Анализ макроэкономических проблем Польши

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:14, доклад

Описание работы

Специалисты отмечают, что Польша достаточно быстро и эффективно осуществила переход от командно-административной к рыночной экономике. 1 мая 2004 года , страна вошла в состав Европейского союза. А в настоящее время Польша испытывает массу экономических трудностей , таких как : государственный долг составляет практически 49% от ВВП, уровень безработицы в стране почти 12%, существуют также другие трудности в экономике государства. Макроэкономическая нестабильность связана с большими потерями в производстве ВВП, с недоиспользованием ресурсов общества и др. Такие показатели как: объем и темпы роста ВВП, объем потребления, доходы, размеры экспорта и импорта, норма безработицы, денежная масса, курс национальной валюты и т.п.- их изменения оказывают положительное или отрицательное воздействие на экономику.

Файлы: 1 файл

Анализ макроэкономических проблем Польши.docx

— 27.39 Кб (Скачать файл)

Анализ макроэкономических проблем Польши

 

        Специалисты отмечают, что Польша достаточно быстро и эффективно осуществила переход от командно-административной к рыночной экономике. 1 мая 2004 года , страна вошла в состав Европейского союза. А в настоящее время Польша испытывает массу экономических трудностей , таких как : государственный долг составляет практически 49% от ВВП, уровень безработицы в стране почти 12%, существуют также другие трудности в экономике государства. Макроэкономическая нестабильность связана с большими потерями в производстве ВВП, с недоиспользованием ресурсов общества и др. Такие показатели как: объем и темпы роста ВВП, объем потребления, доходы, размеры экспорта и импорта, норма безработицы, денежная масса, курс национальной валюты и т.п.- их изменения оказывают положительное или отрицательное воздействие на экономику.

        ВВП. Экономический рост в Польше, единственной стране ЕС, избежавшей рецессии, в первом квартале 2010 года замедлился. ВВП страны увеличился в январе-марте на 3 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года, тогда как в предыдущие три месяца подъем составлял 3,3 процента. В третьем квартале экономика поднялась и рост ВВП составил 4,2% в основном за счет положительного вклада, индивидуального потребления, инвестиций , чистого экспорта.

Главное статистическое управление Польши опубликовало коммюнике, согласно которому во II кв. 2011г. рост ВВП составил 1,1% по сравнению с предыдущим кварталом и 4,5% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Во II кв. 2011г. основным фактором роста ВВП стало увеличение потребления на 1,9% пункта, в т.ч. личного потребления на 2,2% пункта, объем накоплений вырос на 2,4% пункта, тогда как общественное потребление снизилось на 2,2% пункта, влияние внешнего спроса на рост ВВП был нейтральным.

Министр финансов Яцек Ростоцкий в ходе выступления в Сейме заявил, что в результате проведенных правительством изменений в порядке деятельности Открытых (негосударственных) пенсионных фондов (OFE) дефицит общественных финансов в текущем году составит около 6% ВВП, что почти на 2% ниже показателей 2010 г. Суть предложенной правительством в конце прошлого года реформы сводится к ограничению на 2/3 средств,   которые фонды могут вкладывать в ценные бумаги и облигации, и перенаправлении их на погашение текущих задолженностей перед населением, как бы одалживая средства у будущих пенсионеров и снижая тем самым финансовую нагрузку на бюджет. Однако, несмотря на предпринятые правительством меры по снижению дефицита, ряд экспертов и аналитиков не столь оптимистичны в своих оценках и даже прогнозируют его рост по сравнению с прошлым годом до уровня 8,2-8,5% ВВП. Их выводы основываются на том, что большую задолженность будут иметь структуры местного самоуправления, на финансовую состоятельность которых предпринятые меры значительным образом повлиять не смогут. (Rzeczpospolita, 10.01.2011; Puls Biznesu, 10.01.2011)

Государственные финансы. Государственный долг в процентном отношении к объему ВВП составил 48,9% в 2009 году.  Прогнозы на 2010 год предполагали  увеличение этого уровня до 55,4%.  Государственный долг на душу населения вырос на 12% в годовом исчислении - на годовой основе и составлял 20,157 злотых. Помощник министра финансов Дариуш Данилюк (Dariusz Daniluk) заявил , что в 2010 году государственный долг Польши достиг величины 53,5 процента от ВВП и останется примерно на том же самом уровне в 2011 году. Он добавил, что, вероятно, спуститься ниже этого уровня удастся только в 2012 году. «Согласно оценки министерства финансов отношение государственного долга к ВВП достигло 53.5 процентов и, таким образом, 55 процентный рубеж не был преодолен», - сообщил г-н Данилюк агенству ПАП. Г-н Данилюк сказал, что в последующие годы отношение государственного долга к ВВП будет определяться обменным курсом злотого. Он объяснил, что значительная доля государственного долга Польши выражена в иностранной валюте. Министр подчеркнул, что были предприняты шаги для того, чтобы сдержать рост государственного долга. «Это, среди прочих, изменения в пенсионной системе, которые планирует правительство», - сказал г-н Данилюк. Он добавил, что переработанный в декабре 2010 года закон о государственных финансах включает меры, направленные на стабилизацию государственных финансов и обеспечение того, чтобы государственный долг не вышел за 55 процентную границу, установленную в законе Польши. (http://www.wbj.pl/article-53293-polands-public-debt-to-remain-at-535-percent-in-2011-says-minister.html?typ=ise)

Внешний долг Польши по состоянию  на 31 декабря 2008 года  составляет 243,5 млрд. дол. США, что на 10,1 млрд. больше, чем в 2007году. Золотовалютные резервы уменьшились в 2008 году по сравнению с 2007 на 3,57 млрд. дол. США.

По данным Главного статистического  управления Польши, дефицит государственного бюджета в 2010 г. составил 7,9%, государственный  долг -55% ВВП. Таким образом, прогнозы Министерства финансов, ожидавшего снижения дефицита до 7%, не оправдались. В связи  с негативными данными о росте  бюджетного дефицита Экономический  Совет при премьер-министре Польши приступил к разработке плана  по его радикальному сокращению в  текущем году, что будет весьма непросто в преддверии запланированных  на ноябрь парламентских выборов. Как сообщило Министерство финансов Польши, объем трансфертов из фондов Евросоюза в Польшу составил в марте 2011 г. 561,85 млн. евро, а взнос Польши в бюджет ЕС - 213, 78 млн.евро. В целом за первый квартал 2011 г. Польша получила из фондов ЕС 3,35 млрд.евро и перечислила в виде взносов 1,35 млрд.евро

Председатель Национального  банка Польши Марек Белка объявил  о повышении ставки рефинансирования на 0,25% - с 3,5 до 3,75%. Данное решение Совета по денежной политике НБП объясняется  тем, что рост национальной экономики  и улучшение ситуации на рынке  труда могут привести к росту  инфляции в стране. Это первое повышение  ставки с июня 2008 г., когда она достигала уровня 6%. После этого последовательно проводилась политика ее снижения, в том числе в рамках принятия антикризисных мер. По мнению М. Белки, несмотря на принятое решение, инфляция может превысить запланированные ранее цифры, на что, по всей видимости, повлияют повышенные в начале года ставки НДС. По оценкам банковских экспертов и финансовых аналитиков, это не последнее изменение ставки рефинансирования, и в текущем году Польшу ожидают еще 2-3 таких повышения по 0,25%. Следующее ожидается уже в марте с.г. (Rzeczpospolita, 20.02.2011)

Уровень безработицы.  После достижения пикового значения в 13% в феврале2010 года уровень безработицы стал снижаться. До октября 2010 года средний уровень безработицы составлял 12%, однако ожидалось, что достигнет 13% в конце года из-за пессимистических ожиданий среди сотрудников о будущем страны и ухудшение финансового состояния домохозяйств. Согласно сообщению издания Rzeczpospolita, министр труда Иоланта Федак (Jolanta Fedak) заявила о том, что в марте 2011 года уровень безработицы вырос более чем на 0,3 % по сравнению с предыдущим месяцем и достиг 13.5%.

В результате  доля безработных в марте оказалась на самом высоком уровне за все время с апреля 2007 года. Однако, министр Федак сообщила, что в следующие месяцы число безработных поляков уменьшится. Экономисты отмечают, что в этом году на количество безработных будет влиять не только ситуация на рынке, но также сокращение бюджетных расходов на программы по предотвращению безработицы.  Тем не менее Совет Министров поддержал предложение Министра труда и социальной политики И. Федак о повышении минимального размера заработной платы. С 1 января 2012 г. она будет равна 1500 злотых (в настоящее время - 1386 злотых.), что составит 41,4% от уровня средней заработной платы по стране. Индексацию пенсий предлагается сохранить на уровне в 20% от реального роста средней зарплаты.

Инфляция. Глядя на среднегодовые темпы инфляции с 1989 года, мы видим гиперинфляции 1989 года, которая длилась еще в начале 1990 года и которая превышала среднегодовую инфляцию за 1990 год. Реформы ( другое название план Бальцеровича) министра финансов Лешка Бальцеровича и премьер-министра Тадеуша Мазовецкого привели к сокращению инфляции с 1990 года. Именно тогда были ликвидированы совхоз и первая волна безработицы. В последующие годы ,инфляция неуклонно снижалась. Быстрое падение инфляции произошло в 2002 году. В то время в Польше, безработица резко возросла вместе с приватизацией крупных предприятий и реформированием социального страхования. В 2004 году мы наблюдаем некоторое увеличение инфляции после присоединения Польши к Европейскому союзу.

 Индекс потребительских  цен 

год

инфляция

год

Инф.

год

Инф.

год

Инф.

Год.

Инф.

год

Инф.

год

Инф.

1950

6,5%

1960

1,8%

1970

1,1%

1980

1%

1990

249,3%

2000

8,5%

2010

2,6%

1951

9,6%

1961

0,7%

1971

-0,1%

1981

21,2%

1991

60,4%

2001

3,6%

2011

P(2,7%)

1952

14,4%

1962

2,5%

1972

0,0%

1982

100,8%

1992

44,3%

2002

0,8%

2012

P(2,9%)

1953

41,9%

1963

0,8%

1973

2,8%

1983

22,1%

1993

37,6%

2003

1,7%

   

1954

-6,3%

1964

1,2%

1974

7,1%

1984

15,0%

1994

29,5%

2004

4,4%

   

1955

-2,4%

1965

0,9%

1975

3,0%

1985

15,1%

1995

21,6%

2005

0,7%

   

1956

-1,0%

1966

1,2%

1976

4,4%

1986

17,7%

1996

18,5%

2006

1,4%

   

1957

5,4%

1967

1,5%

1977

4,9%

1987

25,2%

1997

13,2%

2007

4,0%

   

1958

2,7%

1968

1,6%

1978

8,1%

1988

60,2%

1998

8,6%

2008

3,3%

   

1959

1,1%

1969

1,4%

1979

7,0%

1989

639,6%

1999

9,8%

2009

3,5%

 

 
 

Крупнейшее рейтинговое  агентство Standard and Poors опубликовало рапорт по исследованию экономической ситуации в экономике Польши в 2011 году. Аналитики Агентства достаточно пессимистично оценивают ее перспективу, отмечая тот факт, что несмотря на значительные усилия, дефицит бюджета в ближайшей перспективе правительству снизить не удастся, и это может ослабить рост польской экономики и ухудшить кредитоспособность страны в долгосрочной перспективе. Выводы этого рапорта подтверждаются прогнозами МВФ. Согласно им, рост экономики Польши в 2011 году составит 3,8 %, что значительно отличается от прогнозов, представленных правительством Д. Туска в начале года. В качестве подтверждения данных прогнозов эксперты приводят тот факт, что правительство Польши декларировало снижение дефицита ВВП с 7,9 % до 3%, в том числе за счет пенсионной реформы к 2012 году, однако даже не запланировало никаких структурных изменений в экономике

Польша, самая быстроразвивающаяся  экономика в Восточной Европе, похоже, все больше вызывает тревогу  у инвесторов. Они сомневаются, что премьер-министр Дональд Туск сможет сократить бюджетные расходы. Польский злотый в III квартале 2011 года рухнул на 16,9% к доллару и на 10,1% к евро, что стало самым худшим показателем среди европейских валют. Обостряет ситуацию и возросший риск неплатежей по кредитам, который, кстати, у польских банков в настоящее время самый высокий за последние 29 месяцев. Опубликован доклад Национального банка Польши, согласно которому до конца 2013 года прогнозируется снижение темпа экономического роста в стране. Ожидается, что в 2011 г. он составит около 4%, а в 2012-13 гг. не превысит 3%. В докладе также представлены данные об уровне инфляции и ВВП за июль 2011 года. Эксперты отмечают, что в текущем году рост инфляции составит 4%, в 2012 - 2,7%, а в 2013 - 2,4%. При этом прогнозируется снижение безработицы в 2011 г. до уровня 7,6%.

Совет Министров Польши утвердил основные макроэкономические показатели бюджета на 2012 г. Так, рост ВВП должен составить 4%, рост цен на товары и  услуги – 2,8%, минимальный рост зарплаты в народном хозяйстве - 5,8%, в т.ч. в  производственном секторе экономики  – 6,1%, уровень безработицы к концу  года – 10%. ВВП должен достигнуть 1,619,1 млрд. зл., а средняя зарплата – 3624 злотых. Доходы бюджета составят 273,1 млрд. зл, расходы – 313,3, дефицит бюджета – 37 млрд. зл. На рост доходов бюджета положительно повлияет повышение ставки НДС, отмена налоговых льгот на грузопассажирские автомобили.

 

 


Информация о работе Анализ макроэкономических проблем Польши