Анализ рынка труда, занятости и безработицы во Владимирской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть рынок труда, его элементы и их наличие в экономике России.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Дать характеристику рынка труда как неотъемлемого элемента общественных отношений, определив его структуру и основные элементы.
2. Проанализировать современное состояние рынка труда в России.
3. Рассмотреть рынок труда Владимирской области.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рынок труда как неотъемлемый элемент общественных отношений 4
1.1. Структура рынка труда, его основные элементы 4
1.2. Современное состояние рынка труда в России 12
Глава 2. Анализ рынка труда, занятости и безработицы во Владимирской области 22
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Рынок труда - курсовая.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

Умеренная безработица (3-5%) считается необходимым спутником  развития рыночной экономики. Коэффициент безработицы определяется как отношение числа безработных (на дату) к экономически активному населению (на эту же дату).

Фрикционная безработица связана с переменой места работы по инициативе самих занятых, которые добровольно ищут более подходящую для себя работу. Такая безработица существует всегда и везде.

Структурная безработица вызывается изменением структуры производства под воздействием научно-технического прогресса, появления новых отраслей промышленности и отживания морально устаревших производств. В силу этого возникают диспропорции между предложением и спросом на рабочую силу.

Циклическая безработица - самая болезненная - возникает в  периоды спада производства, во время  экономических кризисов, когда происходит массовое разорение предприятий, залповое сокращение числа занятых.  
Институциональная безработица - возникает, когда сама организация рынка труда недостаточно эффективна. Допустим, неполная информация о вакантных рабочих местах.

Добровольная безработица. В любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психологическому складу или по иным причинам не хотят работать3.

Обеспечению занятости  населения и преодолению негативных последствий циклической безработицы  служит государственная политика в  этой области, которая определена Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации".

    1. Современное состояние рынка труда в России

 

Государственное регулирование  национального рынка труда и трудовой миграции является одним из условий формирования рыночной среды в транзитных экономиках.

К сожалению, в нашей  стране сложившийся рынок труда  является квазирынком, для которого характерны многочисленные диспропорции, наличие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы по наиболее выгодной для большинства работников цене.

Отечественный рынок  труда в значительной степени  разбалансирован. Причем это относится  ко всем его срезам - региональному, профессиональному, квалификационному, отраслевому, демографическому. Причины коренятся в несовершенстве законодательства, которое, несмотря на свою «разветвленность»,  не образует целостной системы.

В первые пореформенные  годы одной из наиболее сложных была задача перераспределения рабочей силы, занятой на несостоятельных предприятиях. В интересах ее решения государство отказалось от регулирования уровня заработной платы, отменило гарантии занятости, сняло формальные барьеры, ограничивающие мобильность рабочей силы. Чтобы смягчить негативные последствия ожидавшегося резкого всплеска безработицы, а также снизить неопределенность в сфере занятости, государство начало осуществлять программу защиты от безработицы работающего населения.

Прогнозы крупномасштабного  высвобождения рабочей силы не оправдались. Более того, падение уровня занятости оказалось меньшим, нежели можно было ожидать, учитывая глубину спада производства. Ограниченная по своим масштабам реструктуризация занятости и высокие темпы инфляции способствуют снижению реального уровня заработной платы.

Основой государственного управления рынком труда должны были стать принятые правительством Концепция действий на рынке труда на 2003-2005 гг. и план мероприятий по ее реализации. Однако к заметным подвижкам это не привело,

Недостаточная действенность  упомянутых документов, по-видимому, связана с отсутствием в Концепции четко обозначенной ответственности государства применительно к регулированию рынка труда. На наш взгляд, она  должна охватывать:

  • обеспечение занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и социальную поддержку безработных граждан;
  • устранение межрегиональных диспропорций на рынке труда;
  • повышение конкурентоспособности рабочей силы;
  • поддержку малого предпринимательства;
  • регулирование трудовой миграции;
  • создание условий для профессиональной подготовки впервые вступающих в трудовую деятельность и развитие профориентации;
  • введение трудовых стандартов (разработка общероссийского классификатора профессий, профессиональных стандартов).

Выделение именно этих направлений  государственного регулирования диктуется особенностями отечественного рынка труда.

Во-первых, неблагоприятной демографической ситуацией.  

2005 г. стал последним годом роста численности населения трудоспособного возраста. В 2003 г. прирост (максимальный) трудоспособного населения достиг 674 тыс. человек, в 2004 г. - 542 тыс., в 2005 г. - лишь 258 тыс.

С 2006 г. планировалось абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста (согласно прогнозам, 89,9 млн. человек в 2007 г. и 89,1 млн. - в 2008 г.).

В предыдущие годы существенным фактором увеличения численности населения  являлась миграция. Однако в настоящее время она существенно сократилась и составляет только 0,1%.

Снижение иммиграции и вступление в трудоспособный возраст поколения 90-х годов, которое характеризуется низкой рождаемостью, предопределяет количественное сокращение трудоспособного населения и его качественное ухудшение, связанное с началом старения экономически активной части населения4.

Во-вторых, низким качеством национальной рабочей силы.

Качественная структура российской рабочей силы в целом уступает западной.

Включение России в мирохозяйственные  процессы сделало очевидными низкую культуру отечественного труда, недостаточную профессиональную подготовку (которая адекватна преобладающему в стране технологически устаревшему производству), разрыв между профессиональным образованием, прежде всего высшим, и требованиями рынка труда.  
Крайне негативно на качестве рабочей силы сказалось разрушение системы начального профессионального образования (школа, ПТУ) и внутрифирменной переподготовки.

Ярко выраженная тенденция  увеличения количества лиц с высшим профессиональным образованием не связана с экономическим ростом на основе технологичекой модернизации. То, что более половины выпускников вузов работают не по специальности, свидетельствует о несоответствии предложения спросу на квалифицированные кадры.

Профессиональный уровень  значительной части российских работников не отвечает международным стандартам, что делает их неконкурентоспособными на глобальном рынке труда.

Отсутствие прогнозов  потребностей рынка труда в специалистах определенных профессий (квалификации) и программ подготовки необходимых экономике специалистов уже сегодня порождает дефицит кадров на локальных рынках труда (судя по всему, он будет расти).

В-третьих, слабой мобильностью рабочей силы.

Учитывая масштабы территории, она порождает существенные региональные различия - избыток рабочей силы в одних регионах и нехватку ее в других.

Ограниченность внутренней мобильности рабочей силы, связанная с отсутствием доступного рынка жилья и большим количеством поселений с градообразующими предприятиями, военных городков, закрытых административно-территориальных образований (в таких населенных пунктах в настоящее время проживают свыше 24 млн. человек), приводит к неравномерному распределению трудовых ресурсов, высокому уровню неэффективной занятости, усилению напряженности на региональных рынках труда, росту общей и регистрируемой безработицы, увеличению нелегальной миграции (по официальным данным, 1,5 млн. человек, по экспертным оценкам – более 4 млн.).

В-четвертых, неэффективной занятостью населения.

При сокращении ВВП в 1991-1999 гг. на 41,5% численность занятых уменьшилась всего на 15,3%. Показателем неэффективной занятости является неполная занятость (работающие в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации или находившиеся в вынужденных отпусках). Превышавшая в 1995-1999 гг.12 млн. человек, в настоящее время она снизилась до 3 млн.5

Одним из факторов сохранения уровня занятости при серьезном  спаде производства явилась «эластичность  заработной платы», что характерно для российского рынка труда.

Прямым следствием неэффективной занятости является низкая производительность труда (которая в настоящее время в России в 3 раза ниже, чем в экономически развитых странах), скрытая безработица и фактическое снижение численности работающего населения.

Неэффективная занятость непосредственным образом влияет на снижение оплаты труда.

В-пятых, существованием значительного неформального сектора экономики.

По оценкам Минздравсоцразвития  России, неформальная занятость является единственной для более чем 7,5 млн. человек, а ее общие масштабы оцениваются в 10-12 млн. человек. Речь идет, в частности, о так называемых челноках, лицах, занятых мелкорозничной торговлей, сотрудниках незарегистрированных охранных структур, людях, вовлеченных в нелегальный бизнес (проституция и т.д.).

В-шестых, незначительной долей занятых в малом бизнесе.

Мировой опыт свидетельствует, что именно он является главным резервом создания новых рабочих мест и важным источником повышения жизненного уровня населения. В нашей стране только 11% ВВП производится предприятиями малого бизнеса (на Западе этот показатель - не менее 60%).

В-седьмых, ситуацией в сельской местности.

Сравнительно более  высокие темпы роста численности  трудоспособного населения, недостаточное количество создаваемых новых рабочих мест, специфика труда и условий жизни формируют ряд особенностей сельской занятости. Наряду с относительно более высокой смертностью и ростом заболеваемости на селе миграция молодежи из деревень (около 5% выбывшего сельского населения) обостряет проблему восполнения трудовых ресурсов6.

Эффективно функционирующий  рынок рабочей силы требует соблюдения ряда условий, в частности, продолжения приватизации и равенства форм собственности; реальной, а не формальной отмены прописки, препятствующей свободному перемещению рабочей силы; создания рынка жилья; организации эффективной системы содействия найму, переквалификации и материальной помощи безработным.

По большому счету, применение к России термина «гибкий рынок труда» неправомерно. Отечественный рынок труда качественно не соответствует параметрам рынков труда развитых стран, отличающихся высокой эффективностью распределения ресурсов в целях их оптимального использования. Эластичность заработной платы в нашей стране является отражением падения доходов от заработной платы и снижения возможностей для производительной занятости в реальном секторе, а также расширения системы неформальной самостоятельной занятости.

Современное положение  на рынке труда повышает уровень бедности и может оказаться серьезным препятствием для долгосрочного экономического роста.

Численность экономически активного населения к концу марта 2007г. составила 73,9 млн.человек, или около 52% от общей численности населения страны.

Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях. В феврале 2007г. на них работало 38,3 млн.человек, или 56,0% общей численности занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1,8 млн.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в крупных и средних организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, в феврале 2007г. составило 40,1 млн. и было больше, чем в феврале 2006г. на 0,4 млн.человек, или на 1,1%.

Таблица 1

Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях

(без субъектов малого  предпринимательства)

 

Февраль 
2007г.,  
млн.

В % к

Январь- 
февраль 
2007г. 
в % к 
январю-февралю 2006г.

Справочно

февралю 
2006г.

январю 
2007г.

февраль 2006г. 
в % к

январь- 
февраль 
2006г. 
в % к 
январю-февралю 2005г.

февралю 
2005г.

январю 
2006г.

Всего замещенных рабочих мест (работников)

40,1

101,1

100,5

101,1

99,9

100,5

99,9

в том числе: 
работников списочного состава (без внешних совместителей)

38,3

101,0

100,3

101,0

99,8

100,3

99,9

внешних совместителей

1,0

102,7

102,1

102,6

99,4

102,3

99,4

работников, выполнявших  работы по договорам гражданско-правового  характера

0,8

103,7

106,6

104,7

103,3

108,8

102,6

Информация о работе Анализ рынка труда, занятости и безработицы во Владимирской области