Сущность, структура, функции кредитной системы РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения; через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия.
Кроме того, банки существуют не каждый сам по себе, а образуют сложную структуру с огромным количеством внутренних и внешних связей. Эта структура называется банковской системой государства.

Файлы: 1 файл

Понятие кредитной системы и её структура.docx

— 103.42 Кб (Скачать файл)

Следующей проблемой является зависимость между валютной структурой выдаваемых кредитов коммерческими  банками РК и ценами на нефть. При  снижении цены на нефть происходит повышение удельного веса кредитов в иностранной валюте. Эта зависимость  стала практически зеркальной после  изменения в сентябре 2007 года правил кредитов. Суть изменения заключается  в том, что теперь кредиты выдаваемые в тенге, но с привязкой к курсу  доллара, учитываются как кредиты  в иностранной валюте.

 

 

Что объясняется высокой  зависимостью развития нашей экономики  от конъюнктуры на мировых рынка  сырьевых товаров, высоким уровнем  долларизации и концентрацией банковских кредитов в отдельных отраслях промышленности и к тому же в рамках ограниченного  числа предприятий.

Большой проблемой сегодня  является задержка возврата ссуд клиентами  банка, а то и вовсе не возврат. К сожалению, не возврат кредита  сегодня стал частым явлением.

Нельзя не указать такой  недостаток в отечественной банковской практике как экономическое несовершенство кредитных договоров.

Кредитные договора не содержат действенных мер по предотвращению просрочки платежа по основному  долгу и процента за кредит, а  в правовом отношении кредитные  договора зачастую не позволяют обеспечить возврат выданных ссуд. Даже при  обращении в суд исполнить  договор оказывается нелегко, поскольку  либо невозможно разыскать заемщика, с которым заключен договор, либо отсутствуют реальные источники  погашения основного долга и  причитающихся процентов. Многие кредитные  договора юридически плохо составлены, иногда их не подписывают не уполномоченные лица. На западе, например, кредитный  договор является самым важным документом, регулирующим права и обязанности  сторон.

Следующая проблема - это  несовершенство залогового механизма, используемого в республике, например, использование недвижимости в качестве залога. Согласно договорам залога, удовлетворение требований кредитора  производится из стоимости заложенного  имущества. В случае если сумма, полученная от реализации залога, недостаточна для  покрытия задолженности перед банком, которая к этому времени включает в себя кроме основного долга  и процентов, еще и пени и расходы  по взысканию, то банк имеет право  получить недостающую сумму из прочего  имущества заемщика. Однако гражданско-процессуальным законодательством РК предусмотрена следующая очередность взыскания. В первую очередь к имуществу банкрота "приступает" арбитражный суд, тем самым, покрывая свои расходы на ведение процесса банкротства, во вторую следует "социальная сфера": выплачиваются алименты, пособия по инвалидности, остатки заработной платы работников так далее. После этого право на взыскание получает бюджет: уплачивается задолженность по общереспубликанским и местным налогам и налоговым платежам и только после этого очередь доходит до банков - кредиторов: сначала тем, кто давал ссуды под залог, а потом - остальным. Но зачастую бывает, что к этому времени у банкрота уже не остается ничего из имущества. Иначе говоря, банки остаются ни с чем. Все вышеуказанное противоречит одному из основных принципов залогового права - преимущественному удовлетворению залоговых требований перед требованиями других кредиторов.

 

Следует также указать  на недостаток современных инструментов управления рисками.

Для дальнейшего устойчивого  развития банковской системы Казахстана необходимо принятие конкретных мер  по решению вышеперечисленных проблем.

Решение проблемы инвестирования ресурсов коммерческих банков в реальный сектор экономики Республики Казахстан  состоит, по нашему мнению, из двух этапов. Это, во-первых, решение проблемы сбалансированности ресурсной базы банков второго уровня соответственно потребностям реального  производства и, во вторых, собственно стимулирование долгосрочного кредитования экономики.

Дальнейшее увеличение ресурсной  базы коммерческих банков в настоящее  время имеет два основных источника: это депозиты юридических и физических лиц, а также активы пенсионных фондов. Можно выделить следующие направления  мероприятий по сбалансированности ресурсной базы коммерческих банков. Во-первых, необходим комплекс мер  по дальнейшему увеличению объема и  удельного веса срочных депозитов, а именно депозитов с более  длительными сроками обращения. Во-вторых, необходим комплекс мер  по борьбе с "долларизацией" депозитов.

В связи с этим мы считаем  необходимым предложить следующий  комплекс мер:

1) Установление более высокой суммы полной компенсации по срочным вкладам в случае банкротства банка со стороны Фонда гарантирования вкладов физических лиц при вложении на депозит сроком свыше 1,5 лет сумму полной компенсации увеличить до 400 тысяч тенге, а при вложении на депозит сроком свыше 2 лет установить 100-процентное страхование срочных депозитов фондом;

2) При вложении на депозит (с определенными процентами вознаграждения) в национальной валюте на срок свыше 1,5 лет установить страховку в случае резкого изменения валютного курса на 75%, а при вложении на депозит сроком свыше 2 лет установить 100-процентное страхование со стороны Фонда;

3) Установить более высокую ставку резервирования по счетам в иностранной валюте, чем по счетам в национальной валюте.

Для стимулирования депозитов  юридических лиц, кроме мер со стороны коммерческих банков, считаем  целесообразным принятие следующих  мер со стороны государственных  органов:

4) Снизить налоговые ставки для юридических лиц по процентам срочных депозитов (они должны быть ниже, чем по депозитам до востребования) сейчас юридические лица уплачивают 15% с дохода по процентам от депозитов. Необходимо снизить налог по срочным депозитам со сроком более 1 года до 10% и до 5% свыше 1,5 лет;

5) Необходимо увеличить срок депозитов накопительных пенсионных фондов.

В настоящее время НПФ  разрешено вкладывать средства на депозиты в банки второго уровня сроком до 3 месяцев. По нашему мнению, необходимо им разрешить вкладывать на депозиты на более длительные сроки (1 год  и более).

Рассматривая вопросы  по стимулированию собственно долгосрочного  кредитования, считаем целесообразным принятие следующего комплекса мер:

6) Введение дифференцированных ставок по налогу на прибыль финансовых учреждений от краткосрочного и долгосрочного кредитования.

Налоговые ставки на доход  финансовых учреждений, полученный от долгосрочного кредитования, должен быть меньше, чем от среднесрочного и долгосрочного кредитования. В  частности, предлагаем внести поправки в налоговый кодекс о снижении ставки налога с 30 % до 25% на доходы от кредитования сроком 2 года и более и до 20% со сроком 5 лет и более;

7) Развитие системы гарантий со стороны государства (возможно, через Банк Развития Казахстана и (или) под залог природных ресурсов. Речь идет о готовых к разработке месторождениях под приобретенные проекты в реальном секторе экономики );

8) Изменения правил истребования долга по банковским кредитам, а именно, необходимы изменения правил работы с залогом, исключение заложенного имущества из конкурсной массы при банкротстве предприятия- заемщика. При обычном неисполнении обязательств, когда речь не идет о банкротстве, возможно не всегда требуется проведение открытых торгов, желание банка обратить предмет залога в свою собственность, не должно быть законодательно ограничено.

Казахстан предпринял меры по развитию микрокредитования, в том  числе многоуровневого, суть которого состоит в максимальном учете  финансовыми организациями (банками, кредитными товариществами, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций) интересов, платежеспособности и уровня менеджмента заемщиков. К примеру, люди с малым достатком  должны иметь возможность получить пусть даже небольшие деньги, на которые можно начать свое дело: купить оборудование, открыть мастерские.

В Алматы функционирует около  трети субъектов малого бизнеса. Здесь действует несколько небанковских организаций, занимающихся микрокредитованием: ЗАО "Фонд развития малого предпринимательства", Общественный фонд "Неправительственная  организация "Микрокредит", Общественный фонд "Казахстанский фонд содействия предпринимателям", Объединение  юридических лиц "Ассоциация обществ "Баспана"", Общественный фонд Казахстанский фонд кредитования Общин".

Объемы кредитов, предоставленных  указанными организациями:, на развитие малого предпринимательства на начало 2007 года, в сравнении с предыдущим годом увеличился на 19%.

Удельный вес кредитов физическим лицам возрос с 0,7% на начало 2007 года до 3,3% на начало 2007 года. На 1 апреля этот показатель составил 4,4%.

Нынешние макроэкономические условия, состояние сектора финансовых услуг страны, неоднородность предпринимательского класса требует нового подхода к  решению важных стратегических программ нашего государства в этом направлении. Главной причиной экономических  неудач на постсоветском пространстве, согласно опубликованному Всемирным  банком докладу, называется неразвитость малого бизнеса. Показатель развития малого предпринимательства в Казахстане существенно меньше показателей  в развитых странах и на 15% ниже уровня РФ.

Например, в Польше за последние 10 лет объем производства вырос  в полтора раза за счет развития малого бизнеса, половина рабочей силы страны занята в малых предприятиях. Своевременно возвращается только 94% кредитов, предоставленных на развитие малого бизнеса. По некоторым небанковским организациям ссудная задолженность  с просроченными сроками возврата составляет более половины от общей  суммы. Кредиты большей частью выдаются без материального обеспечения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В экономике страны значительное место занимает кредитная система, которая во многом определяет ее развитие, рост потенциальных возможностей государства  и благосостояния населения. Вместе с этим, само государство оказывает  непосредственное влияние на формирование, развитие и оптимизацию кредитной  системы. Эффективность кредитной  системы зависит не только от ее функциональной структуры, но и от развития банков и небанковских организаций, а также непосредственной капитализации  хозяйствующих субъектов на рынке.

Кредитная система Казахстана представляет собой достаточно сложную  организационную структуру, на которую  оказывают влияния факторы развития финансовых рынков, инвестиционная среда, многоуровневые механизмы функционирования кредитных и прочих организаций, а также факторы несовершенства правового обеспечения, макро-, мезо- и микро- факторы.

В условиях укрупнения финансово-кредитной  системы Казахстана существует множество  нерешенных проблем в области  отсутствия транспарентности кредитных  организаций, прозрачности структуры  собственности, диверсификации деятельности организаций, входящих в кредитную  систему Казахстана, и множество  других спорных моментов, которые  требуют постепенного решения уже  в среднесрочной перспективе

Для развития кредитных организаций  и совершенствования кредитной  системы в целом требуется  новый подход в реформировании данной системы, который может быть основан  на эволюционной доктрине управления капитализацией банковской среды, оптимизации  степени концентрации ссуд по отраслям и отдельным заемщикам в условиях укрупнения бизнеса в республике.

Модель развития кредитной  системы Казахстана должна быть направлена на внедрение новых направлений  денежно-кредитной политики, либерализацию  валютных отношений, совершенствование  платежной системы.

Кроме того, важную роль играет эффективное функционирование трехуровневой  институциональной среды банковской сферы, совершенствование деятельности и регулирования инвестиционных и ипотечных банков, а также  поддержание развития пенсионного  обеспечения и страховых компаний.

Таким образом, развитие кредитной  системы Казахстана должна включать весь комплекс механизмов воздействия  на обеспечение построения рациональной и эффективной системы по средствам  внедрения принципиально новых  моделей развития всех секторов финансово-инвестиционного  рынка республики.

С помощью банков происходит перераспределение свободных денежных средств, или «обмен веществ», использование  «энергии окружающей среды в интересах  общего блага.

Деньги и кредит как  факторы роста общественного  богатства способны делать нации  более богатыми, однако лишь в том  случае, если управление деньгами и  кредитом основывается на чётких правилах, их нарушение может стать тормозом экономического роста и процветания  хозяйства.

Банковское дело не является застывшей наукой. Банки, желая выжить в конкурентной борьбе, чутко реагируют  на потребности своих клиентов, изменение  окружающей их среды.

Сегодня в Казахстанской  банковской системе кредитование является важнейшим направлением активных операций. Поэтому эта тема занимает особое место в работе. В центре внимания находится современная система  и основные процедуры управления кредитами, анализ типичных проблем, решение  которых требуется для успешного  внедрения системы кредитования.

В последнее время в  Казахстане так же проявляется больший  интерес к развитию управленческого  учета. Это неудивительно, так как  управление сложной организацией невозможно без сбора и оценки всей необходимой  информации. Между тем в условиях конкуренции между банками успех  сопутствует тем банкирам, которые  лучше владеют современными методами банковского дела.

Информация о работе Сущность, структура, функции кредитной системы РК