Адам Смитт и его учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 13:30, реферат

Описание работы

Целью данного реферата по дисциплине «История экономических учений» является изучение развития теории управления и менеджмента в трудах А.Смита.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Методология учения Адама Смита…………………………………………………....4
2. Экономическое учение Адама Смита…………………………………………………5
2.1. Учение о разделении труда…………………………………………………………..5
2.2. Взгляды на деньги……………………………………………………………………6
2.3. Теория стоимости…………………………………………………………………….6
2.4. Учение о доходах……………………………………………………………………..7
2.5. Учение о капитале……………………………………………………………………8
2.6. Взгляды на производство…………………………………………………………….9
2.7. Учение о производительном труде………………………………………………….9
2.8. Об экономической политике государства…………………………………………10
3. Значение работ Адама Смита………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………………….16
Список источников………………………………………………………………………18

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Смит резко выступает  против меркантилизма, ограничивающего "естественную свободу" человека – свободу продавать и покупать, нанимать и наниматься…

"Невидимая рука" – это стихийное действие объективных  экономических законов. Эти законы  действуют помимо воли людей.  Введя в такой форме в науку  понятие об экономическом законе, Смит сделал важный шаг вперед. Этим он, по существу, поставил политическую экономию на научную основу. Условия, при которых наиболее эффективно осуществляется благотворное действие своекорыстного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит называл естественным порядком. У Смита и у последующих поколений политико-экономов это понятие имеет как бы двойной смысл. С одной стороны, это принцип и цель экономической политики, то есть политики laissez faire (или, как выражается Смит, естественной свободы), с другой – это теоретическая конструкция, "модель" для изучения экономической действительности.

Подобно тому, как в физике были смоделированы "идеальные" газы и жидкости, Смит вводит в экономику понятие "экономического человека" и свободной (совершенной) конкуренции. Реальный человек не может быть сведен к своекорыстному интересу. Аккурат также при капитализме никогда не было и може быть абсолютно свободной конкуренции. Однако наука не смогла бы изучать "массовидные" экономические явления и процессы, если бы она не делала известных допущений, которые упрощают, моделируют бесконечно сложную и разнообразную действительность, выделяют в ней важнейшие черты. С этой точки зрения абстракция "экономического человека" и свободной конкуренции была вполне оправданной и сыграла важнейшую роль в экономической науке (в особенности она соответствовала реальности XVIII – XIX столетий).

Примечательна также  следующая мысль. Рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее следует строгим правилам поведения. Влияние на ситуацию на рынке действий отдельного человека, одного из множества, может быть неощутимо. И в самом деле, он платит те цены, которые с него запрашивают, и может выбирать только количество продукта по этим ценам, исходя из своей наибольшей прибытка. Но совокупность всех этих отдельных действий устанавливает цены; каждый отдельный покупатель подчиняется, а сами цены подчиняются совокупности индивидуальных реакций. Таким образом, "невидимая рука" рынка обеспечивает результат, не зависящий от воли и намерения индивида.

В XVIII в. был широко распространен  предрассудок, согласно которому любое  действие, совершаемое ради частного интереса, по одной этой причине идет вразрез с интересами федерации. Даже сегодня некоторые представители идей социализма утверждают, что свободная рыночная экономика не может служить интересам союза. Смит снял с себя бремя доказательств и создал постулат: децентрализованная, атомистическая конкуренция в определенном смысле обеспечивает "максимальное удовлетворение потребностей". Несомненно, Смит не дал полного и удовлетворительного объяснения своему постулату. Иногда даже может показаться, что этот постулат держится только на соображении о том, что степени удовлетворения индивидуальных потребностей поддаются арифметическому сложению: если, имея полную свободу, каждый добивается полного удовлетворения индивидуальных потребностей, то общий режим максимальной свободы обеспечит максимальное удовлетворение потребностей федерации.

Но на самом деле, пишет  М.Блауг, Смит дал гораздо более глубокое обоснование своей доктрины "максимального удовлетворения потребностей". В седьмой главе книги I он показал, что свободная конкуренция стремится приравнивать цены к затратам производства, оптимизируя распределение ресурсов внутри отраслей. В десятой главе книги I он показал, что свободная конкуренция на рынках факторов производства стремится уравнивать "чистые преимущества этих факторов во всех отраслях и тем самым устанавливает оптимальное распределение ресурсов между отраслями. Он не говорил о том, что различные факторы будут в оптимальных пропорциях сочетаться в производстве или, что товары будут оптимально распределяться между потребителями. Он не говорил и о том, что экономия от масштаба и побочные эффекты производства нередко мешают достижению конкурентного оптимума, хотя существо этого явления отражено в рассуждениях об общественных работах. Но он действительно сделал первый шаг к теории оптимального распределения данных ресурсов в условиях совершенной конкуренции, что особенно интересно в свете рассматриваемого нами вопроса.

Справедливости ради следует заметить, что его собственная  вера в преимущества "невидимой  руки" меньше всего связана с  соображениями об эффективности  распределения ресурсов в статических  условиях совершенной конкуренции. Децентрализованную систему цен  он считал желательной потому, что она дает результаты в динамике: расширяет масштабы рынка, умножает преимущества, умножает преимущества, связанные с разделением труда, – короче, работает, как мощный мотор, обеспечивающий накопление капитала и рост прибылей.

 

 

 

Заключение

Труд Смита характеризуется  удивительной простотой и четкостью  изложения. Но в этом и удобство, и сложность. Чтобы постичь существо смитовских идей, требуется время, неторопливое размышление, не один раз приходится возвращаться к прочитанному.  
     Подводя краткое резюме, попытаемся выделить основные положения труда, ставшего для Смита главным итогом его творческой жизни.  
Первое. О мотивах и стимулах хозяйственной деятельности, об основополагающих принципах рыночного механизма. В отличие от физиократов, которые считали, что экономический строй – это система, которую должен открыть творческий ум, а властитель утвердить, Смит исходит из того, что ни изобретать, ни создавать хозяйственный строй нет необходимости. Такой строй существует.  
Ученый распознает и описывает его механизм, составные элементы и отношения. В основе хозяйственного механизма находится и действует «экономический человек».               В погоне за собственной выгодой он направляется «невидимой рукой» к достижению такого результата, который и не входил в его намерения. Преследуя собственный интерес, человек способствует общей выгоде.  
     Второе. Свободе экономической деятельности индивидуумов не надо препятствовать, не следует ее строго регламентировать. Смит выступает против излишних ограничений со стороны государства, он за свободу торговли, в том числе внешней торговли, за политику фритредерства, против протекционизма.  
      Третье. Теория стоимости и цены разработаны как исходные категории в общей теоретической системе экономической науки. Основной труд Смита отличают многоплановость рассматриваемых проблем, их систематизация, с одной стороны, реализм, практическая значимость многих положений – с другой.  
       Общий творческий замысел Смита был весьма обширен. Ученый хотел создать всеобъемлющую теорию человека и общества. Первую часть составила «Теория нравственных чувств». Эта работа была опубликована, в ней проводится идея равенства, обязательность принципов морали для всех членов общества. Вторая часть замысла – «Богатство народов». Эта работа сложилась в известной мере из лекций, прочитанных профессором в университете в Глазго. Третью часть должна была составить «История и теория культуры (науки, искусства)». Она так и не была написана, а подготовительные записи, наброски, материалы были уничтожены.  
Вероятно, многоплановость, широта замысла способствовали успеху экономического труда.  
      Влияние Смита сказалось не на одной школе, практически оно коснулось нескольких направлений: и рикардианской школы (трудовая теория стоимости); и тех школ и отдельных экономистов, которые разрабатывали проблемы цены и ценообразования на основе соотношения спроса и предложения (школа Маршалла) или на основе потребительной ценности товаров (австрийская школа); и тех, кто исследовал влияние и взаимодействие факторов производства (Сэй). Концепция свободы торговли нашла свое теоретическое обоснование в теории сравнительных издержек, согласно которой разделение труда в сфере международного обмена служит важнейшей предпосылкой повышения производительности и получения экономической выгоды. «Богатство народов» находилось в центре внимания и противников классической школы, выступивших против чрезмерной формализации экономической науки (историческая школа, институционализм).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

1. Аникин А. В. Адам  Смит. – М.: Мол. гвардия, 1968. –  254 с.

2. Арская Л.П. Ученые  прошлого о финансировании чрезвычайных  расходов государства //Финансы.  – 2007. – № 2. – С.61-64  
3. Афанасьев В. Метод экономической двойственности //Вопросы экономики. – 2005. – № 8. – С.4-18.- Вопросы теории  
4. Афанасьев В. Структура экономических явлений //Экономист. – 2006. – № 6. – С.47-54  
5. Бартенев С. А. История экономических учений учебник М-во торговли РФ, Всерос. акад. внешней торговли. – М.: Юристъ, 2007. – 456 с.  
6. Бодриков М. Трудовая теория ценности: проблемные вопросы и историческое значение //Вопросы экономики. – 2008. – № 4. – С.110-129  
7. История политических и правовых учений учебник для вузов под общ. ред. В.В. Круглова. – М.: НОРМА, 2008. – 243 с.  
8. Капитонов Э. А. История и теория социологии. Социология XIX в. учеб. пособие. – М.: Приор, 2007. – 368 с.  
9. Курс экономической теории учебник для вузов МГИМО; под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: АСА, 2004. – 832 с.  
10. Миголатьев А. Социальная философия. Проблема отчуждения: грани и следствия //Соц.-гуманит. знания. – 1999. – № 1. – С.71-83 
11. Розанова Н. Эволюция взглядов на природу фирмы в западной экономической науке //Вопросы экономики. – 2002. – № 1. – С.50-67  
12. Самин Д. К. Сто великих ученых. – М.: Вече, 2006. – 592 с.  
13. Сорвина Г.Н. История экономической мысли двадцатого столетия Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. – М.: РАГС, 2007. – 246 с.  
14. Ядгаров Я. С. История экономических учений учебник РЭА им. Г. В. Плеханова. – М.: Инфра-М, 2008. – 478 с. 

15. Д.И. Платонов. История экономических учений. - М: ПРИОР, 2001.




Информация о работе Адам Смитт и его учения