Анализ иностранных инвестиций привлекаемых в экономику РФ и их роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июля 2012 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:
 определить понятия и сущности корпоративных облигаций;
 определение понятия и сущности рынка корпоративных займов и его участников;
 выявление проблем развития рынка корпоративных займов в России;
 разработка рекомендаций путей решения проблем развития рынка корпоративных займов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ 4
1.1. Сущность и классификация иностранных инвестиций 4
1.2. Формы организации международного инвестиционного сотрудничества 9
1.3. Методические основы оценки влияния иностранных инвестиций на экономику страны. 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН МИРА 21
2.1. Классификация стран мира по параметрам иностранного инвестирования 21
2.2. Построение модели влияния иностранных инвестиций на социально-экономическое развитие стран мира 25
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПРИВЛЕКАЕМЫХ В ЭКОНОМИКУ РФ И ИХ РОЛЬ 29
3.1. Анализ динамики и структуры иностранных инвестиций в экономике России 29
3.2. Построение корреляционно-регрессионной модели влияния иностранных инвестиций на развитие регионов РФ 42
3.3. Региональное распределение иностранных инвестиций в РФ: проблемы и пути решения 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Файлы: 1 файл

Рынок корпоративных займов.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ              2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ              4

1.1.              Сущность и классификация иностранных инвестиций              4

1.2.              Формы организации международного инвестиционного сотрудничества              9

1.3.              Методические основы оценки влияния иностранных инвестиций на экономику страны.              14

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТИЦИЙ    НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН МИРА              21

2.1.  Классификация стран мира по параметрам иностранного инвестирования              21

2.2.              Построение модели влияния иностранных инвестиций на социально-экономическое развитие стран мира              25

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ ПРИВЛЕКАЕМЫХ В ЭКОНОМИКУ РФ И ИХ РОЛЬ              29

3.1.              Анализ динамики  и структуры  иностранных инвестиций в экономике России              29

3.2.              Построение корреляционно-регрессионной модели влияния иностранных инвестиций на развитие регионов РФ              42

3.3.              Региональное распределение иностранных инвестиций в РФ: проблемы и пути решения              45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ              51

ПРИЛОЖЕНИЕ              53


ВВЕДЕНИЕ

В 1999 – 2000 годах в России началось формирование нового сегмента финансового рынка - рынка корпоративных облигаций. Не смотря на определенные препятствия, его развитие идет быстрыми темпами: к настоящему времени в обращении находятся 36 выпусков облигаций совокупным объемом порядка 37 млрд. рублей.

Рынок корпоративных облигаций приобретает все большее значение как источник инвестиционных ресурсов. Если в 2003-2004 гг. соотношение между объемом эмиссии корпоративных облигаций и суммарным объемом инвестиций в основной капитал не превышало 1-3%, то в 2005 г. оно приблизилось к 4%, а по итогам 2006 г.) это соотношение составило  5-6%.

Актуальность данной темы базируется на том, что, на сегодняшний день в России существует ограниченность инвестиционных ресурсов. Как показывает зарубежный опыт, важное место в структуре внешних источников финансирования корпораций занимает эмиссии ценных бумаг и прежде всего акций и облигаций. Большие надежды возлагаются на рынок корпоративных облигаций как на перспективный источник дополнительных инвестиционных ресурсов для реального сектора экономики. Таким образом, в сложившейся ситуации появляется возможность использовать финансовый рынок для финансирования реального сектора с помощью организации ликвидного рынка корпоративных облигаций.

Целью работы является выявление проблем рынка корпоративных займов и предложение путей их решения.

Цель исследования предопределила необходимость решения следующих задач:

      определить понятия и сущности корпоративных облигаций;

      определение понятия и сущности рынка корпоративных займов и его участников;

      выявление проблем развития рынка корпоративных займов в России;

      разработка рекомендаций путей  решения  проблем развития рынка корпоративных займов.

Объектом нашего исследования является рынок корпоративных займов. Предметом – проблемы функционирования российского рынка облигаций.

В первой главе данной работы мы займемся решением первых двух выдвинутых нами задач, то есть рассмотрим понятие и сущность корпоративных облигаций,  и понятие  сущности рынка. Тогда как вторая глава будет посвящена решению остальных задач данной работы, а именно

выявлению проблем развития рынка корпоративных займов в России и нахождению  путей  решения  проблем развития рынка корпоративных займов.

Степень актуальности темы в российской  и зарубежной науке довольно высока. Понятие рынка корпоративных займов знакомо не только для зарубежных ученых. Проблемой рынка облигаций также занимаются и русские представители экономической науки,  такие как А.Д. Радыгин, В.А. Галанова, Я. М  Миркин. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ РЫНКА КОРПОРАТИВНЫХ ЗАЙМОВ

1.1. Понятие и виды облигаций

Облигация - это ценная бумага. Однако слово «бумага» не должно никого вводить в заблуждение. Ныне основная масса ценных бумаг (практически все акции и облигации) выпускаются в бездокументарном виде, то есть в виде электронных записей на счетах.

Корпоративная облигация — облигация, выпускаемая для финансирования частных предприятий [22, c.153]. По корпоративным облигациям предприниматели получают доход за счет более низкой процентной ставки по сравнению с банковским процентом, а владелец облигаций получает выгоду за счет пониженного налогообложения своего дохода.

Облигации и акции в развитой рыночной экономике - главные инструменты привлечения компаниями небанковских денег. Отличие между акциями и облигациями простое. Акция дает ее собственнику право на часть капитала компании, но не дает право требовать возврата долга. Облигация, наоборот, никаких прав на собственность и имущество не дает, но зато позволяет требовать возврата инвестированных средств.

По гражданскому кодексу, облигацией признается та бумага, которая дает ее держателю право на получение ее номинальной стоимости, а в некоторых случаях и право на получение фиксированного процента от ее номинальной стоимости.

Выделим основные типологии корпоративных облигаций:

1.     По способу размещения. Выпуск облигаций может осуществляться как по открытой (среди неограниченного круга лиц), так и по закрытой подписке (среди заранее известного круга лиц). Займы, размещаемые по открытой подписке, относят к так называемым «рыночным». Соответственно займы, размещаемые по закрытой подписке, относят к «нерыночным». «Нерыночные» займы размещаются среди заранее известного круга инвесторов, как правило, по доходности ниже государственных ценных бумаг. Их целью может быть, например, финансирование внутренних программ промышленных холдингов «за свой счет» и минимизация налогообложения.

2.   По виду обеспечения. Облигации могут быть обеспечены определенным имуществом общества, могут быть выпущены под обеспечение, предоставленное обществу для целей выпуска облигаций третьими лицами или вообще быть без обеспечения.

3.     По фиксации ставки. Облигации бывают с фиксированной ставкой процента и с плавающей ставкой процента. В облигациях последнего типа процентная ставка изменяется в зависимости от индексов, которые выбираются индивидуально для конкретных выпусков. В качестве индексов могут быть использованы валютный курс (доллар/рубль). Основным достоинством облигации с плавающей ставкой является потенциальное удешевление стоимости заимствования. Главным фактором в выборе облигаций с фиксированной или плавающей ставкой являются ожидания эмитента: если он ожидает снижения доходности, то выгодно прибегать к облигациям с плавающей ставкой, если он ожидает рост доходности, то рекомендуется размещать облигации с фиксированной ставкой. С точки зрения инвесторов, использование бумаг с плавающей процентной ставкой затрудняет расчет доходности бумаги.

4.     Отзывные облигации с опционами. Облигации с сall-опционом дают право эмитенту отозвать их по оговоренной цене в определенные моменты времени. Единственный выпуск подобных облигаций был осуществлен компанией Аэрофлот (купонные облигации с плавающей ставкой, которые компания может погасить, если купон превысит 25% годовых). Облигации с put-опционом дают право инвестору на досрочное погашение своей облигации. В российской практике даты погашения совпадают со временем выплаты очередного купона по облигации. Облигации данного типа являются наиболее распространенными на российском рынке.

5.     По срокам обращения. Краткосрочные: от 3 месяцев до 1 года. Наиболее распространенный инструмент на российском рынке корпоративных облигаций. Среднесрочные: от 1 года до 5 лет. Основная масса эмитентов представлена нефтяными, газовыми и энергетическими компаниями. Долгосрочные: со сроком обращения более 5 лет. На российском рынке они пока отсутствуют.

6.      По характеру требований к активам эмитента:

а) старшие

б) младшие

Старшие облигации - это обеспеченные ценные бумаги, так как они опираются на юридически обоснованное право требования к активам эмитента (в виде закладной). Такие выпуски включают облигации с залогом недвижимости, обеспеченные реальной недвижимостью; облигации с финансовым залогом, обеспеченные ценными бумагами других компаний, которыми владеет эмитент облигаций,  но которые находятся в доверительном управлении у третьего лица; сертификаты под закупку оборудования, которые обеспечиваются специфическими видами оборудования; наконец, облигации с комбинированным залогом, в которых сочетаются облигации, обеспеченные первой (старшей) закладной, и младшие облигации, обеспеченные закладной на иное имущество компании (т.е. облигации обеспечены частично первыми закладными на определенные активы эмитента, а частично вторыми или третьими закладными на другие активы, поэтому, подобные выпуски являются менее надежными, а, следовательно, не должны смешиваться с облигациями, обеспеченными первой закладной).

Младшие облигации основаны только на обещании эмитента платить проценты и вернуть основную сумму долга в соответствии с установленным временным графиком. Существует несколько классов младших облигаций, наиболее известными из которых являются необеспеченные облигации.

Помимо этого, к младшим облигациям также относят второстепенные необеспеченные облигации; ценные бумаги этих выпусков имеют требования к прибыли эмитента, носящие вторичный характер по отношению к другим долговым необеспеченным облигациям. Доходные облигации являются, пожалуй, самыми младшими, обладая минимальными из всех требованиями к прибыли и активам эмитента, и представляют собой необеспеченные долговые обязательства, по которым процентный доход будет выплачен только при условии, что эмитент получает достаточную сумму прибыли; не существует каких-либо юридических оснований требовать выплаты процентов по этим облигациям в установленные сроки или на регулярной основе, если определенная сумма прибыли не будет получена. Такие выпуски во многих отношениях аналогичны муниципальным доходным облигациям.

На рынке корпоративных займов существует также понятие, как еврооблигации. Еврооблигации (другое название — «евробонды» — от англ. eurobonds) — облигации, выпущенные в валюте, являющейся иностранной для эмитента (как правило), размещаемые с помощью международного синдиката андеррайтеров среди зарубежных инвесторов, для которых данная валюта также, как правило, является иностранной [24].

В основном заемщиками, выпускающими евробонды, выступают правительства, корпорации, международные организации, заинтересованные в получении денежных средств на длительный срок (от 7 до 40 лет). Размещаются евробонды инвестиционными и коммерческими банками. Они являются одним из наиболее надежных финансовых инструментов. Поэтому основными их покупателями являются институциональные инвесторы: страховые и пенсионные фонды, инвестиционные компании.

Разновидностью еврооблигаций являются облигации «драгон» (англ. dragon bonds) — евродолларовые облигации, размещенные на азиатском (в первую очередь, японском) рынке и имеющие листинг на какой-либо азиатской бирже, обычно в Сингапуре или Гонконге.

Для осуществления расчетов по еврооблигациям существуют две депозитарно-клиринговые системы — Euroclear и Clearstream (ранее — Cedel).

Облигации, как вид ценных бумаг, являются самыми гарантированными инвестициями, надежными и устойчивыми. Однако по ним выплачивается меньший доход, чем по другим видам ценных бумаг. Как правило, уровень дохода на ценные бумаги тесно связан с уровнем гарантии по ним, их надёжностью. Отсюда – по мере падения надёжности и устойчивости облигации – их доходность тоже падает.

Все облигации действительно могут обращаться по нескольким видам цен [11, c. 150]. Номинальная цена – это цена, обозначенная на самой облигации, её номинал. Продажная цена, или цена продажи, - цена, по которой она продаётся.

Как правило, для стимулирования спроса на облигации продажная цена бывает ниже номинальной. Стимул создается тем, то погашение или выкуп облигации может быть на уровне номинальной, а то и выше. Покупатель берет облигацию по продажной цене и погашает её через установленный срок по цене выкупа или  погашения.  Разница между продажной ценой и ценой погашения облигации составляет доход на нее. Курсовая же её цена складывается в результате соотношения спроса на облигации и предложения их.  У облигаций существуют основные реквизиты. Ими являются:

      наименование эмитента и его местонахождение

      наименование ценной бумаги «облигация»

      ее порядковый номер

      дата выпуска

      вид облигации

      общая сумма выпуска

      процентная ставок

      условие и порядок выплаты процентов

      номинал

      наименование (имя) держателя - для именной облигации.

 

1.2. Сущность и понятие рынка облигаций

Как известно,  рынок — это обязательный компонент товарного хозяйства. По мнению  Н.Бухарина, рынок - это обратная сторона товарного  производства, основы рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства [5, c.58].

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка.

Рынок - это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он [16, с.231].

Информация о работе Анализ иностранных инвестиций привлекаемых в экономику РФ и их роль