Управление капиталом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 20:53, контрольная работа

Описание работы

Собственный капитал банка представляет собой совокупность различных по назначению полностью оплаченных элементов, обеспечивающих экономическую самодеятельность, стабильность и устойчивую работу банка. Обязательным условием для включения в состав собственного капитала тех или иных средств является их способность выполнять роль страхового фонда для покрытия непредвиденных убытков, возникающих в процессе деятельности банка, позволяя тем самым банку продолжать проведение текущих операций в случае их появления.

Содержание работы

1. Собственный капитал банка: понятие, структура и функции, источники формирования. Управление собственным капиталом коммерческого банка
1.1. Собственный капитал банка и его структура 3
1.2. Функции собственного капитала банка 5
1.3. Источники формирования капитала банка 7
1.4. Стратегия и направления эффективности управления и использования собственного капитала банка 10
2. Процедура рассмотрения кредитной заявки. Этапы кредитования. Кредитная документация
2.1. Рассмотрение кредитной заявки 13
2.2. Разрешение кредита 17
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Организация деят-ти коммерч. банка.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

6) Неиспользованная прибыль прошлых лет и текущего года является элементом собственного капитала до ее распределения общим собранием участников банка. После ее распределения часть прибыли в соответствии с политикой банка, направленная на увеличение резервного капитала и фондов накопления, обеспечивает прирост собственного капитала.

7) Под субординированным кредитом понимается привлеченный кредитной организацией кредит или депозит, который одновременно отвечает следующим условиям:

- срок привлечения не менее пяти лет;

- договор содержит положение 6 невозможности, его досрочного расторжения;

- условия предоставления не имеют существенных отличий от рыночных условий предоставления аналогичных кредитов;

- кредит (депозит) погашается в случае банкротства кредитной организации после полного удовлетворения требований всех иных кредиторов;

- в договор о субординированном кредите, а также в дополнительные соглашения к нему не включаются положения, изменяющие вышеперечисленные условия. Субординированный кредит включается в расчет капитала после подтверждения главным территориальным управлением соответствия заключенного договора требованиям, установленным Банком России. [3, с. 69]

1.4. Стратегия и направления эффективности управления и использования собственного капитала банка

Под стратегией управления собственным капиталом банка следует понимать ключевые направления достижения уровня адекватности капитала, необходимого для реализации корпоративной миссии банка.

Можно выделить три типа стратегии управления собственным капиталом банка:

1. Стратегия управления, основной  упор в которой делается на  обеспечение максимальной отдачи  капитала, то есть на максимизацию  прибыли при поддержании ликвидности: прибыль > ликвидность.

2. Стратегия управления, в которой  предпочтение отдается поддержанию  ликвидности при заданной норме  прибыли: ликвидность > прибыль.

3. Стратегия, в которой ликвидность  и прибыль уравновешены:

ликвидность = прибыль.

Этапы управления капиталом банка заключаются в следующем:

- разработка общего финансового  плана;

- определение величины  капитала, необходимого банку с  учетом его целей, предполагаемых  новых услуг, условий государственного  регулирования;

- определение величины капитала, который можно привлечь за счет внутренних источников;

- оценка и выбор наиболее  подходящего к потребностям и  целям банка источников капитала. [4, с. 215]

Планирование собственного капитала должно осуществляться на основе общего финансового плана. Планированию капитала предшествуют разработки по определению темпов роста активных операций банка и их структуре, т.е. составляется прогнозный баланс активных операций. На следующем этапе определяются необходимые источники финансирования активных операций, прогнозируется размер и источники привлеченных средств (депозитные и недепозитные), оценивается состав активов по степени риска, исходя из стратегии банка. Эти данные являются необходимой исходной базой для составления плана доходов банка с учетом различных сценариев движения процентных ставок и прогнозируемого уровня непроцентных доходов и затрат. На основе прогноза выплаты дивидендов определяется вероятный размер внутренне генерируемого капитала, т.е. сумма прибыли, которая может быть направлена на прирост собственного капитала. Исходя из планируемого роста активов, рассчитывается необходимая величина капитала, привлекаемого за счет внешних источников. 
 Источники прироста собственного капитала традиционно делятся на внутренние (прибыль, переоценка фондов) и внешние (выпуск акций, капитальных долговых обязательств (облигаций)).

Соотношение между этими источниками нередко определяется размером банка и его стратегией. Крупные банки, имеющие доступ к национальным и международным финансовым рынкам, имеют возможность выпускать обыкновенные, привилегированные акции или облигации для поддержания непрерывного роста своей деятельности. У небольших банков такие возможности ограничены. Они, как правило, не могут привлечь инвесторов из-за отсутствия соответствующей репутации, более низкого уровня платежеспособности. Кроме того, небольшие по размеру выпуски ценных бумаг плохо реализуются на открытом рынке, их размещение связано с большими издержками и рисками. Поэтому небольшим банкам больше приходится полагаться на внутренние источники наращивания собственного капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Процедура рассмотрения кредитной заявки. Этапы кредитования. Кредитная документация

2.1. Рассмотрение кредитной заявки

Организация банковского кредитования включает в себя (помимо формирования кредитной политики и определения системы мер, способных ее реализовать) рассмотрение заявки (заявления) клиента о выдаче ему кредита, принятие уполномоченными лицами и органами банка соответствующего (положительного либо отрицательного) решения, подготовку и заключение кредитного договора, процессы выдачи кредита, его сопровождения, возврата (погашения), а также контроля на всех этапах.

Основанием для начала всей многогранной работы в рамках кредитной операции является поступление в банк кредитной заявки от клиента. В ней должны содержаться как минимум следующие сведения: цель кредита; размер кредита; срок кредита; предполагаемое обеспечение; источники погашения кредита; краткая характеристика заемщика, информация о видах его деятельности и деловых партнерах.

Заявка юридического лица должна быть оформлена на бланке организации либо на листе обычной бумаги, заверенном ее печатью, и подписана лицами, уполномоченными совершать кредитные операции.

Заявка подается в операционное подразделение банка, в секретариат, либо непосредственно в кредитное подразделение банка. [5, с. 307]

Следующий этап работы над заявкой – этап переговоров с заявителем. В зависимости от специфики организации-заявителя, характера заявки, предполагаемого обеспечения и иных обстоятельств (включая в первую очередь содержание кредитной политики банка на текущий период) переговоры с потенциальным заемщиком могут проводиться работниками, в том числе экспертами, разных подразделений банка (кредитного, юридического, экономической безопасности, валютного, казначейства и др.) либо последовательно, либо одновременно. Заявитель должен быть готов ответить на любые вопросы, касающиеся общих сведений о своей организации и ее деятельности, в том числе на следующие:

    • продукция и услуги, которые организация предлагает на рынке;
    • основные финансово-экономические характеристики заявителя (валюта баланса, объемы продаж, среднемесячные поступления на счета, доля на рынке, себестоимость продукции, уровень цен на производимую продукцию, проводимая ценовая политика);
    • основные поставщики и покупатели;
    • каналы и способы реализации продукции (услуг).

Обязательно последуют и уточняющие вопросы об испрашиваемом кредите, такие, например, как:

    • назначение кредита;
    • желательные параметры и условия кредита (вид и форма кредита, сумма, график предоставления средств, сроки, проценты);
    • источники и график погашения долга;
    • вид обеспечения, его оценка и ликвидность;
    • правовая чистота имущества, предлагаемого в обеспечение (кто его собственник, требуется ли разрешение какого-либо лица или органа);
    • способы хранения предлагаемого имущества, возможные издержки его хранения в течение предполагаемого срока действия кредитного договора;
    • другие ликвидные активы, которыми располагает клиент и которые могли служить обеспечением кредита. [6, с. 204]

Будут заданы также вопросы об отношениях с другими банками:

    • клиентом каких еще банков является организация;
    • обращался ли заявитель за кредитом в другие банки;
    • каков опыт работы потенциального заемщика на рынке кредитных ресурсов (наличие непогашенных, просроченных кредитов, дисциплина исполнения условий кредитных договоров и т.п.) и т.д.

Если в процессе переговоров будет выяснено, что нецелесообразно продолжать рассматривать заявителя в качестве лица, которому в принципе можно было бы выдать требуемый кредит (в том числе по причине того, что сотрудничество с данным лицом не соответствовало бы кредитной политике банка), то ему необходимо дать мотивированный отказ. Если, наоборот, у работников банка сложилось благоприятное мнение о возможности продолжения работы над заявкой, то они должны предложить заявителю представить для анализа необходимые документы в соответствии с перечнем.

Документы, необходимые для решения вопроса о предоставлении кредита (примерный перечень):

1. Юридические документы (в обязательном порядке):

1) устав либо учредительный договор  и устав, либо только учредительный  договор (в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица), нотариально заверенные;

2) свидетельство (решение) о государственной регистрации;

3) карточка образцов подписей  и печати (ф. 0401026), заверенная нотариально;

4) документ, подтверждающий полномочия  конкретного лица выступать от  имени организации и подписывать  кредитные договоры (документ о  назначении лица на должность  либо доверенность).

2. Бухгалтерская отчетность (в обязательном порядке):

5) баланс (ф. № 101), заверенный налоговым  органом по месту регистрации  организации;

6) отчет о финансовых результатах  и их использовании (ф. № 102), а  также справка к ф. № 102;

7) другие формы квартальной отчетности за последние 2 даты;

8) отчетность за последний год  с приложениями;

9) расшифровки структуры дебиторской  и кредиторской задолженности (в  форме справок с указанием основных дебиторов и кредиторов и сроков погашения задолженностей);

10) справки о полученных кредитах  и займах либо копии кредитных  договоров (договоров займа), действующих  на дату представления заявки  на кредит;

11) справки о выданных поручительствах (с приложением копий договоров);

12) копии выписок из расчетных и текущих счетов заемщика, заверенные обслуживающим банком (банками).

3. Технико-экономическое обоснование (бизнес-план) использования кредита. В нем следует отразить:

- содержание хозяйственной операции, которую имеется в виду кредитовать;

- цели и предполагаемые направления использования кредитных средств;

- сроки и объемы выпуска (приобретения) продукции (услуг), себестоимость и  цену продукции, рынки сбыта, предполагаемые  объемы реализации;

- прогноз суммы чистой прибыли  организации на период действия кредитного договора.

4. Документы кредитуемой хозяйственной операции:

1) договоры на покупку необходимых  ценностей (с надлежаще оформленными  приложениями и дополнениями, из  которых ясны состав приобретаемых  ценностей, условия их поставки, используемые формы расчетов);

2) документация, разрешающая проведение  сделок, связанных с кредитуемой  операцией (лицензии, сертификаты экспортных  квот, сертификаты качества, соответствия, гигиенические сертификаты и  т.д.);

3) договоры на реализацию конечной  продукции кредитуемой операции;

4) другие договоры, необходимые  для проведения кредитуемой операции (например, с транспортными организациями).

5. Дополнительная информация о заемщике, в том числе:

• аудиторское заключение (для АО обязательно);

• рекламные проспекты и публикации в средствах массовой информации;

• сведения от деловых партнеров заемщика.

6. Документы об обеспечении кредита.

Следующий этап работы банка – этап детального анализа кредитной заявки на основании документов, предоставленных заявителем, и экспертных заключений подразделений и служб самого банка. Такой анализ состоит из следующих шагов:

• анализ полноты и достоверности документов заемщика;

• анализ информации о заемщике;

• общий анализ финансово-хозяйственной деятельности заемщика;

• анализ кредитуемой хозяйственной операции;

• анализ обеспеченности кредита;

• оценка кредитоспособности (лимита кредитования) заемщика;

• установление рейтинга заемщика. [7, с. 105]

2.2. Разрешение кредита 

При положительном результате анализа кредитной заявки вопрос о предоставлении кредита (особенно крупного или нестандартного по каким-либо иным параметрам) может быть вынесен на заседание кредитного комитет банка. В этом случае кредитному комитету необходимо представить пакет документов, в который, как правило, включают:

Информация о работе Управление капиталом