Аграрная реформа Столыпина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 17:42, реферат

Описание работы

Столыпинская аграрная реформа — обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся в России под руководством П. А. Столыпина, который и был, по существу, не только главным руководителем, но и организатором и исполнителем всех преобразований в области сельского хозяйства и землепользования, начиная с 1906 года.

Файлы: 1 файл

Аграрная реформа Столыпина.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Петрозаводский

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

История экономики

Тема

Аграрная реформа Столыпина

Фамилия

Эль

Имя

Юлий

Отчество

Иосифович

№ контракта

08000110301020


  

Основная часть

  • Глава основной части

  • Столыпинская аграрная реформа — обобщённое название широкого комплекса мероприятий в области сельского хозяйства, проводившихся в России под руководством П. А. Столыпина, который и был, по существу, не только главным руководителем, но и организатором и исполнителем всех преобразований в области сельского хозяйства и землепользования, начиная с 1906 года.

    Целей у реформы было несколько, основными же были передача надельных земель в собственность крестьян, постепенное упразднение сельской общины как коллективного собственника земель, широкое кредитование крестьян, скупка помещичьих земель для перепродажи крестьянам на льготных условиях, землеустройство, позволяющее оптимизировать крестьянское хозяйство за счёт ликвидации чересполосицы (или расположения земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками).

    Личность и карьера П. А. Столыпина.

    Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) был представителем старинного дворянского рода, известного с XVI века. Среди его родственников есть такие знаменитости, как князь Горчаков, главнокомандующий времен крымской войны, и М. Ю. Лермонтов. Невозможность военной карьеры, как было принято в его семье, была обусловлена поврежденной правой рукой, которая была парализована с тех пор, как он юношей стрелялся с убийцей его старшего брата.

    П. А. Столыпин блестяще закончил физико-математический факультет Петербургского университета. После университета с 1885 г. служил в статистическом отделе Министерства государственных имуществ. Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был обычным, на отличающимся от карьеры других чиновников, ставших губернаторами. В 1889 году он переходит в Министерство внутренних дел предводителем дворян в Ковенскую губернию. Такому назначению Столыпин был рад потому, что появилась возможность общения с крестьянами, разговоры с которыми о земле и ведении хозяйства он понимал и любил.

    В 1902 году Столыпин на совещании, посвященном развитию сельскохозяйственной промышленности, он высказался за уничтожение общинной чересполосицы и расселение по хуторам. Эта позиция была высказана позже в 1906 году и в комбинации с другими новшествами была принята как «Столыпинская реформа».

    В марте 1903 года П. А. Столыпина переводят на должность губернатора в более крупную Саратовскую губернию. Именно в это время произошедшая первая революция заставила Столыпина применить для ее подавления весь знакомый ему арсенал средств - от прямого обращения к народу до расправы с помощью казаков.

    В апреле 1906 года Столыпин, совершенно того не ожидая, назначается министром внутренних дел. Борьба с революцией ложится на его плечи. Во время революции 1905 года Столыпин стал известен жесткими мерами борьбы с крестьянскими волнениями. Во время выступлений он не раз использовал войска, которые действовали самыми жёсткими методами.

    24 августа 1906 года опубликовывается  правительственная программа. В  этой программе Столыпин говорил  о направлениях своей политики  в подготовке важнейших законов:

    -о свободе вероисповедания;

    -о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;

    -об улучшении крестьянского  землевладения;

    -об улучшении быта  рабочих и, в частности, о государственном  их страховании;

    -о реформе местного самоуправления;

    -о преобразовании местных  судов;

    -о реформе высшей и  средней школы;

    -о земском самоуправлении  в Прибалтийском, а также Северо- и Юго-Западном крае;

    -о реформе полиции.

    Для этого Столыпин воспользовался 87 статьей Основных законов, которая предоставляла правительству право решать вопросы во время перерывов в работе Думы и в случае исключительных обстоятельств.

    Сущность аграрной реформы

    Главными и необходимыми изменениями, с точки зрения Столыпина, должны стать изменения в сфере экономики. И начинать необходимо с аграрной реформы. Как Столыпин, так и его оппоненты подчеркивали наиглавнейшую задачу реформы – создать богатое крестьянство, могущее стать опорой правительству, так как будет проникнуто идеей собственности и потому не будет нуждаться в революции.

    Столыпинская аграрная реформа отрицательно относилась к идее левых политиков конфисковать землю у помещиков и просто раздать ее. При такого рода подходе, варварском с точки зрения норм цивилизованной частной собственности, эффективность использования полученного даром сводилась на нет. Нельзя создать ответственного собственника, нарушив право собственности других.

    Модернизация страны возможна, по мнению Столыпина, при соблюдении нескольких условий, первым из которых было то, что крестьяне должны стать полновластными собственниками. А второе состояло в том, чтобы добиться усиленного роста промышленности, подкрепленного развитием внутреннего рынка.

    Аграрная реформа включала в себя ряд взаимосвязанных проблем, и во главу угла их решения ставилась не община, а единоличный собственник. Несомненно, эти взгляды были полной противоположностью взглядам и идеологии реформы 1861 года, когда упор был сделан именно на крестьянскую общину как на главную опору, базу самодержавия и, соответственно, государственности в целом.

    14 июня 1910 г. был издан  Закон об изменении и дополнении  некоторых постановлений о крестьянском  землевладении, который фактически  в принудительном порядке признавал  личными собственниками всех  домохозяев тех общин, где не  производились переделы в течение 24 лет. Закон говорил, что «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собой в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли». Желание ускорить процесс земельной реформы такими способами породило много скандалов и противоречий, так как уже нельзя было осуществлять передел земли. По требованию выделившихся община была обязана выделять взамен чересполосных земель отдельный участок-отруб. Дополнением к закону 14 июня 1910 года был закон о землеустройстве от 29 мая 1911 года, согласно которому процесс проведения землеустройства не требовал предварительного укрепления земли за домохозяевами. Селения, где были проведены землеустроительные работы, автоматически объявлялись перешедшими к наследственно-подворному владению. Полномочия таких землеустроительных комиссий были очень широки. Принимались все меры для того, чтобы насадить как можно больше хуторов и отрубов.

    Среди главных инструментов разрушения общины стоит отметить кредитный банк, с помощью которого государство помогало многим крестьянским семьям приобретать земли, скупленные ранее у помещиков, продавая их в кредит. Кредитная ставка при этом для единоличного хозяйства была вдвое ниже, чем по кредитам общине. Между 1905 и 1914 гг. в руки крестьян перешли таким путем 9,5 млн. га земли. Следует все же отметить, что условия продаж были жесткими. Если покупщик просрочивал платеж, то земля у него отбиралась и снова перепродавалась банковским фондом.

    Поездка Столыпина и главноуправляющего землеустройством и земледелием А. Кривошеина в 1910 году по Сибири имела своим последствием комплексную программу приватизации сибирской земли, где также предполагалась активное введение частной собственности. В главном документе по этому поводе - «Положении о поземельном устройстве крестьян и инородцев на казенных землях сибирских губерний и областей» - была описана его суть: без всякого выкупа предоставить землю сибирским сельским обывателям в собственность.

    Одной из задач переселения, несомненно, была борьба с перенаселенностью центральных губерний России. И основными районами переселения были Сибирь, Средняя Азия, Дальний Восток и Северный Кавказ. Несмотря на всяческое поощрение правительством переселенцев (льготны кредиты, бесплатный проезд, «столыпинские» вагоны, позволявшие везти с собой скот и имущество), люди все-таки возвращались. Самый значительный всплеск в 1910 и 1911 годах возвращенцев объясняется тем, что соответствующие службы не успевали найти лавине переселенцев изученные места. Столыпин, безусловно, изучал и исследовал причины возвращений людей. В тайгу переселенцы шли с неохотой, зато на Алтай было настоящее паломничество.

    Один из поводом нападок на Столыпина за якобы притеснение коренных сибиряков было то, что во время переселения старожилов этой земли пытались приобщить к более рачительному её использованию. Будучи принципиальным сторонником частной собственности и категорически отвергая общину, Столыпин тем не менее считал, что на этапе массового переселения самым важным является скорейшее включение в хозяйственный оборот всех переселенцев, а так же развитие инфраструктуры – строительство дорог и тому подобное.

    В Сибирь за все время программы переселения переехало 2,44 млн. крестьян, что составило половину прироста населения сельских губерний Сибири. Многие становились достаточно крепкими хозяевами. Однако проблему перенаселения европейской части России это не решило – переселенцы составили всего 18% естественного прироста сельского населения за эти годы.

    Методы столыпинской реформы заметно отличались от тех, которыми пользовалось правительство до Столыпина. Также Крестьянским банком выдавались кредиты, чтобы помогать крестьянам, но Столыпин отводил главенствующую роль в деле государственного поощрения не денежным средствам, а вещественным реалиям. Такое решение, по мнению Столыпина, основывалось на том, что деньги крестьянин мог попросту пропить, стать жертвой дельцов, а помощь в натуральном виде никуда не денется. Такого рода помощью было строительство железных дорог, водохранилищ, школ, медицинских пунктов. Крестьянин также получал помощь в виде семян, скота, инвентаря – все это можно было использовать только в хозяйстве: продать все это в Сибири было некому. В связке «государство- крестьянин» исключался перекупщик-торговец.

    Нельзя не упомянуть тот факт, что реформа проводилась в сложное для России время, когда в стране повсюду были расстрелы и насилие властей. Немыслимым было, что сама власть с помощью военно-полевого суда, в состав которого Столыпин запретил включать юристов, расстреливает своих граждан.

    Нельзя сказать, чтобы Столыпин заранее планировал разрушение общины чисто насильственными методами. Об отсутствии у него подобных планов может говорить и его речь от 15 марта 1910 г. в Государственном совете: «Не вводя, силою закона, никакого принуждения к выходу из общины, правительство считает недопустимым установление какого-либо принуждения, какого-либо насилия, какого-либо гнета чужой воли над свободной волей крестьянства в деле устройства его судьбы, распоряжения его надельною землею. Это главная коренная мысль, которая залегла в основу нашего законопроекта».

    Столыпин в ходе своей реформаторской деятельности «вывел» новый класс сильных сельских собственников. Именно с этими собственниками позже пришлось коммунистам беспощадно бороться и искоренять их, так как они умели сопротивляться. Среди историков даже бытует мнение, что будь у реформы лет десять в запасе для укрепления этого класса собственников - и большевики никогда бы не удержали власти. Для борьбы с плодами столыпинской реформы большевикам пришлось использовать раскулачивание, высылки, расстрелы, а иногда и травить газами сопротивляющихся крестьян, как это делал смоленский дворянин-предатель Тухачевский на Тамбовщине.

    Получается, что Столыпин создал прецедент: право власти карать без объяснений. Он утвердил и право власти вмешиваться в экономику, что впервые продемонстрировано в общероссийском масштабе именно Столыпиным в ходе его реформ.

    Вывод

    Очень многие историки считают, что результаты были очень далеки от ожидаемых. Реформирование аграрных отношений, наделение крестьян правом частной собственности на землю удалось лишь частично, при этом сохранилось противоречие между крестьянами и помещиками; проведение землеустроительных работ, отделение крестьян он общины удалось в незначительной мере – около 10% крестьян выделилось из хутора; переселение крестьян в Сибирь, Среднюю Азию, на Дальний Восток в какой- то степени удалось.

    По одному мнению, реформа Столыпина не удалась. Она не достигла ни экономических, ни политических целей, которые перед ней ставились. Деревня в месте с хуторами и отрубами осталась такой же нищей, как и до Столыпина.

    Однако есть и другое мнение, а, скорее, факты, с которыми нельзя поспорить.

    Так, с 1905 по 1913 гг. объем ежегодных закупок сельхозтехники вырос в 2-3 раза. Производство зерна в России в 1913 г. превышало на треть объем производства зерновых в США, Канаде, Аргентине вместе взятых. Российский экспорт зерна достиг в 1912 г. 15 млн. тонн в год. В Англию масла вывозилось на сумму, вдвое большую, чем стоимость всей ежегодной добычи золота в Сибири. Избыток хлеба в 1916 г. составлял 1 млрд. пудов.

    Информация о работе Аграрная реформа Столыпина