Валютные операции между резидентами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:09, реферат

Описание работы

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены. Вместе с тем Законом предусмотрены исключения из этого правила.
Разрешены валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (часть 2 статьи 9 Закона 173-ФЗ). Перечень валютных операций, осуществляемых по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет установлен Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Указанием от 28 апреля 2004 г. № 1425-У. "Порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками".

Файлы: 1 файл

Валютные операции между резидентами.docx

— 16.40 Кб (Скачать файл)

Валютные операции между резидентами

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ валютные операции между резидентами запрещены. Вместе с тем Законом предусмотрены исключения из этого правила.

Разрешены валютные операции по сделкам между уполномоченными  банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет (часть 2 статьи 9 Закона 173-ФЗ). Перечень валютных операций, осуществляемых по сделкам между  уполномоченными банками, совершаемым  ими от своего имени и за свой счет установлен Центральным банком Российской Федерации в соответствии с Указанием от 28 апреля 2004 г. № 1425-У. "Порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными  банками".

Без ограничений осуществляются следующие валютные операции между  резидентами и уполномоченными  банками (часть 3 статьи 9 Закона 173-ФЗ):

получение и возврат кредитов и займов, уплата сумм процентов  и штрафных санкций по этим договорам;

внесение денежных средств  резидентов на банковские счета и  получение денежных средств резидентов с банковских счетов. Вклады могут  быть как до востребования, так и  на определенный срок;

купля-продажа физическими  лицами наличной и безналичной иностранной  валюты и чеков (в том числе  дорожных чеков), номинальная стоимость  которых указана в иностранной  валюте, за валюту Российской Федерации  и иностранную валюту;

обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных  государств);

прием для направления  на инкассо в банки за пределами  территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в  том числе дорожных чеков), номинальная  стоимость которых указана в  иностранной валюте, не для целей  осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;

уплата уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;

операции по договорам  с банковскими гарантиями, а также  с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;

операции с векселями  выпущенными уполномоченными банками;

иные валютные операции, отнесенные к банковским операциям  в соответствии с Федеральным  Законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Юридические лица - резиденты  вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ).

Физические лица - резиденты  вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с  передачей имущества и оказанием  услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных  на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации (часть 6 статьи 12 Закона 173-ФЗ).

Физическим лицам - резидентам разрешены для проведения в форме  наличной оплаты следующие валютные операции (часть 3 статьи 14 Закона 173-ФЗ):

передача иностранной  валюты или внешних ценных бумаг  в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;

дарение валютных ценностей  супругу и близким родственникам;

завещание валютных ценностей  или получения их по праву наследования;

приобретение и отчуждение в целях коллекционирования единичных  денежных знаков и монет;

перевод без открытия банковских счетов, иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долларов США;

покупка, обмен, замена денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств) у уполномоченного  банка или продажа уполномоченному  банку наличной иностранной валюты;

прием для направления  на инкассо в банки за пределами  территории Российской Федерации наличной иностранной валюты.

Все остальные расчеты  при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета  в уполномоченных банках.

Применить это положения  Закона 173-ФЗ не всегда удается. Например, пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ разрешены  операции, связанные с расчетами  в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при  реализации товаров и оказании услуг  пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.

Если Законом не разрешена  эта операция в наличной форме, то ее следует проводить только в  безналичной, например, с использование  карточного счета. Но те, кто был в этих магазинах знают, что магазины беспошлинной торговли принимают и наличные денежные средства. И магазины и покупатели нарушают валютное законодательство.

Будем надеяться, что урегулировать  эту и другие проблемы применения валютного законодательства поможет  представленный на рассмотрение в Государственную  Думу Законопроект, предусматривающий  внесение изменений в Закон № 173-ФЗ. Законопроектом в частности, предусматривается  разрешить осуществлять расчеты  без открытия счета между физическими  лицами - резидентами и магазинами беспошлинной торговли.

Кроме того, между резидентами  разрешены следующие операции:

между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных  с заключением и исполнением  договоров с нерезидентами о  передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого  в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам  страхования указанных грузов (пункт 4 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых через организаторов  торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета  прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством  Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

Проектом о внесении изменений  в Закон 173-ФЗ предполагается исключить  слова "выпущенными от имени Российской Федерации". Тем самым будут  разрешены валютные операции между  резидентами по внешним ценным бумагам, существующим на рынке ценных бумаг.

операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ);

Проектом о внесении изменений  в Закон 173-ФЗ предполагается исключить  слова "юридических лиц".

Тем самым такие валютные операции будут разрешены и физическим лицам - резидентам. операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 6 части 1 статьи 9 Закона 173-ФЗ).

Отметим, что эту операцию Закон 173-ФЗ не разрешает осуществлять в наличной форме. По мнению автора, это ограничивает возможности налогоплательщиков по уплате платежей в бюджет. Все  остальные валютные операции между  резидентами должны осуществлять между  собой только в рублях.

Обратите внимание, что  действующим Законом 173-ФЗ не предусмотрена  такая валютная операция как снятие с валютного счета денежных средств  и передача их сотруднику, например на командировочные расходы за пределами  РФ. В настоящее время организация - резидент может только выдать сотруднику сумму командировочных в рублях, с тем, чтобы он обменял их в  уполномоченном банке или как  вариант, использовать корпоративную  пластиковую карту.

Ситуацию исправить можно, если Государственная Дума примет предлагаемые изменения в Закон 173-ФЗ, которые  предусматривают, разрешение валютной операции в иностранной валюте при  возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой  за пределы территории Российской Федерации, а также при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной  командировкой.

Кроме этого проектом предполагается разрешить между резидентами  следующие валютные операции:

операций, связанных с  выплатой дохода и (или) погашением внешних  ценных бумаг;

операций, связанных с  расчетами и переводами при исполнении бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации в  соответствии с бюджетным законодательством  Российской Федерации;

операций, предусматривающих  расчеты и переводы для осуществления  деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных  представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

переводов физическими лицами - резидентами из Российской Федерации  в пользу физических лиц - резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных  за пределами территории Российской Федерации, в суммах, не превышающих  в течение одного операционного  дня через один уполномоченный банк эквивалента 5000 долларов США по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату списания денежных средств со счета физического лица - резидента.

Предлагаемые в Законопроекте  поправки к Закону № 173-ФЗ свидетельствуют  о положительной тенденции к  совершенствованию валютного законодательства и позволяют решить ряд проблем, возникающих при осуществлении  резидентами и нерезидентами  отдельных видов валютных операций.


Информация о работе Валютные операции между резидентами