Анализ рентабельности предприятия и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Как известно, непосредственным результатом коммерческой деятельности предприятия служит прибыль, но она часто весьма приблизительно отражает эффективность предпринимательской деятельности. Более точную оценку функционирования организаций дает рентабельность. Это не просто статистический, расчетный параметр, а сложный комплексный социально-экономический критерий.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по Экономическому анализу.docx

— 58.27 Кб (Скачать файл)

 

Рентабельность продаж (оборота)

Уровень рентабельности продукции  определяется отношением прибыли от реализации продукции к сумме выручки от реализации без налога на добавленную стоимость (НДС). Этот коэффициент показывает, сколько прибыли имеет предприятие с 1у.е. продаж.

Для расчета уровня рентабельности продукции, изучения влияния различных  факторов на изменение уровня рентабельности используются формы № 1 и №2 бухгалтерской  отчетности.

Из данных, приведенных  в таблице 2, видно, что на анализируемом  предприятии рентабельность продаж носит постоянно изменяющийся характер, для наглядного пояснения приведена  динамика продаж и закупки сырья .

 

Рентабельность в 1 году составила 33%, это объясняется благоприятной  экономической ситуацией: организация  смогла осуществить 15 продаж при средних  ценах 34,6 у.е., несмотря на молодость. В  целом фирма придерживалась стратегии  «гонка за лидером» и, скорее всего, именно грамотная политика конкурента привела  к положительным результатам  деятельности в 1 году. Отрицательным  моментом являются средние издержки, которые составили 23,3 у.е. на единицу  продукции (в связи с покупкой оборудования, расходами на научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки (НИОКР)).

Во 2 году усилилась конкуренция, но в общем экономическая ситуация для фирмы оставалась благоприятной. В этом году руководство фирмы  пришло к выводу, что необходимо увеличить производственные мощности и, как следствие, увеличить количество работающих (обслуживающий персонал и коммивояжер), а также затраты на НИОКР. Найм коммивояжера сказался отрицательно на уровне средних издержек в дальнейшей деятельности. Это не было острой необходимостью - можно было обойтись лишь наймом обслуживающего персонала и каждый год расходовать средства на рекламную политику, что с точки зрения экономии выгоднее. Как следствие, средние издержки возросли до 24,6 у.е. на единицу продукции. Уровень рентабельности продаж во 2 году снизился на 6%, хотя объем продаж увеличился, но снизились средние цены продаж - 33,9 у.е.

Критическим для фирмы  оказался 3-й год. Резко изменилась внешняя среда, к чему руководство  фирмы не было готово. При наличии  острой конкуренции спрос на продукцию  существовал, но в связи с высокими издержками фирма боялась продавать  свою продукцию ниже себестоимости. Объем продаж и средние цены снизились, но увеличились средние издержки на единицу продукции (26,6 у.е.). Это  связано с увеличением расходов на НИОКР, что в данном случае было необходимо

В 4-м году фирма, проанализировав  ситуацию предыдущего года, изменила свою политику: не стали создавать  конкуренцию, спрос сравнялся с  предложением. Объемы продаж увеличились в 2,4 раза, средние цены продаж возросли.

В 5-м году рентабельность продаж набирает тенденцию роста, внешняя  среда максимально способствует увеличению этого показателя, так  как каждый из конкурентов понял, что, не создавая жесткой конкуренции, можно успешно существовать и  открывать новые возможности.

Окупаемость издержек

Рентабельность производственной деятельности показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждой у.е., затраченной  на производство и реализацию продукции. Ситуация аналогична окупаемости инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая  сумма прибыли от проекта относится  к сумме инвестиций в данный проект. Идеальной казалась бы картина, если бы каждая затраченная у.е. приносила  максимум прибыли («чем больше вложили, тем больше получили»), но уровень  рентабельности производственной деятельности зависит от 2 основных факторов: себестоимости  продукции и средних цен реализации (зависят от качества реализуемой  продукции, рынков сбыта, инфляционных процессов).

      Из данных таблицы 2 видно, что рентабельность производственной деятельности была максимальной в 1-м году, во 2-м году этот показатель снизился на 12% (это связано с увеличением производственных мощностей). Как показал анализ ряда показателей, 3-й год и здесь оказался критическим, то есть предприятие не имело прибыли, а точнее, несколько изделий были проданы ниже себестоимости. К 5-му году этот показатель достиг 39% (увеличился объем продаж, снизилась себестоимость).

При анализе рентабельности продаж было выявлено, что показатель рентабельности продаж тем выше, чем  ниже издержки. Снижение издержек позволяет  снижать цену продаж (если это необходимо) при том же уровне качества, в  результате этого может увеличиться  объем продаж. При анализе издержек тоже приходим к выводу, что этот показатель тем выше, чем ниже издержки. То есть надо стремиться к снижению себестоимости посредством использования более дешевых сырья и материалов; автоматизации производства в целях увеличения производительности труда; сокращения условно-постоянных расходов (расходов на рекламу, НИОКР, совершенствование системы управления).

Доходность капитала. Коэффициенты деловой активности

Показатели рентабельности капитала формируются как отношение  прибыли к различным показателям  авансированных средств, из которых  наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); собственный капитал.

Рентабельность собственного капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота  совокупного капитала и соотношения  собственного и заемного капитала. Видно, что отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных  средств в составе совокупного капитала. Более полную картину финансового состояния можно получить при совокупном анализе рентабельности и деловой активности.

Коэффициент общей оборачиваемости капитала отражает скорость оборота всего капитала, его увеличение означает ускорение кругооборота средств.

Так как предприятие осуществляло свою деятельность эффективно (без  убытков), коэффициенты оборачиваемости мобильных средств и материальных оборотных средств равны, и увеличение каждого коэффициента заслуживает положительной оценки, так как 1-й характеризует скорость оборота всех мобильных средств, а 2-й отражает уровень спроса на готовую продукцию. Увеличение коэффициента оборачиваемости готовой продукции говорит об увеличении спроса, а уменьшение - о затоваривании.

Также в таблице 3 приведен коэффициент фондоотдачи основных средств и прочих в необоротных активов . Зависимость простая: чем выше коэффициент, тем эффективнее используются основные средства и прочие в необоротные активы.

 

Таблица 2

Коэффициенты  деловой активности

Наименование коэффициента

1

2

3

4

5

1.Общей оборачиваемости  мобильных средств

0,91

1,05

0,61

1,03

1,07

2.Оборачиваемости мобильных  средств

1,1

1,6

0,9

1,2

1,2

3.Оборачиваемости материальных  оборотных средств

1,1

1,6

0,9

1,2

1,2

4.Оборачиваемости готовой  продукции

34,6

25,4

34,9

24,3

30,5

5.Фондоотдачи основных  средств и прочих в необоротных активов

4,8

3,1

2,1

6,1

15,3

6.Оборачиваемости собственного  капитала

1,1

1,3

1,0

1,7

1,7


 

Рост коэффициента оборачиваемости  собственного капитала отражает

повышение уровня продаж, а  его снижение, что произошло в 3-м году, говорит о бездействии  части собственных средств.

Рентабельность собственного капитала позволяет определить эффективность  использования капитала, инвестированного организацией. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная организацией.

Балансовая сумма прибыли  зависит от объема реализованной  продукции, себестоимости, среднего уровня цен. Чем быстрее оборачивается  капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. При этом исходят из того, что объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, так как с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Общую же оценку основной деятельности дает показатель рентабельности активов (общей рентабельности) , который выражает отдачу, приходящуюся на 1 у.е. активов компании. Наибольшую отдачу от вложения средств организация получила в 1-м году. Чем меньше общая сумма вложенных активов, тем большую отдачу приносит каждая вложенная у.е. предприятия. Негативным моментом является уменьшение доли в необоротных активов, поэтому для своего успешного развития организации необходимо увеличить в необоротные активы, но с учетом того, что приобретенное оборудование в процессе производства будет использовано полностью, то есть не должно быть «простоев» производства.

По результатам проведенной  оценки финансового состояния можно  сделать вывод, что перед предприятием не стоит проблема выживания, так  как оно эффективно осуществляет ведение деятельности, использует имеющиеся  финансовые возможности для улучшения  финансового состояния. Проводимая финансовая политика решает не только краткосрочные задачи, дающие положительные  результаты не только сегодня, но и  с возможным положительным эффектом в будущем, что говорит о наличии  грамотной финансовой стратегии.

Грамотная финансовая стратегия  базируется на теоретических знаниях, например, умении оперировать понятием порога рентабельности (точка безубыточности, точка перелома, точка самоокупаемости). Порог рентабельности - это такая  выручка от реализации, при которой  предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

Таблица 4

Определение порога рентабельности и запаса финансовой прочности

Название показателя

1

2

3

4

5

Порог рентабельности (шт.)

7

14

17

14

13

Порог рентабельности (у.е.)

249,0

489,6

521,4

461,4

454,0

Запас финансовой прочности (у.е.)

270

424

109

1068

2599

Запас финансовой прочности (%)

52,0

46,4

14.4

58,2

70,


 

В таблице 4 представлены значения этого показателя как в денежном выражении так и в процентном отношении к выручке от реализации. Полученные результаты в процентном соотношении свидетельствуют о том, что предприятие способно выдержать полученное процентное снижение выручки без серьезной угрозы для своего финансового положения.

Приведенные показатели порога рентабельности по 5 годам говорят  о том, что за весь период своей  хозяйственной деятельности предприятие  «перешагивало» порог рентабельности. Грамотное умение использовать это  понятие на практике может оградить от нежелательных результатов (то есть убытков). С учетом внешних и внутренних факторов можно спрогнозировать  цену продаж (несколько вариантов) и количество продаж (тоже несколько вариантов) и определить «точку безубыточности».

Зная порог рентабельности, можно определить запас финансовой прочности предприятия. Разница  между достигнутой фактической  выручкой от реализации и порогом  рентабельности и есть запас финансовой прочности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Способы увеличения  рентабельности предприятия

 

Рентабельность показывает, насколько прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней  деятельность. Поэтому компания должна стремиться к более высоким показателям, а руководство должно определить пути повышения рентабельности.

       Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. В целом одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это не всегда так. Поэтому внимания этому внешнему фактору следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов производства, снижению себестоимости продукции, повышению отдачи основных средств.

Проведенный анализ позволяет  сделать следующие выводы:

· при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению  оборота активов;

· отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных  средств в составе совокупного капитала;

· рентабельность активов  тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача в необоротных активов и скорость оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1у.е. продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда).

      Следует заметить, что нельзя отвлеченно рассматривать влияние отдельных факторов, так как «на уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов:

· уровень организации  производства и управления; структура  капитала и его источников;

· степень использования  производственных ресурсов;

· объем, качество и структура  продукции;

· затраты на производство и себестоимость изделий;

Наибольшее внимание надо уделить последнему пункту, а точнее, направлению использования прибыли, которое определяются предприятием самостоятельно. Прибыль может быть направлена на отчисления в резервный  капитал, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечения на благотворительные и другие цели, с целью расширения деятельности организации за счет собственных  источников финансирования. Но существует и другая альтернатива - свои собственные  средства вложить в ценные бумаги других крупных компаний, например, сформировать инвестиционный портфель, грамотно осуществлять управление и  через определенное время получить доход и вложить в свое предприятие  для улучшения конкурентоспособности, финансового состояния предприятия.

Информация о работе Анализ рентабельности предприятия и пути ее повышения