Теоретические основы банковских операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:18, реферат

Описание работы

Банк является юридическим лицом, которое занимается банковской деятельностью, направленной на извлечение прибыли.
Сущность банковской деятельности проявляется в таких важнейших функциях банка как аккумулирование средств, трансформация ресурсов и посредничество в платежах. Результат деятельности банка есть банковский продукт, который создается трудом персонала банка, носит в основном нематериальный характер и отражается в безналичной форме путем записей по счетам. Банковский продукт создается с использованием банковских операций и услуг.

Файлы: 1 файл

11.docx

— 30.97 Кб (Скачать файл)

1.Теоретические основы банковских операций

 

1.1 Банковские  услуги и операции и их классификация.

   

    Банк является юридическим лицом, которое занимается банковской деятельностью, направленной на извлечение прибыли.  
Сущность банковской деятельности проявляется в таких важнейших функциях банка как аккумулирование средств, трансформация ресурсов и посредничество в платежах. Результат деятельности банка есть банковский продукт, который создается трудом персонала банка, носит в основном нематериальный характер и отражается в безналичной форме путем записей по счетам. Банковский продукт создается с использованием банковских операций и услуг.

   Банковская  услуга – это банковские операции и сделки, направленные  на удовлетворение потребностей клиента в услугах банка и  на  получение  банком платы за них [1, с.11].

   Также банковскую  услугу можно определить как результат банковской операции, т.е. итог или полезный эффект банковской операции (целенаправленной трудовой деятельности сотрудников банка), состоящий в удовлетворении заявленной клиентом потребности (в кредите, в расчетно-кассовом обслуживании, в гарантиях, в покупке/продаже ценных бумаг, иностранной валюты) [2, с.276].

   Отличительные свойства  банковской услуги:

     1) Абстрактность.  Концепция абстрактности  имеет   две  стороны. Во-первых, банковские  услуги  неосязаемы:  их  нельзя  ощутить материально, увидеть  и  оценить  до  тех   пор,  пока  клиент  их  не  получит. Причина этого заключается  в том, что услуги как таковые  не имеют материальной основы. В связи с этим потребители  проявляют повышенное внимание  к видимым элементам обслуживания  – банковскому оборудованию, внешнему  виду обслуживающего персонала,  банковской символике и всему  тому, что может дать косвенную  информацию относительно характера  и качества оказываемых банком  услуг. Во-вторых, особенностью банковских  услуг  является  их  сложность   для восприятия. В отличие от  многих других видов  услуг,  обслуживание в банке требует  от потребителей определенного  культурного и образовательного  уровня.

     2) Неотделимость  услуги от источника. Услуга  не существует отдельно от  того, кто ее оказывает. В последнее  время, по мере роста, уровня  развития  и  технического  оснащения современной  банковской  системы  источником  банковских  услуг все более становятся  машины, у клиентов появилась   возможность  отдавать  распоряжения банку  через  электронные  каналы  (банкоматы,   модемная   связь). Однако персональный контакт и сейчас остается необходимым условием для получения многих банковских услуг, прежде всего, сложных индивидуализированных, требующих высокой квалификации [3, с.19].

     3) Непостоянство  качества услуг. Хотя многие  банковские учреждения предлагают  клиентам сходный или даже  одинаковый набор услуг, тем  не  менее, абсолютной идентичности  банковских продуктов не достигается.  Прежде всего, это относится  к неавтоматизированным услугам,  которые предполагают интенсивное  общение клиентов с банковскими  сотрудниками, имеющими разный уровень  технических и коммуникационных  навыков, по-разному относящихся  к работе.

     4) Несохраняемость банковских услуг. Банковские услуги не могут храниться, их нельзя «заготовить впрок».  Цена  на них постоянно меняется,  и процент может быть различен в разные дни недели и даже в разное время суток. Поэтому в периоды пикового спроса важно заранее планировать, что будет предпринимать банк для того, чтобы не было очередей: привлекать дополнительных работников из других отделов, стимулировать обращение в банк в другое время или пользоваться средствами автоматизации.

     5) Договорной характер банковского обслуживания. Оказание абсолютного большинства банковских услуг предполагает заключение между их производителем и потребителем гражданско-правовых договоров (хотя это может и не до конца осознаваться клиентом – как при помещении средств во  вклад) [1, с.46].

     6) Связь банковских  услуг с деньгами. Оказание основных  банковских услуг связано с  использованием денег в различных  формах и качествах (деньги  предприятий, деньги коммерческих  банков, деньги Центрального банка  в  форме наличности и так  далее). А ко всему, что связано  с деньгами, люди относятся с  особенным вниманием. Это ставит  деятельность банка в зависимость  от доверия клиентов и требует  усилий, направленных на укрепление  этого доверия.

     7) Протяженность  акта купли-продажи во времени  придает особое значение доверительному  характеру взаимоотношений банка  и клиента. В самом деле, например, при открытии счета клиент  доверяет банку свои деньги  и вступает в сделку, течение  которой для  него  изначально  неконтролируемо.

     8) Вторичность  удовлетворяемых потребностей. Финансовые  потребности, удовлетворяемые банковскими  услугами, являются вторичными, производными  от первичных производственных  и личных потребностей, то есть потребности, удовлетворению которых могут способствовать банковские услуги, весьма многообразны. Это могут быть как производственные потребности, так и личные (начиная от удовлетворения физиологических потребностей за счет доходов от активов, находящихся на депозитных счетах  или  в  трастовом управлении банка, обеспечение безопасности денег и других ценностей посредством хранения их на вкладе или в банковском сейфе, и кончая удовлетворением потребности в общественном признании и приобретение социального статуса путем обслуживания в «престижном» банке, пользования «золотой» или «платиновой» кредитной карточкой) [4, с.73].

     Таким образом,  сущность банковской услуги выражается  в экономических отношениях, участниками   которых являются банк и его  клиент, посредством и по поводу  движения денег. Цель банковской  услуги  –    удовлетворение  финансовых потребностей и получение  прибыли. 

    В условиях, когда банки предоставляют в основном одинаковые, традиционные услуги, качество этих услуг становится важным инструментом конкурентной борьбы банков за клиентов, а также предоставление услуг на новой технологической основе. Качество банковской услуги – это совокупность ее свойств, элементов, обеспечивающих удовлетворение уже сформировавшихся (установленных) и ожидаемых (потенциальных) потребностей клиентов. При этом требования к качеству банковской услуги выражаются в виде установленных или предполагаемых потребностей пользователя услуг в виде количественных и качественных характеристик.

  Потребности клиента в банковских услугах удовлетворяются путем совокупности отдельных операций, в которых участвуют клиент и банк.

   Банковские операции – операции, направленные на решение задач банков, т.е. отражающие банковскую деятельность. Банковские операции, как правило, связаны с движением специфического товара – денег. 

   Банки могут осуществлять операции за свой счет, но проводят главным образом за счет привлеченных ресурсов и исполняют их от имени банка. Это могут быть операции, собственные для банка, например приобретение имущества, образование фондов банка, оплата труда, выплата дивидендов, участие в качестве учредителей других юридических лиц и др. Но основные операции банки проводят для клиентов (юридических и физических лиц).

   В условиях рыночной экономики все операции банка можно классифицировать следующим образом:

  • Пассивные;
  • Активные;
  • Посреднические;
  • Другие.

  Под пассивными банковскими операциями понимаются операции, направленные на привлечение денежных средств, драгоценных металлов и (или) драгоценных камней банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями. [5]

  Пассивные операции могут осуществляться в трёх формах:

  1. Формирование собственных средств банка, к которым относятся Уставный фонд, резервный, страховые фонды, а также нераспределённая прибыль.

   Уставный фонд является амортизатором при совершении активных операций, и при неблагоприятных последствиях этих операций банк будет отвечать по претензиям вкладчиков и кредиторов за счёт уставного фонда. Национальный банк устанавливает минимальный размер собственных средств для действующего банка. Уставный фонд формируется путём взносов учредителей или выпуска акций.

   Резервный фонд создаётся путём ежегодных отчислений от прибыли до достижения этим фондом размера предусмотренного уставом банка. При достижении этого размера отчисления в фонд прекращаются либо резервный фонд присоединяется к Уставному фонду и его формирование начинается по-новому. Используется резервный фонд для покрытия убытков от активных операций, а также для выплаты дивидендов по привилегированным акциям в случае недостатка прибыли или наличия убытка.

   Страховые фонды могут создаваться на цели и в размерах, предусмотренных Уставом банка.

  1. Формирование заемных средств. Сюда относятся кредиты, получаемые коммерческими банками от других банков и Национального банка. Обычно эти кредиты используются для оперативного регулирования ликвидности балансов банка, а также для выдачи кредитов неожиданным выгодным заемщикам.
  2. Формирование привлечённых средств. Основной формой привлечения ресурсов в мировой банковской практике являются депозитные операции. За счёт них формируется около 80-90% всех ресурсов банка.              С помощью первой формы пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов - собственные ресурсы. Собственные ресурсы, имея выраженную правовую основу и функциональную определенность, являются финансовой базой развития банка. Они позволяют осуществлять компенсационные выплаты вкладчикам и кредиторам в случае возникновения убытков и банкротства банков; поддерживать объем и виды операций в соответствии с задачами банков.

     Следующие две формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов - заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы. Привлеченные средства банков покрывают свыше 90% всей потребности в денежных ресурсах для осуществления активных операций, прежде всего кредитных.

  Основную часть привлеченных средств составляют депозиты, которые подразделяются на вклады до востребования, срочные и сберегательные вклады.

   Активные операции  коммерческого банка означают  использование от своего имени  привлеченных и собственных средств для получения соответствующего дохода.

   В ходе использования средств, привлекаемых коммерческими банками от своей клиентуры, других банков, с денежного и финансового рынков, а также собственных ресурсов банка, в целях получения прибыли банки производят различного рода вложения (инвестиции), совокупность которых и составляет их активные операции. При этом, хотя основной целью коммерческих банков является получение прибыли, они не могут вкладывать все средства только в высокодоходные операции (как, например, кредитование клиентуры), поскольку при совершении активных операций такие банки одновременно должны обеспечивать своевременный возврат привлеченных средств их владельцам за счет поддержания определенного уровня ликвидности, разумно распределять риски по видам вложений, соблюдать различные законодательные нормы, предписания и указания органов банковского контроля, а также требования кредитной политики правительства своей страны.

  Активные операции коммерческого банка можно разделить на четыре крупные группы:

    • Кредитные операции (или ссуды);
    • Инвестиции в ценные бумаги;
    • Кассовые операции;
    • Прочие активы. [6, с.286]

  Активные операции  осуществляются коммерческими банками  с целью получения прибыли  при одновременном поддержании  необходимого уровня ликвидности  банка и оптимального распределения  рисков по отдельным видам  операций. Необходимость соблюдения  данных требований заставляет  банки размещать часть своих  активов во вложения, не приносящие  дохода.

  Кроме того, потребность  во всестороннем обеспечении  и развитии деятельности банка  требует и наличия таких активных  статей, как банковские здания  и оборудование, инвестиции в  филиалы и т.д. Таким образом,  по выполняемым задачам активные  операции банка можно подразделить  на две группы:

    • операции, направленные на поддержание ликвидности банка на определенном уровне;
    • операции, направленные на получение банковской прибыли.

  К первой группе  относятся:

- средства в кассе банка;

- остатки на корреспондентском  счете в центральном банке;

- средства на счетах  и вкладах в других банках.

   При этом, хотя некоторые из перечисленных вложений и приносят банкам определенный доход, основной причиной их наличия является необходимость поддержания общей ликвидности банка на соответствующем уровне, тогда как доход по ним служит хотя и существенным, но второстепенным фактом.

   Ко второй группе  относятся:

- кредитование физических  и юридических лиц;

- инвестиции в ценные  бумаги;

- инвестиционные проекты;

- валютные дилинговые  операции.

  Операции банков по кредитованию компаний и фирм по своей сути не могут считаться ликвидным размещением средств и осуществляются банками исключительно в целях получения прибыли на разнице в процентных ставках между привлечением и размещением средств.

  Особого внимания заслуживают активные операции коммерческих банков в сфере международного кредита. Хотя большинство подобных операций совершается ими с другими банками или под их гарантию, степень ликвидности и риски по этим операциям варьируются довольно существенно - от высоколиквидных операций с незначительным риском (например, кредитование экспортных операций под гарантии крупных банков при одновременном государственном страховании рисков) до операций с высокой степенью риска и низкой ликвидностью (финансовые кредиты развивающимся странам, испытывающим серьезные финансовые трудности).

Информация о работе Теоретические основы банковских операций