Учет депозитных операций банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить особенности организации, оформления и учета депозитных операций с юридическими лицами, а также порядок начисления и учета процентов по привлеченным денежным средствам в кредитных организациях.

Содержание работы

Введение………………………………………………….…………………….3
Раздел 1. Теоретические основы формирования депозитной политики в кредитной организации……………………………………………………………………5
1.1 Нормативно-правовое регулирование депозитных операций………………………………………………………..………….5
1.2 Содержание депозитного договора, права и ответственность сторон. Виды и режимы счетов, открываемых в банке клиентам…………………………………………………………….…….7
1.3 Основные принципы депозитной политики…………………………………………………………………..9
1.4 Зарубежный опыт проведения депозитных операций……………………………………………………….…….…...11
Раздел 2. Организация и порядок учета депозитных операций с юридическими лицами в кредитной организации………………………………………………………………....14
2.1 Деятельность ОАО «Россельхозбанка» по привлечению депозитов…………………………………………………………….…..14
2.2 Документальное оформление депозитных операций……………………………………………………….……..….19
2.3 Учет депозитов юридических лиц……………………………………………………………………..…21
2.4 Учет процентов по депозитным операциям……………………………………………………….…….…23
Заключение………………………………………….……………………....28
Список литературы………………………………………………………………..…30

Файлы: 1 файл

Учет депозитных операций в банке.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Режим работы данных счетов регулируется соответственно договором  банковского счета и договором корреспондентского счета. На этих счетах оседают временно свободные средства хозяйствующих субъектов, бюджетов и бюджетных организаций, а также банков-корреспондентов по совершении операций, связанных с обслуживанием их деятельности.

 

 

    1. Основные принципы депозитной политики

 

Основной целью депозитной политики Банка является привлечение оптимального объема денежных ресурсов (по срокам и по валютам), необходимого и достаточного для работы на финансовых рынках, при условии обеспечения минимального уровня издержек.

Депозитная политика Банка тесно связана с кредитной  и процентной политикой Банка, являясь  одним из элементов банковской политики в целом.

Депозитная политика Банка формируется с выделением следующих шагов:

  • постановка цели и определение задач депозитной политики;
  • выделение соответствующих подразделений, участвующих в реализации депозитной политики, распределение полномочий сотрудников Банка;
  • разработка необходимых процедур и технических порядков проведения банковских операций, обеспечивающих привлечение ресурсов;
  • организация контроля и управления в процессе осуществления банковских операций, направленных на привлечение ресурсов (Приложение Б) [21, c. 70]

При формировании депозитной политики учитываются следующие  специфические принципы:

  • принципы обеспечения оптимального (с учетом последующего получения доходов от размещения ресурсов) уровня издержек;
  • принцип безопасности проведения депозитных операций и поддержания надежности работы Банка.

Соблюдение перечисленных  принципов позволяет Банку сформировать как стратегические, так и тактические направления в организации депозитного процесса, обеспечив тем самым эффективность и оптимизацию депозитной политики.

Депозитная политика банка предусматривает:

  • проведение анализа депозитного рынка;
  • определение целевых рынков для минимизации депозитного риска;
  • минимизацию расходов в процессе привлечения денежных средств;
  • оптимизацию управления депозитным портфелем Банка с целью поддержания требуемого уровня ликвидности Банка, повышения его устойчивости.

            Реализация депозитной политики Банка осуществляется в ходе проведения конкретных банковских операций, перечисленных выше, позволяющих привлекать денежные средства [21, c. 73]

Основным принципом  работы банка в ходе проведения депозитных операций является обеспечение требуемого для нормального функционирования Банка объема ресурсов, достигаемое при минимальных затратах на их покупку.

Основной принцип достигается  благодаря диверсификации портфеля привлекаемых денежных ресурсов по источникам их привлечения и структуре, привязке объемов и структуры этих ресурсов (по валюте и по срочности) к объемам и структуре активов.

Обязательным требованием  при определении возможных условий привлечения ресурсов является предварительный анализ возможных направлений расходования привлекаемых ресурсов с оценкой финансовых результатов и структурных изменений в результате предполагаемых банковских операций.

С целью привлечения  средств хозяйствующих субъектов  и граждан в свой оборот банки  разрабатывают и осуществляют целый  комплекс мероприятий. Так, прежде всего важным средством конкурентной борьбы между банками за привлечение ресурсов является процентная политика, ибо величина дохода на вложенные средства служит существенным стимулом к помещению клиентами своих временно свободных средств во вклады (депозиты).

 

    1. Зарубежный опыт проведения депозитных операций

 

Сравнивая процентные ставки по депозитам в России (где годовая  процентная ставка варьирует от 7% до 14,5%) и за рубежом, можно отметить, что в США по банковскому вкладу можно получить 1,75% годовых. В Швейцарии прибыль составит в среднем 3—4%. доход от депозитов в Европе редко превышает 5%. Российские финансисты нередко рискуют своим капиталом, получая более высокую прибыль. Иностранцы сдержанны в выборе тактики. Многие эксперты считают, что, как только российские банки будут опускать планку, многие начнут уходить к иностранцам.

«Я не согласен, что  все перебегут в иностранные  банки. Все-таки пока доходность у нас  все равно остается выше. Правда, иностранцы выигрывают по надежности», — считает А. Милюков [25, c. 62]

Доверие к иностранным банкам заставляет людей пожертвовать высокими процентами. Но открыть счет в зарубежном банке не так просто. Многие устанавливают очень высокий «входной» барьер для вкладчиков из-за рубежа. Если вы задумали хранить по ту сторону границы 1000 долларов, вам, скорее всего, откажут. Начинать взаимоотношения с иностранцами приходится, как правило, с 10 тыс. у. е.

Есть и еще одна неприятная «оборотная сторона» стабильности. Очень часто в случае досрочного снятия денег со счета клиентам западных банков приходится платить довольно внушительные штрафы и неустойки (1 - 5% от суммы, находящейся на счете). Обслуживание счета в зарубежном банке может стоить от 30 до 1500 долл. в год. Кроме того, с вкладчика-нерезидента могут взять плату за открытие счета — от 100 до 400 у. е. Но такие ограничения компенсируются выгодными предложениями, которых нет в российских банках. За рубежом существуют так называемые индексируемые депозиты, когда вкладчику предлагается некий минимальный гарантированный доход – 1 - 2% годовых. Остальная прибыль будет зависеть от ситуации на фондовом или валютном рынке (может достигать 8—12%).

В ближайший год ситуация вряд ли резко поменяется. Тем, кто  идет в банк, чтобы приумножить  капитал, лучше выбирать российских финансистов [25, c. 64-65]

Таким образом, для привлечения средств во вклады кредитные организации стали широко использовать зарубежный опыт, в частности они осуществляют:

  • разработку различных программ по привлечению средств населения;
  • предоставление клиентам-вкладчикам различного рода услуг, в том числе и небанковского характера (например, элементов медицинского обслуживания;
  • подписку на периодические издания экономической литературы; абонементов на экскурсионное обслуживание в музеях и т.д.);
  • проведение широкой открытой рекламы по привлечению клиентуры;
  • использование «тихой» целевой рекламы (по почте, телефону);
  • использование высокой процентной ставки по вкладам инвестиционного характера;
  • выплату постоянным вкладчикам премии «за верность банку».

Важное значение для  вкладчиков имеет доступность информации о деятельности кредитных операций и о тех гарантиях, которые они могут дать. Решая вопрос о размещении имеющихся у него свободных средств, каждый кредитор должен быть достаточно информирован о финансовом состоянии банка, чтобы самому оценить риск будущих вложений. В этом неоценимую помощь вкладчикам и инвесторам могут оказать рейтинговые оценки деятельности банков специальных агентств и бюро [25, c. 66]

Исходя из вышеизложенного  в первом разделе, сделаем выводы.

Депозитными операциями называются операции банков по привлечению  денежных средств юридических и  физических лиц во вклады либо на определенные сроки, либо до востребования.

Основной целью депозитной политики Банка является привлечение оптимального объема денежных ресурсов (по срокам и по валютам), необходимого и достаточного для работы на финансовых рынках, при условии обеспечения минимального уровня издержек.

 

Раздел 2. Организация и порядок учета  депозитных операций с юридическими лицами в кредитной организации

 

2.1 Деятельность ОАО  «Россельхозбанка» по привлечению  депозитов

 

ОАО «Россельхозбанк» - специализированный коммерческий банк, 100% акционерного капитала находятся в Федеральном агентстве  по управлению федеральным имуществом (Росимущество). Полное наименование Открытое Акционерное Общество "Российский Сельскохозяйственный банк" (далее Россельхозбанк).

ОАО «Россельхозбанк» учрежден Государственной корпорацией «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» 21.01.2000 г.

ОАО «Россельхозбанк» имеет сеть в 78 филиалов и 1300 дополнительных офисов. По данным «Интерфакс-ЦЭА», банк на 01 января 2009 года занимал девятое место среди банков России по размеру активов (236,4 млрд. руб.), двенадцатое место – по собственному капиталу (19,2 млрд. руб.), двадцать первое место – по прибыли до налогов (2,69 млрд. руб.) [30]

Приоритетным направлением деятельности ОАО «Россельхозбанка»  является работа с населением в области  привлечение вкладов. В этой сфере  у банка устойчивые позиции благодаря  эффективному сочетанию качества расчетных услуг с возможностями по управлению накоплениями. Вкладчики ОАО «Россельхозбанка» могут выбрать наиболее удобную схему защиты и приумножения своих накоплений.

Юридическим лицам и  индивидуальным предпринимателям ОАО  «Россельхозбанк» предлагает размещение временно свободных денежных средств в рублевые и валютные депозиты (Приложение В) [30]

За 2009 год объем привлеченных вкладов населения вырос на 92% и достиг 44 млрд. рублей. Даже в период обострения финансового кризиса  фиксировался ежемесячный прирост вкладов. По итогам 2009 года прирост средств на депозитах и счетах юридических лиц составил 34 млрд. рублей.

Кроме того, Банк предлагает Управляющим компаниям Негосударственных  пенсионных фондов размещать в срочные  депозиты средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений.

Все депозиты ОАО «Россельхозбанка»  характеризуются гибкими сроками, рыночными процентными ставками и возможностью выбора периодичности  выплаты процентов – ежемесячно, ежеквартально или в конце  срока. Возможен индивидуальный подход к установлению процентных ставок.

Одним из важных достижений 2009 года стала выработанная единая культура взаимоотношений с клиентами – атмосфера доброжелательного сотрудничества, которая поддерживается во всех подразделениях и позволяет Банку сохранить имидж слаженного, четко работающего механизма.

Результат этой напряженной  работы – значительный прирост числа  клиентов – юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей с 73 тыс. до 110 тыс., (рисунок 1) или на 51%, а физических лиц – с 351 тыс. до 799 тыс. или на 127% (рисунок 2).

 


Рисунок 1 - Динамика прироста клиентов юридических лиц с 01 января 2009 года по 01 января 2010 года (тыс. руб.) [30]

 

Основу клиентской базы Банка составляют:

- производители сельскохозяйственной  продукции, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства граждан;

- предприятия, занимающиеся  хранением и переработкой сельскохозяйственной  продукции, в том числе сельскохозяйственные  потребительские кооперативы;

- предприятия – трейдеры, осуществляющие внутренние и экспортно-импортные операции с товарами сельскохозяйственной номенклатуры;

- предприятия и организации,  обеспечивающие техническую поддержку  сельскохозяйственного производства;

- сельские жители [11]


Рисунок 2 - Динамика прироста клиентов физических лиц с 01 января 2009 года по 01 января 2010 года, (тыс. руб.)

Благодаря созданной в Банке  системе комплексного обслуживания клиентов, объем клиентских ресурсов увеличился за год в 2,2 раза и составил на конец года 88,5 млрд. руб.

Совокупные остатки на депозитных и расчетных счетах юридических  лиц на конец 2009 года составили 66,1 млрд. руб., увеличившись за год в 2,7 раза.

Динамичные рост остатков на депозитных и расчетных счетах юридических  лиц наблюдается на протяжении последних 5 лет (рисунок 3), что свидетельствует о росте доверия клиентов к Банку, улучшении качества их обслуживания и расширении видов предлагаемых инструментов размещения. В 2009 году введены в действие новые депозитные продукты для юридических лиц:

- «Динамичный» - срочный депозит  с пополнением;

- «Удобный» - срочный депозит  с расходными операциями;

- «Оперативный» - срочный депозит  с пополнением и расходными  операциями.

Стабильная динамика роста депозитов  юридических лиц сохранилась также в течение всего 2009 года. Объем депозитов, размещенных в Банке юридическими лицами, увеличился с 11,9 млрд. руб. на начало года до 34,6 млрд. руб. на 01.01.2010 год [30]

Благодаря долгосрочному сотрудничеству с рядом страховых компаний, конкурентным процентным ставкам и сложившейся высокой репутации Банка как надежного финансового института была привлечена значительная сумма ресурсов страховщиков в различные по срокам банковские депозиты.

 


Рисунок 3 - Средства юридических лиц на текущих счетах и срочных депозитах за 5 лет, (млн. руб.) [30]

 

На ближайшую перспективу основные задачи клиентской политики Банка сводятся к следующему:

Информация о работе Учет депозитных операций банка