованием гражданской ответственности, сокращения перечня наименований продукции, подлежащей обязательной сертификации /замена декларированием соответствия/.

Необходимо упрощение  процедур госрегистрации, ликвидации, банкротства, ведения налоговой  отчетности и бухгалтерского учета  субъектов малого предпринимательства; упрощение и удешевление процедуры присоединения к объектам энергетической инфраструктуры и организациям коммунального комплекса; обеспечение доступности объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для малого и среднего предпринимательства, в том числе реализация преимущественного права выкупа арендуемых помещений; обеспечение расширения доступа малых и средних предприятий к госзаказу, заказам субъектов естественных монополий и госкорпораций; максимальная информационная открытость для начала собственного дела, включая публикацию на едином интернет-портале справочной информации о возможности получения господдержки.

Важной антикризисной  мерой является поддержка спроса путем расширения закупок для  госнужд, а также нужд госкорпораций  и субъектов естественных монополий.

Конкурентная политика в условиях кризиса должна предусматривать  реализацию следующих мер:

- следует существенно  снизить издержки входа на  рынок, в том числе путем  снижения административных барьеров  в отраслях с ярко выраженными  препятствиями входа;

- при осуществлении  контроля, в том числе антимонопольного, необходимо сместить акцент с  контроля за действиями хозяйствующих  субъектов в сторону более  тщательного контроля за действиями  органов власти;

- нужно упростить доступ  к инфраструктуре естественных монополий, ввести ускоренную процедуру рассмотрения нарушений правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, установить ответственность за их нарушение в форме дисквалификации виновных должностных лиц. Необходимо утверждение правил недискриминационного доступа к системе магистральных и распределительных газопроводов;

- должно быть сокращено  количество сделок, подлежащих предварительному  согласованию с ФАС России, в  первую очередь необходимо исключить  обязательное согласование сделок внутри группы лиц;

- требуется формирование  эффективной, максимально доступной  и прозрачной конкурсной системы  размещения государственных заказов,  заказов государственных корпораций  и естественных монополий, в  том числе путем расширения  практики размещения заказов на электронных аукционах8.

 

Заключение

В данной курсовой работе мы рассмотрели основные причины  возникновения монополий; особенности  современной монополизации экономики. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями  складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. «Государственная антимонопольная политика: практический опыт Законодательства» (рекомендации парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству). Российский экономический журнал №3 – 2010г.
  2. Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В.: «Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика, германский опыт и российский путь» – СП б: Издательство «Питер», 2007г.
  3. Булатов А.С.: «Экономика». Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2007г.
  4. Грязнова А.Г. и А.Ю. Юданов: «Микроэкономика. Теория и российская практика». Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. 2 изд. – М.: ИТД «КноРус», «Издательство ГНОМ и Д», 2009г.
  5. Корогодин: «Общая экономическая теория». Учебное пособие для студентов неэкономических факультетов вузов. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2005г.
  6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 2007.
  7. Райзенберга Б.А.: «Курс экономики». Учебник – ИНФРА-М, 2008.
  8. Сумцова Н.В., Орлова Л.Г., Прапович В.В., и др.: «Экономическая теория». Учебник для вузов / Под ред. Сумцовой Н.В., Орловой Л.Г. – М.: Юнити-Дана, 2004г.
  9. Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание, Киров: «АСА», 2007г.
  10. 50 лекций по микроэкономике: в 2-х томах. СП б.: Экономическая школа. 2007г.
  11. http://www.rb.ru/inform/110927.html
  12. www.fas.gov.ru

1 Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М., 2007

2 Корогодин: «Общая экономическая теория». Учебное пособие для студентов неэкономических факультетов вузов. – Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2005г.

3 Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание, Киров: «АСА», 2007г.

4 Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджера. Книга антикризисного управляющего) / отв. ред. Рубин Ю. Б. –М.: «СОМИНТЕК», 1999.

5 Райзенберга Б.А.: «Курс экономики». Учебник – ИНФРА-М, 2008.

6 Булатов А.С.: «Экономика». Учебник. 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Юристъ, 2007г.

7 www.fas.gov.ru

8 http://www.rb.ru/inform/110927.html


Информация о работе Антимонопольная политика и регулирование естественных монополий России