Антиинфляционная политика Кыргызской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие такого важнейшего явления в нашей жизни как инфляция, рассмотрение ее сущности и анализ современного состояния инфляции в Кыргызской Республике.
Задачами курсовой работы являются:
изучение теоретических аспектов инфляции, основных причин ее возникновения;
анализ показателей развития инфляции в экономике Кыргызской Республике и оценка степени ее влияния на развитие страны;
рассмотрение и исследование основных направлений совершенствования системы регулирования инфляционных процессов в экономике Кыргызстана.

Содержание работы

вВедение 2
Глава I. Сущность инфляции 4
1.1 Сущность, причины и измерение инфляции 4
1.2 Формы инфляции и ее последствия 10

Глава 2. Особенности инфляционных процессов Кыргызской Республике 15
2.1 Экономические процессы возникновения инфляции в Кыргызской Республике. 15
2.2 Анализ инфляционных процессов в Кыргызской Республике 22

ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В КР КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ 28
3.1 Стратегия управления инфляционными процессами 28
3.2 Антиинфляционная политика в Кыргызской Республике 32


заключение 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Файлы: 1 файл

Антиинфляционая политика.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Наибольший вклад в формирование инфляции за рассматриваемый период внесли немонетарные факторы, составившие 72,6 процента.

 В первом квартале 2009 года произошло традиционное для этого периода года сезонное повышение цен. Согласно данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики повышение уровня инфляции в 2009 году составило 2,0 процента (в первом квартале 2006 года данный показатель составлял 3,0 процента). Ключевым фактором, определившим динамику цен в первом квартале 2009 года, стал рост цен на продукты питания. Рост цен на продукты питания в первом квартале 2009 года составил 2,8 процента, рост цен на непродовольственные товары — 1,8 процента, на платные услуги - 0,9 процента.

В годовом исчислении уровень инфляции сложился на уровне 4,0 процента, При этом прирост цен  на товары составил 3,5 процента, а услуги подорожали на 8,0 процентов. Индекс потребительских цен, как и в прошлые периоды, сложился, в основном, за счет роста цен на продовольственные товары, которые занимают в потребительской корзине около 60 процентов.

Индекс потребительских  цен на продовольственные товары в первом квартале 2009 года формировался под воздействием сезонного роста цен на такие виды продуктов питания как: фрукты и овощи, молочные и мясные изделия. Изменение ИПЦ на продовольственные товары за первый квартал 2009 года составило 2,8 процента, что значительно ниже, чем за соответствующий период 2006 года (6,9 процента).

Динамика цен на продукты растениеводства в 2009 году отражала состояние объемов их производства и экспорта. В 2006 году увеличение производства картофеля, овощей, бахчевых, плодово-ягодных культур способствовало более низким темпам прироста цен по данной группе товаров в первом квартале 2009 года. Так, плодоовощная продукция в годовом исчислении подорожала на 0,6 процента, а с начала 2009 года на 13,2 процента (вклад этого фактора в уровень инфляции составил около 0,95 процентных пункта (далее п.п.)). Следует отметить, что сохраняются большие объемы экспорта растительной продукции в соседние страны: за январь-февраль 2009 года экспортировано на 35,7 процента больше по сравнению с соответствующим периодом 2008 года. Как обычно, основной рост цен по этой группе приходится на первый квартал года.

Производство муки из зерновых культур, после падения  на 41,9 процента в первом квартале 2008 года, в январе-марте 2009 года выросло на 18,6 процента, В то же время продолжают расти отпускные цены на импортируемые зерно и муку. В связи с этим цены на хлеб, хлебобулочные изделия и крупы в 2009 году по сравнению с мартом 2008 года выросли на 3,7 процента (в том числе хлеб подорожал на 6,5 процента, а мука высшего сорта - на 5,5 процента).

С  начала 2009 года цены по этой группе возросли на 0,6 процента (в том числе мука высшего сорта подорожала на 4,4 процента) и вклад всей группы в уровень инфляции составил 0.1 п.п.

Несмотря на рост поголовья скота и производства продукции животноводства на 1.1 процента по сравнению с январем-мартом 2009 года, продолжается тенденция удорожания мясных продуктов. Так, за 2009 год цены на мясо повысились на 1,1 процента, на масло и жиры - на 2.4 процента. В годовом исчислении (с марта 2008 года по март 2009 года) цены на мясную продукцию возросли на 12,0 процента.

Производство молока (сырое) за первый квартал 2009 года увеличилось на 22,4 процента, при этом сохранялись высокие темпы роста экспорта молока и молочной продукции, что отразилось на росте цен на молочные изделия на 4,0 процента.       С марта 2008 года по март 2009 года прирост цен по группе «молочная продукция, сыры и яйца» составило 9,1 процента. В то же время в 2009 году отмечалось сезонное снижение цен на сахар — на 4,6 процента, на рыбу - на 0,1 процента.

В первом квартале 2009 года индекс цен на непродовольственные товары составил 101,8 процента (101,0 процента за январь-март 2008 года). Наибольшее повышение цен зафиксировано на жилищные услуги - на 3,4 процента, в том числе на электроэнергию, газ и другие виды топлива - на 3,7 процента (на газ - на 25,6 процента). Рост тарифов на газ осуществлялся в рамках среднесрочной тарифной политики ввиду повышения отпускных цен на газ Узбекистаном. Так, вклад это фактора в сложившийся уровень инфляции составил 0,2 п.п.

Одежда и обувь в 2009 году подорожала на 1,2 процента, а предметы домашнего обихода - на 1,8 процента, в том числе мебель и напольные покрытия - на 4,3 процента. В основном данные факторы и обусловили сложившийся уровень цен на непродовольственные товары, По остальным группам товаров и их составляющим рост цен оставался, умеренным. Сдерживающее влияние на ИПЦ на непродовольственные товары оказало снижение цен на горюче-смазочные материалы на 4,2 процента, при этом бензин подешевел на 4,6 процента, а дизельное топливо — на 3,4 процента.

Индекс цен на платные  услуги в первом квартале 2009 года вырос на 0,9 процента (в первом квартале 2008 года прирост составил 0,6 процента). В целом рост цен был умеренным и, в основном, сложился за счет роста цен на услуги связи - на 1,3 процента и услуги ресторанов и гостиниц - на 1,0 процента. Кроме того, подорожали услуги образования на 0,3 процента.

В годовом исчислении индекс цен на платные услуги в 2009 году возрос на 8,0 процента. Основной вклад внес рост цен на услуги образования - на 19,7 процента и на услуги ресторанов и гостиниц - на 3,4 процента.

По данным НСК  индекс потребительских цен с  начала года составил 103,7 процента (февраль 2008 года к декабрю 2009 года), а за аналогичный период в 2009 году - 101,9 процента. По отношению к январю 2008 года индекс потребительских цен составил 101,7 процента.

Денежная база за январь-февраль т.г. сократилась  на 2271,7 млн. сомов (-7,2 процента), составив на 29 февраля 2008 года 29304,1 млн. сомов (на 1 января 2008 года - 31575,9 млн. сомов). За январь-февраль 2009 года денежная база снизилась на 4,8 процента.

Валовые международные  резервы на конец февраля 2008 года составили 1140,8 млн. долларов США (на 1 января 2008 года - 1176,6 млн. долл. США). Сокращение составило 35,8 млн. долларов США.

Учетный курс доллара  США по отношению к сому за январь-февраль 2008 года повысился на 2,34 процента и  составил 36,3299 сом/доллар США. За аналогичный  период 2009 года учетный курс доллара США по отношению к сому повысился на 0,70 процента и составил 38,3907 сом/доллар США.

Кредитный портфель действующих коммерческих банков за январь-февраль 2008 года повысился на 3,43 процента и составил 21 565,8 млн. сомов (за январь-февраль 2009 года кредитный портфель увеличился на 29,04 процента и составлял 14 646,2 млн. сомов). Стоимость кредитного портфеля в национальной валюте за январь 2008 год повысилась на 0,05 п.п., составив на 1 февраля 2008 года 21,35 процента.

 Средняя процентная ставка по вновь выданным кредитам в национальной валюте за январь 2008 года составила 25,28 процента (повышение на 3,16 п.п., по сравнению с аналогичным периодом 2009 года). Стоимость кредитного портфеля в иностранной валюте за январь повысилась на 0,05 п.п. и на конец года составила 18,10 процента. Средняя процентная ставка по вновь выданным кредитам в иностранной валюте за январь 2008 года составила 19,21 процента (повышение на 1,02 п.п. по сравнению с январем 2009 года).

Основываясь на приведенных выше данных, можно оценить социально-экономические последствия инфляции в Кыргызской Республике.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В КР, КАК ИНСТРУМЕНТ БОРЬБЫ С ИНФЛЯЦИЕЙ.

 

3.1 Стратегия управления инфляционными процессами

 

 Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии Правительства Кыргызской Республики. Уменьшение темпов инфляции до относительно «безопасного» уровня (15-20 % за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективности производства и качества управления. Эти цели могут быть достигнуты поэтапно, в течение длительного периода времени.

Целями антиинфляционной политики КР являются:

  • предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения дольше     2-5 % в среднем за месяц;
  • создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала.

         В 2014-2009 гг. расширение конечного спроса в Кыргызстане потребует особого усиления антиинфляционных мер для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики Правительства Кыргызской Республики должно стать снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40 % в год. Для решения этих задач на сегодняшний день Правительство совместно с Министерством финансов и Национальным Банком КР реализуют комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. 

 С целью сдерживания  уровня инфляции Правительство  КР совместно с Минфином и  НБКР регулярно устанавливают  ориентиры («коридор») инфляции  и денежной массы с разбивкой  по кварталам, разрабатываются  системы действий, направленные против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры; вводятся прямые ограничительные меры, направленные против роста цен в отраслях-монополистах; ведется работа по сокращению дефицита бюджета на уровне 4-5 %; поддерживаются процентные ставки на уровне, незначительно превышающих темп инфляции, при этом стимулируется их дифференциация с целью замедления оборота денежной массы; для борьбы с сезонными всплесками инфляции стимулируется фьючерсная торговля сезонными товарами.

Во избежание массового  спроса на продукцию народного потребления государство использует стратегию гашения адаптивных инфляционных ожиданий, которая предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:

  • всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов. Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения;
  • существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику. При этом Правительство КР ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население.

Стратегия ограничения  денежной массы, используемая НБКР основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка:

M'n = Y+Pe

где M’n – среднегодовой темп роста предложения денег за определенный период времени;

Y – среднегодовой темп роста реального продукта (в постоянных ценах) за соответствующий период;

Ре – предполагаемый темп роста цен.

Для того, чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит необходимо удерживать в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы. В инфляционной экономике денежная политика должна играть главенствующую роль.

Также Правительство КР прибегает к следующим стратегическим мерам по сдерживанию инфляции:

1. Обеспечение страны  в достатке продовольствием. Для  налаживания продовольственного  дела в стране оказывается  государственная финансовая помощь  сельскохозяйственным предприятиям всех видов собственности, а именно:

-    установление порядка выдачи кредитов    сельскохозяйственным

предприятиям в счет будущего урожая;

- установление государственных  закупочных цен, а также цен  на потребляемые в сельскохозяйственном  производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2.    Воссоздание  разрушенного инвестиционного поля  народного хозяйства, без чего функционирование экономики становится невозможным.

3.       Налаживание снабженческо-сбытовых связей   между   предприятиями.

Хозяйственные связи  предприятий в рыночном режиме наиболее эффективны в основном через систему  крупных оптовых купцов.

4.    На время  кризиса необходимо централизовать  банковскую систему, имея в  виду обязательное исполнение  коммерческими и инвестиционными  банками директив центрального  банка по приоритетности и  льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

5.       Для  стабилизации потребительского  рынка целесообразно:

- создать систему стимулирования  развития мелкого бизнеса в  сфере производства и услуг;

- ввести государственные  кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа);

6.  В течение кризисного  периода следует также проводить  рациональную государственную политику  защиты внутреннего рынка и  строгого контроля частной экспортной деятельности.

Правительство КР проводит антиинфляционную политику, включающую, как прямые, так и косвенные  методы борьбы с инфляцией.

 Косвенные методы  включают в себя:

1. Регулирование общей  массы денег через управление  ими НБКР;

2. Регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими НБКР;

3. Обязательные резервы  коммерческих банков;

Информация о работе Антиинфляционная политика Кыргызской республики