Управление портфелем финансовых активов коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:50, доклад

Описание работы

Актуальность темы исследования. В современном казахстанском обществе роль коммерческих банков трудно переоценить, так как они являются неотъемлемой составляющей современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Цель и задачи исследования: 1. Уяснить сущностную характеристику регулирования деятельности естественных монополий и показать особенности его функционирования в экономиках стран мира; 2. Рассмотреть этапы законодательного обеспечения регулирования деятельности естественных монополий и провести анализ и оценку развития регулирования деятельности естественных монополий в Республике Казахстан; 3. Изучить проблемы, сдерживающие регулирование деятельности естественных монополий;

Файлы: 1 файл

диссертация 100.pptx

— 181.97 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 
  
УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО  БИЗНЕСА  
  
  
турекенов    Бахадыр   ЖЕНГИСБАЕВИЧ  
   
Управление  портфелем  финансовых  активов  коммерческих  банков  

Актуальность  темы

 

    • Актуальность темы исследования. В современном казахстанском обществе роль коммерческих банков трудно переоценить, так как они являются  неотъемлемой составляющей современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства.

Цель  и задачи исследования

 

1. Уяснить сущностную  характеристику регулирования деятельности  естественных монополий и показать  особенности его функционирования  в экономиках стран мира;

2. Рассмотреть  этапы законодательного обеспечения  регулирования деятельности естественных  монополий и провести анализ  и оценку развития регулирования  деятельности естественных монополий  в Республике Казахстан;

3. Изучить проблемы, сдерживающие регулирование деятельности  естественных монополий;

4. Обосновать  мероприятия по государственной  поддержке регулирования деятельности  естественных монополий

 

    • Объектом исследования диссертации являются субъекты естественных монополий в Республике Казахстан.

 

    • Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе реализации регулирования деятельности естественных монополий.

Научная новизна

 

1. На основе  сравнительного анализа предложены  мероприятия по привязке зарубежного  опыта антимонопольного регулирования  к существующей в Казахстане  практике антимонопольного регулирования.

2. На базе изучения  существующего механизма антимонопольного  регулирования в РК, выявлены  недостатки и предложены мероприятия  по его улучшению.

3. На основе  конкретных примеров был рассмотрен  механизм тарифообразования услуг  монополистов, и выявлены недостатки.

4. Предложены  и обоснованы направления и  пути модернизации антимонопольных  органов, формирование общей базы  данных, обеспечивающей беспрепятственный  доступ работников контролирующих  органов к требуемой информации  по регионам Казахстана.

Основные  недостатки регулирования деятельности естественных монополий РК

 

    • В регулировании естественных монополий, как и в других сферах есть свои и положительные и отрицательные стороны. История регулирования естественных монополий в Казахстане не настолько богата, как например в США или странах Европы. Резкий переход от плановой  экономики к рыночной модели сказался негативно на многих  сферах деятельности, в том числе и на естественных монополиях.

 

Основные  недостатки регулирования деятельности естественных монополий РК

 

 Моменты, которые не отражаются в «главном документе» по регулированию естественных монополий:

    • Закон не дает четкой спецификации прав собственности на имущество регулируемых  естественно монопольных сфер. Если они просто государственные предприятия, то это одна институциональная альтернатива, а если акционерные предприятия с контрольным государственным пакетом акций, то это уже другой институт, требующий своих специфических методов регулирования. Очевидно, что в Законе необходимо предусмотреть статьи, которые упорядочивали бы нормы распределения и защиты прав собственности в естественно монопольной сфере.
    • Закон не определяет возможные формы взаимодействия субъектов естественных монополий с технологически связанными, но юридически  и финансово независимыми контрагентами, функционирующими в конкурентном секторе; необходимо включить статью, предусматривающую возможность развития производственного кооператива.
    • Закон не выделяет и не определяет возможные формы проявления контрагентами оппортунистического поведения в естественно монопольной среде. На наш взгляд, для того, чтобы эффективно бороться с возможными злоупотреблениями экономических агентов, необходимо назвать возможные формы их проявления и предусмотреть за них реальные угрозы наказания.
    • Закон не содержит достоверных угроз для субъектов естественных монополий, нарушивших условия тарифообразования, качества предоставляемых услуг и т.д. Вернее в нем не отработан механизм обнаружения и наказания нарушителя, кроме установления компенсирующего тарифа, что, на наш взгляд, достаточно мягкая мера. Кроме того, Закон не содержит механизма обнаружения и достоверного наказания при получении субъектами естественных монополий теневых доходов.
    • Существует определенный юридический казус в самом противоречивом положении государственного регулирующего органа, который вынужден одновременно выражать интересы и естественных монополий, и потребителей. Определяя потребности населения в продукции (услугах) естественных монополий, государственные органы по ним устанавливают нормы для производителей и сами осуществляют контроль над их выполнением, т.е исполняют функции и закона, и судьи одновременно. При этом общегосударственные интересы не совпадают ни с индивидуальной эффективностью субъектов естественных монополий, ни с целью увеличения благосостояния населения. Для согласования общенациональных интересов с интересами субъектов естественных монополий, и рядовых потребителей, необходимо представительство этих интересов посредством четкой спецификации прав собственности.

Изношенность  основных фондов

Регулирование деятельности естественных монополий: тарифная политика на примере АО «АлматыЭнергоСбыт»

 

В настоящее время  прослеживается тенденция усиления регулирующей функции государства  в сфере деятельности субъектов  естественных монополий.  В отчете Агентства по Регулированию Естественных Монополий «Об итогах работы Агентства  за 2012 год и стратегических задачах  на 2013 год» определены основные направления  тарифной политики:

    • Инвестиционная привлекательность регулируемого сектора
    • Энергосбережение
    • Ресурсосбережение

 

Дифференцирование тарифов как метод экономии

Ставки тарифа на коммунальные услуги 2012-2013 год по регионам

Совершенствование антимонопольной политики

 

Стратегическим  направлением антимонопольной политики является работа по поддержанию и  формированию добросовестной конкуренции. Этому нередко мешают соглашения хозяйствующих субъектов, направленные на раздел рынка по территориальному или продуктовому признаку, на создание препятствий входа на рынок конкурентов, на проведение скоординированной ценовой  политики. Поэтому антимонопольная  политика включает и меры по пресечению подобных антиконкурентных действий. Вместе с тем остается актуальной проблема ограничения и пресечения монополистической деятельности.

 

Для Казахстана можно выделить три принципиальные возможности понижения степени  монополизации:

 

1 Прямое разделение  монопольных структур; 

2 Иностранная  конкуренция; 

3 Создание новых  предприятий.

 

Совершенствование деятельности Агентства по регулированию  естественных монополий

 

    • На сегодняшний день, необходимым является формирование интерактивной базы данных, обеспечивающей беспрепятственный доступ работников контролирующих органов к требуемой информации по регионам Казахстана.

Интерактивная база данных

 

Интерактивная база данных

 

Субъекты  естественных монополий

 

Агентство РК по регулированию естественных монополий

Заключение

 

Мировая практика доказала возможность формирования в современных условиях новых  моделей регулирования деятельности естественных монополий, которые позволяют  многократно повышать эффективность  использования ресурсов и создают  условия для процветания экономики.

Однако необходимо помнить, что Казахстан относительно недавно перешел к рыночным отношениям, и у нас существуют недостатки:

    • Высокая изношенность основных фондов.
    • Недостаточные инвестиций как со стороны государства, так и со стороны потенциальных инвесторов.
    • Потребители зачастую не экономят электроэнергию, воду, газ из-за низкой его стоимости.

На основе этих проблем можно предложить следующие  задачи:

    • Естественные монополии должны подвергаться жесткому государственному регулированию
    • Привлечение инвесторов.
    • Стимулирование населения к экономии потребления

    Спасибо за внимание!


Информация о работе Управление портфелем финансовых активов коммерческих банков