Анализ использования основных производственных фондов и возможности их модернизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ использования основных производственных фондов и возможности их модернизации. Основными задачами, которые необходимо решить при анализе использования основных производственных фондов, являются:
– характеристика и оценка структуры и технического состояния основных производственных фондов;
– оценка технического уровня развития производства;
– определение показателей эффективности использования основных производственных фондов;
– возможность использования лизинга для финансирования производственной сферы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.1 Понятие, состав и структура основных фондов
1.2 Методика анализа основных фондов
2. ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ВОСТОК»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры основных производственных фондов ООО «Восток»
2.3 Анализ состава и структуры подвижного состава
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Эконом.анализ.docx

— 125.61 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы следует, что большая часть арендованной техники приобреталась в 2001-2009 гг.

Структура подвижного состава по пробегу за 2013 г. приведена в таблице 1.6.

 

Таблица 1.6 - Структура подвижного состава по пробегу за 2013 г.

Пробег, тыс. км

Количество подвижного состава, ед.

Удельный вес, %

1

2

3

До 100

159

47

100-200

122

36

200-300

35

10

Свыше 1000

24

7

Итого:

340

100


Из представленных данных таблицы 1.6 следует, что наибольший удельный вес в структуре парка подвижного состава по пробегу занимает нефтепромысловый транспорт с пробегом до 100 тыс. км/год (47%).

Автотранспорт с пробегом от 100 до 200 тыс. км составляет 36%.

Наименьший удельный вес в общей структуре подвижного состава занимает нефтепромысловый транспорт с пробегом свыше 1000 тыс. км/год.

В таблице 1.7. приведен списочный состав и структура подвижного состава по годам.

Таблица 1.7 - Списочный состав и структура подвижного состава по годам

Наименование техники

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Кол-во

Уд. вес

Кол-во

Уд. вес

Кол-во

Уд. вес

1

2

3

4

5

6

7

ГСМ

13

2,5

13

3

8

2

Бортовая

7

1

2

0,5

5

2

Седельные тягачи

3

0,6

5

1,5

2

1

Нефтепромысловая

335

65

285

71

219

64

УДС-114

12

2,4

12

3

8

2

Легковые автомобили

65

12,5

26

6,5

42

12

Автобусы

35

7

30

7,5

23

7

Автокраны

11

2,1

8

2

7

2

Авторемонтные мастерские

6

1

1

0,3

4

1

Самосвалы

2

1

2

0,5

2

1

Тракторная техника

30

5,8

15

4

20

6

Итого:

519

100

399

100

340

100


 

Из таблицы 1.7. следует, что общее количество арендованной техники к концу 2013 г. уменьшилось на 179 ед., это связано с тем, что в соответствии с заявками на транспортные услуги, ООО «ВОСТОК» вынуждено было отказаться от аренды некоторых марок автомобилей и специальной техники.

В структуре подвижного состава в 2013 г. наибольший удельный вес в общем списке подвижного состава (64%) занимали нефтепромысловые марки подвижного состава, что объясняется спецификой нефтяной отрасли.

Удельный вес тракторной техники – от 5,8% до 6%

Снизился удельный вес легкового автотранспорта (на 0,5% или на 23 ед.), что явилось результатом снижения объёма заявок на легковой автотранспорт.

Удельный вес автобусов, используемых для вахтовых перевозок, увеличился на 12 ед. Некоторые сервисные предприятия отказались от «персональных» легковых транспортных единиц и увеличили объем заявок на автобусы, используемые в черте Нижневартовского района.

Для выполнения производственной программы 2013 г. в структуре ООО «ВОСТОК» были сформированы семь автоколонн.

Такая структура вызвана разбросанностью мест нахождений месторождений, а следовательно, расположением транспортных участков.

Показатели фондоотдачи и фондовооруженности подвижного состава приведены в таблице 1.11.

 

Таблица 1.11 - Показатели фондоотдачи и фондовооруженности подвижного состава

Наименование

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Темп изменения 2013 к 2011, %

1

2

3

4

5

1.Доход – всего, тыс. руб.:

1322568

946988

996840

-24,6

2. Стоимость подвижного состава, тыс.руб.:

169330

115598

87472

-48

3. Фондоотдача, руб.:

7,81

8,19

11,4

+46

4. Численность водителей, чел.

565

434

370

-34,5

5. Фондовооруженность, тыс.руб./чел.

299,7

266,4

236,4

-21

6. Доход на 1 водителя, тыс.руб./чел. в год

2340,8

2182

2694,2

+15


 

По данным таблицы видно, что фондоотдача подвижного состава увеличилась на 46% или на (11,4-7,81=3,59 руб.).

Положительная динамика фондоотдачи свидетельствует об эффективном использовании подвижного состава за анализируемый период.

Такой результат получен с учетом снижения дохода в 2013 г. по сравнению с 2011 г., уменьшением стоимости подвижного состава, эффективным менеджментом.

Более детально выполнить оценку эффективности использования подвижного состава по группам подвижного состава не представляется возможным из-за отсутствия информации по арендуемым транспортным средствам.

Показатели фондовооруженности снизились на 21%, что явилось результатом уменьшения количества подвижного состава, передаваемого в аренду ООО «Восток».

Доход на 1 водителя увеличился на 15%.

Оба показателя взаимосвязаны. Фондовооруженность отражает не только техническую оснащенность живого труда, но и формы соединения со средствами труда, обуславливаемые организационными и социальными факторами.

Динамика изменения показателей фондовооруженности и дохода на 1 водителя свидетельствует о повышении уровня организации труда.

3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ  ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ОСНОВНЫХ ФОНДОВ

Важным условием повышения экономической эффективности использования основных средств является совершенствование их структуры. Структура основных средств производственных предприятий определяется экономическими и природными условиями, специализацией, а также общим уровнем развития материально – технической базы. Соблюдение определенных пропорций между элементами основных фондов, обусловленных их ролью в производстве – одно из основных условий эффективного функционирования предприятия.

Для повышения эффективности использования основных фондов и уменьшения степени их износа предприятие может использовать такие пути:

увеличение сменности работы оборудования;

увеличение степени использования мощности оборудования;

сокращение внутрисменных простоев;

повышение квалификации пользователей;

повышение уровня организации ухода за фондами;

своевременное проведение капитального ремонта, а также планово-предупредительных мероприятий;

повышение качества трудовой дисциплины;

оптимальный состав станочного парка;

обеспечение производства необходимым числом рабочих;

обеспеченность материалами и инвентарем и т.д.

Одной их наиболее важных задач развития современного предприятия является обеспечение производства, прежде всего, за счет повышения его эффективности и более полного использования внутрихозяйственных резервов. Так, увеличение объемов производства продукции достигается за счет:

ввода в действие новых основных фондов;

улучшение использования уже действующих основных фондов.

Прирост основных фондов предприятия достигается благодаря новому строительству, а также реконструкции, модернизации и расширению действующего предприятия, которые являются источником увеличения основных фондов этого предприятия, и одновременно позволяют лучше, продуктивнее использовать уже имеющийся производственный аппарат.

Решающую часть прироста продукции в целом получают с действующих основных фондов, которые в несколько раз превышают ежегодно вводимые новые фонды. Улучшение использования действующих основных фондов и производственных мощностей предприятия может быть достигнуто благодаря:

повышению интенсивности использования производственных мощностей и основных фондов;

повышению эффективности их нагрузки, более интенсивное использование производственных мощностей и основных фондов достигается, прежде всего, за счет технического совершенствования последних.

Интенсивность использования основных фондов повышается также путем совершенствования технологических процессов; выбора сырья, его подготовки к производству в соответствии с требованиями заданной технологии и качества выпускаемой продукции. Также интенсивный путь включает техническое перевооружение, повышение темпов обновления основных фондов.

Улучшение экстенсивного использования основных фондов предполагает, с одной стороны, увеличение времени работы действующего оборудования в календарный период (в течении смены, суток, месяца, квартала, года) и с другой стороны, увеличение количества и удельного веса действующего оборудования в составе всего оборудования, имеющегося на предприятии.

На успешное решение проблемы улучшения использования основных фондов, производственных мощностей и роста производительности труда оказывает значительное влияние создание крупных производственных объединений. Вместе с этим необходимо больше внимания обратить на развитие специализации производства и технического перевооружения каждого действующего производственного предприятия (малого или большого).

Улучшение использования основных фондов также зависит в значительной степени от квалификации кадров, особенно от мастерства рабочих, работающих и обслуживающих машины, механизмы, агрегаты и другие виды производственного оборудования современного предприятия.

Любое предприятие должно стремиться к повышению эффективности использования своих основных производственных фондов. Это является залогом увеличения выработки продукции, что в конечном итоге ведет к увеличению доходов, а, следовательно, к повышению уровня рентабельности. Для повышения эффективности использования основных средств, требуется разработка и реализация целевых программ по интенсификации и развитию производства. Имеющаяся на большинстве производственных предприятий техника, оборудование и другие фонды по всем основным параметрам очень низкого качества и уже давно нуждаются в модернизации.

Для повышения эффективности использования основных фондов и уменьшения степени их износа предприятие может использовать такие пути:

увеличение сменности работы оборудования;

увеличение степени использования мощности оборудования;

сокращение внутрисменных простоев;

повышение квалификации пользователей;

повышение уровня организации ухода за фондами;

своевременное проведение капитального ремонта, а также планово-предупредительных мероприятий;

повышение качества трудовой дисциплины;

оптимальный состав станочного парка;

обеспечение производства необходимым числом рабочих;

обеспеченность материалами и инвентарем и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В первой части работы были тщательно рассмотрены вопросы, связанные с определением основных средств, и методикой анализа использования основных средств.

Так, было дано определение основных средств как часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость переносится на изготовляемый продукт постепенно, по частям, по мере использования. Основные средства делятся на производственные и непроизводственные. К основным производственным средствам относят средства, которые непосредственно участвуют в производственном процессе, а к непроизводственным- те основные средства, которые создают условия для жизни работников. Особое внимание уделяется делению основных средств на активную и пассивную часть. Увеличение доли активной части основных средств способствует повышению показателей выпуска продукции и экономической эффективности деятельности предприятия.

Во второй части данной курсовой работы был рассмотрен анализ использования основных средств на конкретном предприятии. Анализ использования основных средств был произведен за два года. Для более эффективного использования основных средств предприятие может принять следующие мероприятия: ввод в действие не установленного оборудования, сокращение целодневных и внутрисменных простоев, повышение коэффициента сменности, более интенсивное использование оборудование, внедрение мероприятий НТП, повышение квалификации рабочего персонала и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аксенова З.И. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций. – М.: Транспорт, 2010.
  2. Андреева Л.В.,  В.И. Макарьева. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. – М.: Финансы и статистика, 2010
  3. Бачурин А.А. Анализ производственно-хозяйственной деятельности автотранспортных организаций. – М.: Издательский центр «Академия», 2010
  4. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Изд-е 2-е перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2010.
  5. Будрина Е.В. Рынок транспортных услуг: особенности формирования и развития. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010
  6. Бычков В.П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте. – СПб.: Питер, 2010
  7. Горфинкель В.Я. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учеб. пособие для студентов вузов, 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
  8. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов – 4-е изд., перераб. и доп.  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
  9. Кожин А.П. Математические методы в планировании и управлении автомобильными перевозками. – М.: Финансы и статистика, 2011
  10. Лактюшина З.Н. Экономический механизм управления на автомобильном транспорте. – М.: Юнити-Дана, 2010
  11. Рогова Р.Н. Экономический анализ баланса автотранспортного предприятия. – М.: Проспект, 2012
  12. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2011.

Информация о работе Анализ использования основных производственных фондов и возможности их модернизации