Учет кредитования физических и юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей кредитования физических и юридических лиц и их учета на примере ОАО «Сбербанк РФ». Для достижения заданной цели были поставлены для выполнения следующие задачи:
- рассмотреть сущность, виды и механизм кредитования физических лиц.;
- изучить понятие и особенности кредитования юридических лиц;
- рассмотреть организационную характеристику ОАО «Сбербанк РФ»;
-рассмотреть порядок учета кредитов, предоставленных физическим лицам;
- провести анализ кредитования физических лиц ОАО «Сбербанк РФ»;
-рассмотреть порядок учета кредитов, предоставленных юридическим лицам;
- провести анализ кредитования юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»;
- рассмотреть проблемы кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»;
- предложить пути совершенствования кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ».

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава І. Теоретические основы кредитования физических и юридических лиц…………………………………….5
1.1. Сущность, виды и механизм кредитования физических лиц……….….5
1.2. Понятие и особенности кредитования юридических лиц………………9
Глава ІІ. Учет и анализ кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»……………………………………11
2.1. Организационная характеристика ОАО «Сбербанк РФ»……………...11
2.2.Характеристика счетов и порядок учета кредитов, предоставленных физическим лицам…………………………………14
2.3. Анализ кредитования физических лиц ОАО «Сбербанк РФ»………...19
2.4.Порядок выдачи и учета кредитов, предоставленных юридическим лицам…………………………………………………25
2.5. Анализ кредитования юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»………29
Глава ІII. Направления совершенствования кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»………31
3.1. Проблемы кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»…………………………………………32
3.2. Пути совершенствования кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ»…………………………………33
Заключение…………… ………………………………………………………39
Список использованных источников ………………………………………..41

Файлы: 1 файл

Учет кредитования физических и юридических лиц на примере Сбербанка Рф.курсовая 4курс..doc

— 504.00 Кб (Скачать файл)

Дт 40702, 30102, 20202

Кт 70601

Если дата начала периода начисления и дата получения  начисленных % приходится на разные месяцы, то в последний рабочий месяца начисленные за истекший месяц % отражаются:

Дт 47427 «Требования по получению %»

Кт 70601 

7.В момент фактической уплаты ежемесячно:

Дт 40702, 30102, 20202

Кт 47427

 

Пример. Взят кредит сроком на 4 года в сумме 150 тыс.руб. Дышековой А.А.

 

Дт

Кт

Выдача

45507810860000314550

30301810060002196033

Начисление %

47427810360000470788

Отнести на доходы

70601810560001115000

Погашение

47427810360000470788

30302810360002196033

30302810360002196033

70601810560001115000

47427810360000470788

45507810860000314550


 

 

2.5. Анализ кредитования юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ».

 

ОАО «Сбербанк  РФ» особо рекомендует клиентам использовать консервативный подход к прогнозированию и долгосрочным планам развития бизнеса. Он так же призывает клиентов, испытывающих или предвидящих финансовые трудности, обсудить их  как можно раньше — вместе будет гораздо легче найти их решение, не доводя ситуацию до критической.

В этих условиях банк будет придерживаться следующих приоритетов в кредитовании юридических лиц:

  1. Поддержка следующих отраслей и секторов экономики:
    • отрасли, гарантирующие удовлетворение ежедневных и самых необходимых жизненных потребностей населения (розничные сети, аптеки и т. д.);
    • отрасли, выполняющие жизнеобеспечивающие функции (электро- и водоснабжение, транспорт и т. д.);
    • малый бизнес;
    • сельское хозяйство;
  2. Поддержка существующих клиентов и выполнение Банком уже взятых на себя юридических обязательств по кредитованию в рамках заключенных договоров, поддержка заемщиков Банка.
  3. Кредитование оборотных средств и текущих потребностей бизнеса клиентов.

Основным направлением деятельности Банка в сфере предоставления кредитных услуг   в первом  квартале  2011  года  оставалась,  прежде  всего,  реализация  мер,  направленных  на  повышение  эффективности  реализации  действующих  кредитных  продуктов.

На рис. 2.7. представлены данные о динамике кредитного портфеля банка.

Как видим с рис. 2.7., портфель кредитов клиентам увеличился на 13,7% в 2010 году в связи с ростом объема кредитования как физических, так и юридических лиц на фоне растущего спроса.

Рис. 2.7. Динамика кредитного портфеля Сбербанка.

 

Кредитный портфель корпоративных клиентов в декабре увеличился на 94 млрд руб. до 4 766 млрд руб. За месяц банк предоставил российским предприятиям около 640 млрд руб., что явилось максимальным показателем за последние два года. Совокупный объем выдачи кредитов за 2010 год превысил 4,35 трлн руб., в то время как в 2009 году было выдано около 4 трлн руб. Банк практически удвоил темпы роста кредитного портфеля по сравнению с предыдущим годом: 12,2% в 2010 году против 6,7% в 2009 году – рис. 2.8.

Как видим с  рис. 2.8., в 2009 году в структуре кредитования юридических лиц коммерческое кредитование и специализированное кредитование занимали приблизительно одинаковые части  – 52% и 48% соответственно, а в 2010 году часть специализированного кредитования еще снизилась к 44%.


 

 

 

 

 

 

   Рис. 2.8. Структура портфеля кредитов юридическим лицам.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава ІII. Направления совершенствования кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ».

3.1. Проблемы  кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ».

 

Сбербанк России, несмотря на сложные условия и существенно возросшую нагрузку на Банк, его сотрудников и инфраструктуру, продолжает свою деятельность в полном объеме, предоставляя все виды услуг постоянным и новым клиентам, физическим и юридическим лицам, предприятиям крупного, малого и среднего бизнеса, работающим во всех отраслях экономики.

Сложные экономические  условия вызывают необходимость  изменения кредитной политики Банка. Эти условия характеризуются следующими факторами:

  • недостаток ликвидности в экономике, как у банков, так и у предприятий;
  • кризис доверия в экономических отношениях (компании, банки, физические лица);
  • низкая доступность кредитов и их повышенная стоимость из-за возросших рисков («кредитное сжатие»);
  • снижение платежеспособного спроса как со стороны физических, так и со стороны юридических лиц;
  • значительное падение цен как на товары, сырье и материалы, так и на активы (недвижимость, ценные бумаги, предприятия);
  • повышенные колебания курсов всех валют.

По оценкам экспертов Сбербанка России, этот период будет длиться до полутора-двух лет.

Исходя из этого, Сбербанк особо рекомендует клиентам использовать консервативный подход к прогнозированию и долгосрочным планам развития бизнеса.

Банк также призывает клиентов, испытывающих или предвидящих финансовые трудности, обсудить их с нами как можно раньше — вместе будет гораздо легче найти их решение, не доводя ситуацию до критической.

Если же критическая ситуация все же возникнет, Сбербанк России сделает все для того, чтобы и клиент, и Банк вышли из нее с наименьшими потерями.

 

3.2. Пути  совершенствования кредитования физических и юридических лиц ОАО «Сбербанк РФ».

 

Осознавая особую ответственность перед акционерами  и вкладчиками в это сложное время, ОАО «Сбербанк РФ» вводит в 2011 году дополнительные меры по эффективному управлению рисками:

  1. изменение критериев устойчивости бизнеса клиентов применительно к деятельности в сложных условиях;
  2. усиление обеспеченности кредитов:
    • достаточными и своевременными денежными потоками от операционной деятельности заемщика;
    • операционной доходностью бизнеса;
    • залогами ликвидных активов;
    • гарантиями/поручительствами государства или собственников бизнеса;
  3. повышение уровня и качества контроля со стороны ОАО «Сбербанк РФ» за ответственным поведением собственников и менеджмента путем введения дополнительных условий и ограничений на деятельность заемщика, в том числе:
    • снижение лимита максимальной долговой нагрузки;
    • введение дополнительных ограничений по смене контроля над бизнесом;
    • расширение перечня событий, влекущих досрочное истребование задолженности Банком;
    • более четкое определение критериев кросс-дефолта по обязательствам клиента перед другими кредиторами.

Для этого усиливает  внимание:

  • к источникам погашения и их надежности;
  • к уровню текущей ликвидности клиента;
  • к уровню долговой нагрузки;
  • к качеству и ликвидности обеспечения;
  • к адекватности финансовых планов и действий заемщиков относительно резко изменившихся внешних условий;
  • к консервативности подходов в прогнозах платежеспособности клиентов;
  • к мониторингу ссудной задолженности для ранней диагностики потенциальных проблем у заемщиков.

  Основным недостатком оценки кредитоспособности Сбербанка является ориентация на финансовый анализ заемщиков. При этом не учитываются нефинансовые показатели, которые тоже оказывают значительное влияние на кредитоспособность заемщика.

На сегодняшний  день проблема оценки кредитоспособности заемщика становится все актуальнее. Высокий процент риска невозврата кредита в российских банках приводит к сильному подорожанию кредита. Долги неплательщиков ложатся на плечи добросовестных заемщиков банка. Некоторые банки даже отказываются от выдачи беззалоговых потребительских кредитов, чтобы уменьшить риск возможных потерь.

Если же банк планирует разворачивать масштабную программу, то для того чтобы преуспеть на рынке в условиях постоянного ужесточения конкуренции и, как следствие, сокращения доходности, необходимо искать пути сокращения операционных расходов и минимизации рисков.

Обязательным  условием здесь будет правильное построение механизма, который будет  осуществлять эту деятельность. Образно  говоря, нужно создать своеобразный конвейер, состоящий из определенного  количества сотрудников, взаимодействующих  с заемщиками и между собой по определенным четко обозначенным правилам и алгоритмам. В число таких алгоритмов входят методики анализа заявок и принятия решений о выдаче кредита.

Используемую  банком технологию оценки заемщиков  физических лиц предлагается модернизировать  следующим образом (рис.3.1.).

 

Рис. 3.1. Модернизированная схема проведения оценки заемщика физического лица Сбербанком.

 

Система должна состоять из двух аналитических блоков: блока анализа данных и блока принятия решений.

В блоке анализа  системы осуществляется анализ данных о заемщиках банка, о выданных кредитах и истории их погашения. Блок анализа необходимо дополнить  следующими запросами:

1) получаемые  доходы (используя базу банных Пенсионного фонда РФ);

2) имеющаяся  недвижимость, земельные участки,  их площадь и месторасположение  (используя базу данных Бюро  технической инвентаризации и  департамента Юстиции);

3) наличие автотранспорта, его возраст (база данных ГБДД);

4) подтверждение данных о регистрации (несмотря на предъявление паспорта, т. к. данные о регистрации могут быть фальшивыми – база данных ПВС);

5) привлечение  данных специализированных кредитных  бюро (необходимость которых в  банковском ритейле очевидна) о  наличии срочных и погашенных кредитов в других банках.

Подобные запросы  должны осуществляться на договорной основе, в режиме реального времени, в максимально быстрые сроки.

Конечно, на первых порах функционирования модернизированной  системы проверки данных затраты  банка на проведение такой операции увеличатся. Но по мере налаживания системы обмена информацией и снижения кредитного риска банк будет получать ощутимую отдачу.

В процессе анализа  данных о заемщиках и кредитах применяются различные математические методы, которые выявляют в них факторы и их комбинации, влияющие на кредитоспособность заемщиков, и силу их влияния. Обнаруженные зависимости составляют основу для принятия решений в соответствующем блоке.

Блок принятия решений используется непосредственно  для получения заключения системы автоматизированного банковского ритейла о кредитоспособности заемщика, о возможности выдачи ему кредита, о максимально допустимом размере кредита. С данным блоком работает сотрудник банка, который либо вводит в него анкету нового заемщика, либо получает ее из торговой точки, где банк осуществляет программу потребительского кредитования.

Предлагаемые  подходы совершенствования организации  процесса кредитования индивидуальных заемщиков на этапе оценки их кредитоспособности позволят унифицировать процедуру, на этой основе ускорить и удешевить ее, получить более точный и обоснованный результат, что в итоге снизит риски кредитования, обеспечит необходимую стабильность работы банка и заданный уровень доходности.

Сейчас основным инструментом оценки кредитоспособности заемщиков в российских банках остаются скоринговые системы. Но скоринг пропускает значительное количество неблагонадежных клиентов. В то же время скоринг может не только пропустить в банк «плохого» заемщика, но и отвергнуть «хорошего».

Для пробного тестирования  можно приобрести для Сбербанка  новый революционный программный  продукт HR1-Кредит израильской компании Nemesysco, предназначенный для выявления  заемщиков с высоким риском невозврата кредита.

К группе высокого риска относятся заемщики, которые:

  • в момент обращения за кредитом, знают, что они не намерены выплачивать кредит.
  • в момент обращения за кредитом знают, что у них нет возможности выплачивать кредит.
  • сознательно лгут при тестировании в отношении своей кредитной истории за последние два года.

HR1-Кредит - это полностью автоматизированная система тестирования, которая за 10 минут осуществит проверку потенциального заемщика, а так же оценит кредит. Работа системы проверки заемщика HR1-Кредит основана на запатентованной технологии SENSE.

Информация о работе Учет кредитования физических и юридических лиц