Сущность и виды денежно-кредитной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 21:13, реферат

Описание работы

С точки зрения экономической теории - денежно-кредитная политика - это совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита. С позиции финансов - денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Денежно-кредитная политика тесно увязывается с внутриполитическими и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как отдельный элемент регулирования экономики, а в совокупности с такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие.

Файлы: 1 файл

1 Сущность и виды денежно.docx

— 26.50 Кб (Скачать файл)

1 Сущность и виды денежно-кредитной  политики

С точки зрения экономической теории - денежно-кредитная политика - это  совокупность государственных мероприятий  в области денежного обращения  и кредита. С позиции финансов - денежно-кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных  мероприятий, предпринимаемых Центральным  банком в целях регулирования  совокупного спроса путем планируемого воздействия на состояние кредита  и денежного обращения.

Целями денежно-кредитной политики являются:

1) Экономические цели, направленные  на поддержание экономической  активности и сокращение безработицы:

- регулирование темпов экономического  роста; 

- увеличение ВВП;

- смягчение циклических колебаний  на рынке товаров, капитала  и рабочей силы;

- сдерживание инфляции;

- стимулировать рост объема  денежно-кредитных операций;

- достижение сбалансированности  платежного баланса и другие.

2) Социальные задачи:

- повысить уровень жизни населения;

- сделать различные услуги более  доступными и другие./7/

Денежно-кредитная политика тесно  увязывается с внутриполитическими  и экономическими отношениями, особенно темпами инфляции и экономического роста. Причем она используется не как  отдельный элемент регулирования  экономики, а в совокупности с  такими инструментами, как финансовая политика, политика доходов и другие.

Методы, используемые в денежно-кредитной  политике, разнообразны, но наиболее распространенными  из них являются:

- Изменение ставки учетного  процента или официальной учетной  ставки Центрального банка (учетная,  или дисконтная политика);

- Изменение норм обязательных  резервов банков;

- Операции на открытом рынке,  т.е. операции по купле-продаже  векселей, государственных облигаций  и других ценных бумаг;

- Регламентация экономических  нормативов для банков (соотношения  между кассовыми резервами и  депозитами, собственным капиталом  и заемным, акционерным капиталом  и заемным, собственным капиталом  и активами, суммой кредита одному  заемщику и капиталом или активами  и др.)./1/

Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

- Прямое ограничение размеров  банковских кредитов для отдельных  банков или ссуд (так называемые  кредитные потолки);

- Регламентация условий выдачи  конкретных видов кредитов, в  частности, установление размеров  маржи, т.е. разницы между суммой  обеспечения и размером выданной  ссуды; ставками по депозитам  и ставкам по кредитам и  т.п.

- Учетная политика.

В сфере кредитно-денежного обращения  государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские отношения: "государство -- Центральный Банк". Практика показывает высокую эффективность данного  сотрудничества.

Необходимо отметить, что в производственной сфере государство не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному  сектору должна быть присуща максимально  высокая степень свободы и  независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы государство ориентируется  на косвенные пути воздействия - через  систему кредитно-денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной  системой экономики.

Этот косвенный вариант регулирующего  влияния на производственный сектор построен на компромиссах. Прямого  вторжения в планы предпринимателей не существует. В то же время косвенные  методы создают предпосылки к  тому, чтобы предприниматель сам  стремился поступать в соответствии с целями экономической политики. Однако внешне государственный замысел  будет реализовываться через  принятие деловыми кругами самостоятельных  решений. Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются  в сочетании необходимых для  рынка элементов свободы с  мягкими, но тонко рассчитанными  и настойчивыми действиями государства».

Все это возможно реализовать лишь благодаря использованию правительством такого мощного регулирующего рычага, как Центральный Банк, особенности  организации которого рассмотрим в  следующей главе данной курсовой работы.

1.2 Понятие Центрального  Банка и его роль в денежно-кредитной  политике

Возникновение Центральных Банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи  банкноты могли успешно выполнять  функцию всеобщего кредитного орудия обращения.

Такие банки стали называть эмиссионными. Государство, издавая соответствующие  законы, активно способствовало этому  процессу, поскольку выпускавшиеся  для выдачи ссуд многочисленными  мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в  случае банкротства эмитентов. В  конце XIX-начале XX в. в большинстве  стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном эмиссионном  банке, который стал называться центральным  эмиссионным, а затем просто центральным  банком.

В настоящее время в России существует двухуровневая банковская система - это коммерческие банки и различные  финансовые организации, выполняющие  кредитные функции, второй уровень - Центральный Банк. Взаимоотношения  между этими уровнями строятся на двух принципах: нормативно регулирующая деятельность.

Центральный (эмиссионный) банк занимает особое место, выполняя роль главного координирующего и регулирующего  органа всей банковской системы страны.

Центральный банк (ЦБ) осуществляет следующие  функции:

- монопольно выпускает деньги  в обращение;

- хранит временно свободные  средства и обязательные резервы  других банков, т.е. выполняет  роль «банка банков»;

- выполняет роль «кредиторов  последней инстанции», т.е. предоставление  кредита только в случае его  недоступности на приемлемых  условиях в другом месте, в  основном на краткосрочные нужды;

- осуществляет безналичные расчеты  в общенациональном масштабе;

- ведет кассовое исполнение  бюджета и кредитует государство;

- регулирует курс национальной  валюты и координирует зарубежную  деятельность частных банков  своей страны;

- хранит централизованный золотой  и валютный запас;

- устанавливает экономически обоснованные  лимиты и нормативы деятельности  банков, в т.ч. официальной ставки  по кредитам;

- проводит научные исследования;

- определяет правовые основы  и принципы функционирования  кредитно-финансовых институтов, рынков  краткосрочных и долгосрочныхкредитных операций, а также видов платежных документов, обращающихся в стране;

- формирует эффективный механизм  денежно-кредитного регулирования  экономики.

Наделение ЦБ указанными полномочиями позволяет обеспечить эффективное  функционирование двухуровневой банковской системы. Для реализации перечисленных  функций ЦБ необходима обширная сеть региональных учреждений и центральный  аппарат.

Рассмотрим более подробно роль Центрального Банка в реализации денежно-кредитной политике. Центральный  банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося  составной частью экономической  политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного  экономического роста, снижение безработицы  и инфляции, выравнивание платежного баланса.

75 до 90% денежной массы в большинстве  стран составляют банковские  депозиты и лишь 25-10% - банкноты  Центрального Банка. Поэтому государственное  регулирование денежно-кредитной  сферы может быть успешным  лишь в том случае, если государство  через Центральный Банк способно  воздействовать на масштабы и  характер операций коммерческих  банков.

Свою роль ЦБ реализует через  косвенное регулирование денежно-кредитной  сферы. Например, повышая или понижая  официальную учетную ставку, ЦБ оказывает  воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении  кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента.

Изменение учетной ставки Центрального банка, вызывая соответствующее  изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса  и валютного курса. Повышение  ставки способствует привлечению в  страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный  баланс, увеличивается предложение  иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и  повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным  результатам.

Другим примером может служить  изменение нормы обязательных резервов. В результате её повышения сокращаются  банковские ссуды и денежная масса  в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы  банковских резервов ведет, соответственно, к расширению банковских кредитов и  денежной массы, к снижению рыночного  процента. Минимальные резервы - это  обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральном Банке, устанавливаемая  в законодательном порядке и  определяемая как процент от общей  суммы вкладов коммерческих банков. Регулирование минимальных резервных  требований имеет двоякое значение: с одной стороны, оно гарантирует  минимальный уровень ликвидности  коммерческих банков, с другой - используется как важный инструмент денежно-кредитной  политики ЦБ.

Денежно-кредитную политику при  оценке роли Центрального Банка также  следует рассматривать в широком  и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией  и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через  регулирование денежной массы в  обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью  валютной интервенции, проведения учетной  политики и других методов регулирования  краткосрочных процентных ставок. Под  валютной интервенцией понимается политика купли-продажи Центральным банком иностранной валюты на национальную на валютном рынке.

Когда Центральный банк продает  или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения  на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает  доллары на валютной бирже, то предложение  долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля  повышается. При скупке долларов их курс растет.

Таким образом, Центральный Банк играет определяющую роль в реализации денежно-кредитной  политике и определяет перспективы  ее развития в будущем.

2 Инструментарий проведения  денежно-кредитной политики

Достижение целей денежно-кредитной  политики Центральный банк осуществляет с помощью законодательно обозначенного  инструментария. Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определил  основные инструменты денежно-кредитного регулирования Банка России:

· процентные ставки по операциям  Банка России;

· нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные  требования);

· операции на открытом рынке;

· рефинансирование банков;

· валютное регулирование;

· установление ориентиров роста денежной массы;

· прямые количественные ограничения.

Работая в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует косвенный  характер воздействия, но некоторые  операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом (схожим примером могут  служить субсидии государства)

Дисконтная политика, или изменение  учетной ставки, представляет собой  изменение своеобразной цены дополнительных ресурсов, предоставляемых ЦБ остальным  банкам.

В случае «перегрева» конъюнктуры  и ускорения роста цен ЦБ проводит политику «дорогих денег», повышает учетную  ставку и тем самым сокращает  спрос на кредиты со стороны коммерческих банков, а, следовательно, и их клиентов и уменьшает количество денег  в обращении, снижает рост цен, замедляет  инвестиции и рост производства и  может провоцировать рост безработицы.

Повышение учетной ставки свидетельствует  об ужесточении кредитной политики. И, наоборот, при «охлаждении» конъюнктуры, стагнации производства и увеличении безработицы, ЦБ проводит либеральную  или экспансионистскую кредитно-денежную политику: снижает учетную ставку, удешевляет кредиты и расширяет  их, а, значит, увеличивает количество денег в обращении, стимулирует  инвестиции и рост производства, сокращая при этом и безработицу.

Процентная ставка Центрального Банка - один из важнейших инструментов денежно-кредитного регулирования и используется для  воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты./18/

Банк России может устанавливать  одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или  проводит процентную политику без фиксации процентной ставки Банка России - это  минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Поддержание  Банком России процентных ставок на низком положительном уровне стимулирует  спрос на заемные средства со стороны  реального сектора и ведет  к экономическому росту.

Рост спроса на деньги вызывает оживление  в экономике. В то же время возможен перегрев экономики, что связано  с избытком денежной массы, инфляцией, неуправляемым ростом цен.

Информация о работе Сущность и виды денежно-кредитной политики