Теория инфляции. Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение инфляционного процесса в России и методов борьбы с ней (антиинфляционной политики).
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
•определить, что подразумевается под словом «инфляция»;
•рассмотреть некоторые виды инфляции;
•рассмотреть, как она влияет на цены и безработицу и, каким образом ее можно определить;
•рассмотреть методы регулирования инфляции;
•просмотреть расчеты инфляции на будущее.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Инфляция
1.1 Что такое инфляция?
1.2 Основные теории инфляции
1.3 Рост цен и покупательная сила
1.4 Бюджетная теория инфляции
Глава 2. Антиинфляционная политика
2.1 Методы регулирования инфляции
2.2 Инфляция в цифрах и расчеты на будущее
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсач ДКБ.rtf

— 425.55 Кб (Скачать файл)

Под функциональными экономическими системами автор понимает совокупность институтов и институциональных организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических параметров и индикаторов. Всякое отклонение от заданных показателей устойчивости должно служить толчком к немедленной мобилизации многочисленных механизмов, обеспечивающих восстановление утраченного равновесия.

Значения самих показателей, большинство из которых имеют количественные параметры, можно разделить на три категории: оптимальное; пороговое; критическое. На основании анализа экономического опыта можно выделить следующие основные параметры функциональной экономической системы по регулированию уровня инфляции, которые необходимо поддерживать на определенном уровне:

  • оптимальным параметром можно считать годовой уровень инфляции в размере 2%-3%, что позволяет поддерживать устойчивый экономический рост;
  • при годовом уровне инфляции в 5-10 % сохраняется возможность поддержания относительно стабильных темпов роста экономики;
  • пороговым параметром можно считать уровень инфляции в 20-30%, при котором может начаться замедление темпов экономического роста;
  • если годовое увеличение индекса цен превышает 40%, то экономический рост, как правило, прекращается - это критическое значение данного показателя;
  • при годовом уровне инфляции свыше 100% начинается спад промышленного производства и снижение стоимости ВВП.

Структурообразующими элементами ФЭС по регулированию уровня инфляции являются инструменты денежно-кредитной политики центральных банков или аналогичных им учреждений. Наиболее активно используются инструменты, образующие функциональную экономическую систему по регулированию уровня инфляции, которую можно условно изобразить в виде следующей абстрактной схемы (функциональная экономическая система по регулированию уровня инфляции):


Политика процентной ставки или ставки рефинансирования центральных банков. В современной рыночной экономике основным и наиболее эффективным инструментом регулирования денежной массы и инфляционных процессов является политика процентной ставки или ставки рефинансирования, под которые Центральный банк или аналогичное ему финансовое учреждение предоставляют кредиты коммерческим банкам. Обычно ставка рефинансирования ниже рыночных ставок и служит ориентиром для коммерческих банков. Изменение ставки позволяет Центральному банку проводить политику «дорогих» или «дешевых денег».

В мировой практике учетная ставка, с точки зрения коммерческих банков - это издержки избыточных резервов.

Поэтому, когда национальный банк понижает эту ставку, он поощряет коммерческие банки к получению ссуд. Соответственно, кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег. Снижение процентных ставок стимулирует предпринимательскую деятельность, инвестиционный процесс и тем самым экономический рост.

В случае достаточно низкой инфляции изменение процентной ставки может использоваться в целях стимулирования роста денежной массы в экономике, что приводит к ее оживлению, способствует переориентации инвестиционных потоков с государственных бумаг на фондовый рынок. Для этих целей производится понижение уровня процентных ставок.

В свою очередь, повышая учетную ставку, национальный Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что уменьшает объем выдаваемых банками кредитов и, соответственно, предложение денег. С точки зрения движения мирового капитала высокая учетная ставка может быть инструментом привлечения иностранного капитала в форме так называемых «горячих денег», как правило, для краткосрочных спекулятивных операций.

Политика обязательных резервов. Составным элементом данной ФЭС и мощным инструментом кредитно-денежной политики особенно в условиях высокой инфляции является изменение резервной нормы отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР).

В мировой практике изменение норм обязательных резервов не относится к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. В современной экономике ФОР как инструмент кредитно-денежной политики выполняет следующие функции:

  • создание структурного недостатка ликвидности в банковской системе;
  • повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы со стороны банков;
  • определение верхнего предела роста денежной массы;
  • ограничение волатильности ставок денежного рынка.

Как показывает международный опыт, даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег. Поэтому для простой корректировки предложения денег резервную норму, как правило, не меняют, а используют лишь в крайних случаях.

Необходимо обратить внимание на зависимость менаду нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом экономики, которая носит характер обратной пропорциональности, то есть, чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем, соответственно, ниже темпы роста цен.

Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато снижением деловой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы, что, в свою очередь, является тормозом развития банковской системы и одной из предпосылок для возникновения ее общего кризиса.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации предлагает сохранить существующую методику, когда за точку отсчета берется декабрь месяц предыдущего года, а ежемесячные показатели роста цен суммируются в рамках календарного года. Министерство финансов России предлагает перейти на скользящий метод подсчета инфляции, при котором месячный индекс роста цен рассчитывается относительно аналогичного показателя предыдущего года

 

2.2 Инфляция в цифрах и расчеты на будущее

 

В период с 2000 по 2004 г. в результате проведения последовательной политики по сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2% до 10,0%. В 2005 г. правительство прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось, и он составил 10,9%.

 

Таблица 1 - Динамика среднегодового уровня инфляции в России

Годы

Инфляция (%)

2000

20,2

2001

18,6

2002

15,1

2003

12

2004

10

2005

10,9


 

В ближайшие годы в России следует ожидать сохранения относительно высоких (по сравнению с другими странами мира) годовых темпов инфляции (7%-8%), поскольку не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования уровня внутренних цен.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденной Правительством РФ в январе 2006 г., поставлена задача добиваться снижения уровня инфляции с 7,0 - 8,5% в 2006 г. и 6,0 - 7,5% в 2007 г., до 5,0 - 6,0% в 2008 г., 5,0 в 2009 г. и 3,0% в 2010 году .

Однако следует отметить, что в 2006 г. существуют значительные риски превышения целевых ориентиров по инфляции, зафиксированных в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы). При инерционном тренде развития рост индекса потребительских цен в России в 2006 г. может превысить 10%.

Анализ изменения учетной ставки в России в период с 1990 по 2006гг. говорит о том, что реального воздействия на уровень инфляции и стимулирование экономического роста этот инструмент покане оказывает.

В начале 1998 г., в связи с нарастанием кризисных явлений в финансовой сфере, правительство вынуждено было пойти на повышение учетной ставки до 50%. Однако эта мера уже не могла предотвратить финансовый коллапс, который произошел в августе 1998 г. В результате учетная ставка была вновь резко увеличена до 150%.

В середине 1999 г. ставку удалось снизить до 60%. С этого времени наметилась устойчивая тенденция к постепенному понижению указанного показателя. За период с 1999 по 2005 г. ставку рефинансирования удалось снизить до 12%.

В России ставка рефинансирования до сих пор остается более индикатором, чем регулятором уровня инфляции. Ставка рефинансирования не является инструментом денежно-кредитной политики и непосредственно не влияет на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. Изменение ставки влияет лишь на размер штрафов и пеней, которые в соответствии с налоговым кодексом привязаны к ставке Центрального банка.

В настоящее время Банк России пытается придерживаться политики соотношения ставки рефинансирования и темпов инфляции. Если учесть, что годовой уровень инфляции в России в период с 2006 по 2008 гг. планируется сократить примерно до 6-7%, а в экономике сохранится тенденция к росту, то теоретически можно предположить, что ставка рефинансирования в 2006-2008 годах может быть понижена до 5-6%.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Высокая инфляция подрывает экономические основы общества. Сохранение на протяжении последних лет высоких темпов инфляции формирует высокие инфляционные ожидания, которые носят инерционный характер, формируют высокую склонность населения к потреблению.

В последние годы, несмотря на процесс стабилизации, и некоторого укрепления внутреннего валютного курса рубля по отношению к американскому доллару и другим свободно-конвертируемым валютам, в экономике России сохраняется значительный инфляционный потенциал. Затянувшаяся инфляция в России является следствием неудачной и неэффективной общей экономической политики, не обеспечивающей роста экономики, а примитивный зажим денежной массы дает лишь временный эффект снижения инфляции.

Для борьбы с инфляцией необходимо разработать и реализовать комплекс мероприятий, сочетающий меры денежно-кредитной политики и государственной политики по стимулированию экономического роста, структурной политики и социальной политики.

Прежде всего, необходимо преодолеть межведомственные разногласия и определиться с методикой подсчета роста цен.

В целях более объективного отражения ситуации с ростом цен в экономике целесообразно рассчитывать инфляцию не только по росту потребительских цен, но и по росту оптовых цен.

На мой взгляд, будет лучше, если Центральный банк Российской Федерации, так же как и Европейский центральный банк, будет действовать по принципу установления целевого уровня инфляции.

Вообще, «Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

Под термином «устойчивость» подразумевается способность сохранять равновесие. Критерием равновесия для валюты служит ее платежеспособность, т.е. уровень установленных в этой валюте цен на товары и услуги. Данное положение дает нам основание полагать, что главной функцией Банка России должно стать поддержание стабильности цен. Под стабильностью цен следует понимать уровень инфляции не превышающий 2 процента в год.

Следует вести жесткий контроль за соответствием денежных агрегатов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции. При этом денежно-кредитная политика Банка России должна исключать механистический подход к контролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса. Все остальные функции Банка России должны реализовываться только при соблюдении этой первой заповеди. Данное положение необходимо закрепить в законодательном порядке, то есть внести изменения в Закон о Центральном банке Российской Федерации.

Основные направления и параметры единой государственной денежно-кредитной политики должны разрабатываться Правительством Российской Федерации и также в законодательном порядке утверждаться как минимум на три года.

Необходимо изменение акцентов в сложившихся ориентирах денежно-кредитной политики, использование всех ее инструментов для борьбы с инфляцией и создания условий экономического роста.

В частности, ставка рефинансирования должна стать эффективным инструментом политики и оказывать непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. В перспективе этот показатель так же как в США, Европейском сообществе и многих других странах должен стать ключевым ориентиром, индикатором и регулятором финансового рынка.

Политика Банка России по вопросу обязательного резервирования должна быть направлена на приближение к общемировым нормам и стандартам. Главное, чтобы размеры и порядок формирования обязательных резервов не были существенным ограничителем кредитных возможностей коммерческих банков.

Информация о работе Теория инфляции. Антиинфляционная политика