Управление кредитными операциями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью данной работы являлись исследование всех аспектов управления кредитными операциями и анализ эффективности кредитных операций коммерческого банка.
Для достижения этой цели в работе решались следующие задачи:
определение сущности и характеристика видов кредитных операций;
рассмотрение целесообразности управления кредитными операциями;
оценка эффективности различных методов управления кредитными операциями;
проведение анализа управления кредитными операциями на примере конкретного коммерческого банка;
рассмотрение рисков, связанных с кредитованием предприятий и методов снижения их влияния на кредитную деятельность банка;
разработка рекомендаций по повышению эффективности управления кредитными операциями.

Файлы: 1 файл

Диплом Лесбанк.doc

— 1.09 Мб (Скачать файл)

При так называемом «совершенном» хеджировании банк полностью избегает убытков, но и не получает никакой прибыли, в противном случае возможна лишь частичная компенсация рисков.

В качестве хеджирования - с точки зрения воздействия на кредитора - может рассматриваться посредничество по кредитам, так в данном случае активные и пассивные балансовые позиции однозначно сопоставимы и соответствуют друг другу относительно размеров, процентных ставок и сроках, а в случае непогашения кредита банк-посредник не обязан к выплате по соответствующим пассивам. Однако, так как при подобных операциях инициатива по противопоставлению риска непогашения кредита шансам на прибыль по контрпозиции исходит не от кредитора, а является характеристикой посреднического кредита, такая операция не представляет собой мероприятия по компенсации риска согласно вышеприведенному определению. 

Отсюда можно сделать вывод, что компенсация рисков кредитных операций банка путем хеджирования невозможна. Однако подобные мероприятия имеют большое значение в сфере международного кредитования, если для рефинансирования кредитором заключается «контрсделка», соответствующая исходной по валюте, сумме и срокам. Такие меры служат в большей степени защите от валютных рисков при кредитовании.

Еще одним из методом снижения рисков является организация работы с проблемными кредитами. Несмотря на элементы страхования, которые банки включают в свои программы кредитования, некоторые кредиты неизбежно переходят в разряд проблемных. Обычно это означает, что заемщик не произвел своевременно один или более платежей или что стоимость обеспечения по кредиту значительно снизилась. Несмотря на то, что каждый проблемный кредит имеет свои особенности, всем им присущи определенные общие черты, которые говорят банкиру о том, что возникли определенные трудности (Приложение 5):

1. Необычные или необъяснимые  причины задержки предоставления  финансовой отчетности, осуществления платежей или прекращения контактов с работниками банка.

2. Любое неожиданное изменение заемщиком методов расчета амортизации, взносов по пенсионным планам, оценки товарно-материальных запасов, начисления налогов или расчета прибыли.

3. Реструктурирование задолженности или отказ от выплаты дивидендов, изменение кредитного рейтинга заемщика.

4. Неблагоприятные изменения  цены на акции заемщика.

5. Наличие чистых убытков  в течение одного или нескольких  лет, измеренных с помощью показателей доходности активов, доходности капитала или прибыли до уплаты процентов и налогов.

6. Неблагоприятные изменения  структуры капитала заемщика (показателя соотношения акционерного капитала и долговых обязательств), ликвидности (коэффициент "критической" оценки) или деловой активности (например, соотношения объема продаж и товарно-материальных запасов).

7. Отклонение объема фактических  продаж или потока наличности от планируемых при подаче кредитной заявки.

8. Неожиданные и необъяснимые  изменения в размере остатков  на счетах клиента.

Что должен делать банкир в случае, если кредит становится проблемным? Зарубежные эксперты по разработке планов по возврату кредитов - процессу возмещения средств банка в случае возникновения проблемной ситуации - предлагают следующие основные шаги:

  1. Всегда помнить о цели разработки подобных планов - максимизации шансов банка получить полное возмещение своих средств.
  2. Крайне важными являются быстрое выявление и объявление о возникновении любых проблем, связанных с кредитом; обычно задержка только ухудшает ситуацию.
  3. Отделить ответственность по разработке подобных планов от функции кредитования для того, чтобы избежать возможных столкновений интересов у конкретного кредитного инспектора.
  4. Кредитные инспектора должны как можно быстрее обсудить с проблемным заемщиком возможные варианты решения проблемы, особенно в части сокращения расходов, увеличения потока наличности и улучшения контроля со стороны менеджеров. Данная встреча должна предваряться анализом проблемы и возможных причин ее возникновения, а также выявлением особых проблем (в том числе наличия других кредиторов). После определения степени риска для банка и наличия всех необходимых документов (особенно претензий на залог, предоставленный клиентом, отличных от претензий со стороны банка) должен быть разработан предварительный план действий. 
  5. Оценить, какой суммой средств нужно располагать для взыскания проблемного кредита (в том числе оценить продажную цену активов и размеры депозитов).
  6. Сотрудники, занимающиеся возвратом кредитов, должны изучить налоговые декларации и судебные иски для того, чтобы выяснить, имеет ли заемщик другие неоплаченные долговые обязательства.
  7. Нужно рассмотреть все разумные альтернативы для погашения проблемного кредита, в том числе заключение нового, временного соглашения, если возникшие проблемы являются по своей природе краткосрочными, либо разработать способы увеличения потока наличности клиента (например, снижение расходов или выход на новые рынки) или вливания нового капитала в предпринимательскую фирму. Другие возможности предполагают поиск дополнительного обеспечения, наличие второй подписи или гарантий, реорганизацию, слияние или ликвидацию фирмы, заполнение заявления о банкротстве.

Естественно, наиболее приемлемым вариантом всегда является такой пересмотр условий кредитного договора, который дает и банку, и его клиенту шанс возобновить нормальную деятельность. Даже при наличии серьезных проблем с кредитным договором у банка подобных проблем может не быть у клиента. Это означает, что в случае правильно разработанного кредитного договора неразрешимые проблемы возникают редко. Однако неправильно составленный кредитный договор может усугубить финансовые проблемы заемщика и послужить причиной невыполнения обязательств по кредиту.

Таковы основные стратегии активной политики управления кредитными рисками. Хочется подчеркнуть, что основной идеей в исследовании этого вопроса в работе является систематический подход, необходимость которого очевидна, когда речь идет о таких комплексных проблемах как кредитные риски. В банковской практике управляющие (это касается в первую очередь контроллинговых подразделений) обязаны иметь четкое представление как о структуре специфических кредитных рисков, так и о методах управления ими. Только в этом случае можно говорить о способности банка держать характерные для него риски под постоянным контролем.

Таким образом, банк должен определить все возможные риски, которые могут быть связаны с каждым кредитом и выработать меры по их снижению.

 

Глава II. Анализ эффективности управления кредитными операциями коммерческого банка

(на примере ОАО АКБ «Лесбанк»)

 

2.1. Краткая характеристика банка ОАО АКБ «Лесбанк».

Акционерный коммерческий банк развития лесной промышленности (открытое акционерное общество) ОАО АКБ "Лесбанк" был создан в 1991 году, имеет Генеральную лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций, является членом SWIFT. В 1998 году состав акционеров Банка изменился, в банк пришла новая команда менеджеров. В настоящее время ОАО АКБ "Лесбанк" - самостоятельная и независимая организация, не входящая в состав какого-либо холдинга.

Банк динамично развивается, валюта баланса выросла за последний год почти в 2 раза.

Банк является универсальной кредитной организацией, обслуживающей все виды бизнеса без какой-либо отраслевой привязки или предпочтения.

Клиенты банка - более 1 500 юридических лиц - крупные предприятия промышленности и машиностроения, пищевики, издательские дома, организации сфер науки и культуры и др.

Учет индивидуальных особенностей клиента, гибкость, оперативность, надежность - принципы клиентской политики Банка.

ОАО АКБ "Лесбанк" - надежный финансовый партнер растет и развивается вместе со своими клиентами.

Уставный капитал Банка сформирован в сумме 240.909.130 рублей и разделен на 2.409.059 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 100 рублей каждая и общей номинальной стоимостью 240905900 рублей, что составляет 99,999% от уставного капитала банка и 1.615 привилегированных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 2 рубля каждая и общей номинальной стоимостью 3230 рублей, что составляет 0,001% от уставного капитала банка.

(глава 4 Устава Банка, утвержденного внеочередным Общим собранием акционеров Протокол N14(31) от 27.09.2002г.) акции банка за пределами Российской Федерации не обращаются.

По структуре уставный капитал банка сформирован за счет обыкновенных акций, принадлежащих государственным предприятиям и организациям, за счет обыкновенных акций, принадлежащих негосударственным организациям, за счет средств физических лиц, а также за счет привилегированных акций, принадлежащих физическим лицам в соответствии с ниже приведенной таблицей:

Тыс. руб.

Структура уставного капитала

На 2000г. Протокол Совета банка б/н

На 2001г. Протокол Совета банка б/н

На 2002г. Протокол Совета банка б/н

На 2003г. Протокол Совета банка б/н

На 2004г. Протокол Совета банка б/н

На 2005г. Протокол Совета банка б/н

Обыкновенные акции, принадлежащие государственным организациям

5

5

5

5

5

5

Обыкновенные акции, принадлежащие негосударственным организациям

29901

64582

238082

236079

236079

236079

Обыкновенные акции, принадлежащие

0

1319

2819

4822

4822

4822

Привилегированные акции, принадлежащие физическим лицам

3

3

3

3

3

3


 

Анализ ликвидности, достаточности капитала, на основе данных о выполнении экономических нормативов, позволяет определить устойчивость банка, т.е. способность банка в динамичных условиях рыночной среды противостоять внешним и внутренним негативным факторам, обеспечивать надежность вкладов юридических и физических лиц, защищать интересы акционеров и своевременно выполнять свои обязательства по обслуживанию клиентов.

При проведении аудита бухгалтерской отчетности Банка за 2004 год аудитором было уделено особое внимание соответствию проводимых Банком операций действующему законодательству Российской Федерации. При проверке аудитором были рассмотрены операции по формированию Уставного и других фондов, дана юридическая оценка документам, определяющим деятельность Банка, а так же операции на межбанковском рынке, рынке ценных бумаг. В рамках специальных аудиторских заданий были рассмотрены также кредитные операции, формирование финансовых результатов и правомерность отнесения доходов и расходов по активно-пассивным операциям Банка с точки зрения правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности. Проверенная годовая отчетность во всех существенных аспектах подготовлена в соответствии с законодательством и нормативными актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета, подготовки бухгалтерской отчетности, и принятыми принципами ведения бухгалтерского учета в РФ. Достоверность баланса, отчета о прибылях и убытках, данных о движении денежных средств и сведений о выполнении основных требований, установленных нормативными актами Банка России, подтверждена.

Согласно Уставу, Банк может осуществлять следующие банковские операции:

- привлекать денежные средства  физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

- размещать указанные в предшествующем  абзаце настоящего пункта привлеченные  средства от своего имени и  за свой счет;

- открывать и вести банковские  счета физических и юридических  лиц;

- осуществлять расчеты по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

- инкассировать денежные средства, векселя, платежные и расчетные  документы и осуществлять кассовое  обслуживание физических и юридических лиц;

- покупать и продавать иностранную валюту в наличной и безналичной формах;

- привлекать во вклады и размещать  драгоценные металлы;

- выдавать банковские гарантии;

  • осуществлять переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Банк помимо перечисленных выше банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

- выдавать поручительства за  третьих лиц, предусматривающих  исполнение обязательств в денежной форме;

- приобретать права требования  от третьих лиц исполнения  обязательств в денежной форме;

Информация о работе Управление кредитными операциями