Сущность и особенности факторинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 20:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы являются: выявление сущности факторинга и его особенностей, как инструмента рынка, исследование механизма применения факторинговых операций. Особое внимание уделено анализу возможностей развития факторинга в России. Изучение и использование мирового опыта в этой сфере позволит улучшить состояние расчетов в отечественной экономике.
Задачами исследования данной курсовой работы являются: рассмотрение теоретических аспектов факторинга, его сущности, особенностей применения банками, раскрыть роль факторинга, произвести анализ рейтинга среди банков России по использованию факторинговых операций в своей коммерческой деятельности, выявить проблемы факторинга и пути их преодоления.

Файлы: 1 файл

курсовая текст.docx

— 300.39 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главная «болезнь» большинства российских предприятий – их низкая ликвидность. Её можно лечить введением такой формы ликвидации дебиторской задолженности, которая обеспечивает регулярные денежные потоки в адрес продавца – факторингом.

Термин «факторинг» обозначает финансовые операции, обусловленные необходимостью финансирования текущей хозяйственной деятельности предприятий за счёт выкупа у него долговых обязательств покупателя.

Факторинг намного упрощает расчеты между партнерами. Продавец может получить деньги непосредственно после поставки, а покупатель имеет возможность согласовать с продавцом приемлемый срок отсрочки платежа (по российскому законодательству отсрочка платежа на срок более 180 дней возможна только при наличии специальной лицензии Центрального банка РФ). Продавец не несет административных издержек, связанных с контролем за погашением задолженности. Он получает возможность активно заниматься текущей производственной деятельностью, развитием новых технологий производства и обслуживания клиентов.

Финансовые компании принимают на себя полное обслуживание расчетов по контракту. Вместе с тем, факторинг помогает обеспечить потребность предприятий в текущих оборотных средствах, но не решать другие проблемы (реконструкция и переоснащение производства, инвестиции, технологические разработки, обслуживание кредитов и др.).

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что факторинг выступает эффективной системой обслуживания как внутренней, так и экспортной деятельности поставщика. Расширение внешнеэкономических связей российских предприятий должно опираться на более качественное кредитно-финансовое обслуживание. Здесь применение факторинга может сыграть большую роль.

 

Целью данной курсовой работы являются: выявление сущности факторинга и его особенностей, как инструмента рынка, исследование механизма применения факторинговых операций. Особое внимание уделено анализу возможностей развития факторинга в России. Изучение и использование мирового опыта в этой сфере позволит улучшить состояние расчетов в отечественной экономике.

Задачами исследования данной курсовой работы являются: рассмотрение теоретических аспектов факторинга, его сущности, особенностей применения банками, раскрыть роль факторинга, произвести анализ рейтинга среди банков России по использованию факторинговых операций в своей коммерческой деятельности, выявить проблемы факторинга и пути их преодоления.

Предметом исследования данной курсовой работы является сущность факторинга. Объектом исследования служат особенности факторинга в различных направлениях его применения. Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых по вопросам факторинга. В первой главе изложены: сущность факторинга, виды и типы факторинговых соглашений, законодательная база. Во второй главе анализируются банки России по степени использования факторинга, а в третьей главе разработаны рекомендации по улучшению факторинговых операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФАКТОРИНГА

 

1.1 Cущность факторинга и типы факторинговых соглашений

 

С увеличением  конкуренции на товарном рынке и рынке услуг многим продавцам   приходиться предоставлять своим покупателям отсрочки и рассрочки платежа, тем самым, они выступают  в качестве заемщика  и принимают на себя процентные, кредитные и другие   риски. Это приводит к  отрицательным показателям их финансовой отчетности.

Поэтому один из эффективных способов решения этих финансовых проблем является  факторинг, на  рисунке 1 представлена система факторингового обслуживания клиентов.

 

 

Рисунок 1- Система факторингового обслуживания

 

1 - заключение договора  о факторинговом обслуживании; 2 — поставка товара с отсрочкой платежа; 3 — выплата досрочного платежа (до 85% суммы поставленного товара) сразу после поставки; 4 — оплата за поставленный товар; 5 — выплата остатка средств (от 15% после оплаты покупателем) за вычетом комиссионного вознаграждения фактора [1; 20].

Факторинг — это новый вид экономических услуг, который используют   банки или  специальные факторинговые компании,  т.е. дочерние филиалы банков. Данную ситуацию объясняем тем, что факторинговые операции требуют быстрой реакции  большого количества средств, которые факторинговые компании получают от своих головных банков  на условиях льготного кредитования.

Процесс движения кредитных ресурсов при факторинге схематически представлен на рисунке 2.

Рисунок  2 - Схема движения кредитных ресурсов при факторинге:

 

1 — отгрузка продукции, осуществление работ, услуг; 2 — продажа долговых обязательств на дату, установленную в договоре; 3 — получение кредита в виде оплаты долговых обязательств на дату, установленную в договоре; 4 — погашение кредита, предоставленного клиенту, через оплату обязательств плательщикам.

Факторинг - это единственный   бессрочный  пассив в российской  экономике, который  позволяет создавать стратегию  развития на годы вперед.

Факторинг направлен  на дальнейшие  успехи в продажах, и даже при увеличении продаж в 5 раз, это не является ограничением для финансирования в пределах факторинга.

Несмотря на множество плюсов факторинга, у него есть минусы, которые препятствуют широкому его использованию в отечественной экономикой системе. Основным минусом считается его относительная дороговизна. Например, в 2012 году факторинговая комиссия составляет до 3% от суммы. В зависимости от срока комиссия при пересчете доходит до 20—30% годовых [2; 78].

Другой минус факторинга  связан со сложным процессом подготовки документов, отсюда следует и уменьшение клиентов.

В зависимости от различных требований поставщика и факторинговой компании разработан ряд вариантов внутренних факторинговых соглашений.

Соглашение  о полном обслуживании (открытом факторинге без права регресса) заключается обычно при постоянных и достаточно длительных контактах между поставщиком и факторинговой компанией. Полное обслуживание включает в себя: полную защиту от появления сомнительных долгов и обеспечение гарантированного притока денежных средств; управление кредитом; учет реализации; кредитование в форме предварительной оплаты (по желанию поставщика) или оплату суммы переуступленных долговых требований (за минусом издержек) к определенной дате.

Соглашение  о полном обслуживании с правом регресса отличается от такового без права регресса тем, что факторинговая компания не страхует кредитный риск, который продолжает нести доставщик. Это означает, что компания имеет право вернуть поставщику долговые требования на любую сумму, не оплаченные клиентами в течение определенного срока (обычно в течение 90 дней с установленной даты платежа).

Разновидностью факторингового соглашения о полном обслуживании является, агентское соглашение или соглашение об оптовом факторинге (открытом). Предприятие может наладить собственную эффективную систему учета и управления кредитом, тем не менее, оно будет нуждаться в защите от кредитных рисков и в кредитовании. В этом случае факторинговая компания может предложить заключение агентского факторингового соглашения, в соответствии с которым она будет приобретать неоплаченные долговые требования, а поставщик будет выступать в качестве ее агента по их инкассированию. Надпись на счете будет уведомлять об участии в сделке факторинговой компании, но вместо указания совершить платеж в пользу последней будет оговорено, что платеж надо совершить на имя поставщика, выступающего в качестве ее агента, но в пользу факторинговой компании. Преимущество данного соглашения заключается в том, что снижаются расходы факторинговой компании по оценке кредитоспособности и, следовательно, плата, взимаемая с поставщика.

Если поставщик заинтересован только в кредитовании со стороны факторинговой компании, то может быть заключено открытое или конфиденциальное соглашение об учете (дисконтировании) счетов-фактур. Заключение такого рода соглашения достаточно рискованно для факторинговой компании, выдвигающей в этом случае наиболее жесткие требования к поставщику, и имеет место лишь при условии, что финансовое положение последнего достаточно прочно. Дисконтирование счетов фактур является обычно одноразовой операцией, осуществляется селективно и не охватывает всего платежного оборота поставщика [3; 115].

 

1.2 Виды факторинговых операций

 

Открытый  факторинг – это форма факторинговой услуги, при которой должник уведомлен о том, что поставщик переуступает счета фактуры факторинговой компании.

Закрытый, или конфиденциальный факторинг свое название получил в связи с тем, что служит скрытым источником средств для кредитования продаж поставщиков товаров, так как никто из контрагентов клиента не осведомлен о переуступке им счетов фактур факторинговой компании. В данном случае плательщик ведет расчеты с самим поставщиком, который после получения платежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании для погашения кредита.

С правом регресса, т.е. обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму, или без подобного права. Данные условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, т.е. кредитными рисками. При заключении соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им факторинговой компании. Последняя, может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Данное условие предусматривается, если поставщики уверены, что у них не могут появиться сомнительные долговые обязательства, либо в силу того, что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своих клиентов, разработав собственную, достаточно эффективную систему защиты от кредитных рисков, либо в силу специфики своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщик не считает нужным оплачивать услуги по страхованию кредитного риска. Однако гарантированный для поставщика и своевременный приток денежных средств может обеспечиваться только при заключении соглашения без права регресса.

С условием кредитования поставщика в форме оплаты требований к определенной дате или предварительной оплаты. В первом случае, клиент факторинговой компании отгрузив продукцию, предъявляет счета своему покупателю через посредство компании, задача которой получить в пользу клиента платеж в сроки согласно хозяйственному договору (обычно от 30 до 120 дней). Сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного времени [4; 30].

В случае предварительной оплаты факторинговая компания покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80 – 90 % стоимости отгрузки, т. е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10 – 20 % стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т. п. Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала. Основным преимуществом предварительной оплаты является то, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Таким образом, поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.

В нашей стране факторинговые операции впервые стали применяться с 1 октября 1988 г. ленинградским Промстройбанком, а с 1989 г. факторинговые отделы стали создаваться в других банковских учреждениях страны. Задача факторинговых отделов – на договорной и платной основе выполнять для предприятий ряд кредитно-расчетных операций, связанных со скорейшим завершением их расчетов за товары и услуги.

В настоящее время факторинговый отдел может предоставлять своим клиентам следующие основные виды услуг:

  1. Приобретать у предприятий – поставщиков право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей, состав которой заранее согласовывается с факторингом (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным).
  2. Осуществлять покупку у предприятий – поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным, неоплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности) [5; 221].

Плата, взимаемая факторинговой компанией с клиента (поставщика), состоит из двух элементов.

Во-первых, платы за управление, т.е. комиссии за собственное факторинговое обслуживание – ведение учета, страхование от появления сомнительных долгов и т.д. Размер данной платы рассчитывается как процент от годового оборота поставщика, и его величина значительно варьируется в зависимости от масштабов и структуры производственной деятельности поставщика, оценки компанией объема работ, степени кредитного риска, кредитоспособности покупателей, а также от специфики и конъюнктуры рынка финансовых услуг той или иной страны. В большинстве стран он находится в пределах 0,5 – 3,0 %. При наличии регресса делается скидка на 0,2 – 0,5 %. Плата за учет (дисконтирование) счетов – фактур составляет 0,1 – 1,0 % годового оборота поставщика.

Во-вторых, платы за учетные операции, которая взимается факторинговой компанией с суммы средств, предоставляемых поставщику досрочно (в форме предварительной оплаты переуступаемых долговых требований), за период между досрочным получением и датой инкассирования требований. Ее ставка обычно на 2 – 4 % превышает текущую банковскую ставку, используемую при краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью, что обусловлено необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска факторинговой компании. Забегая вперед, скажу, что стоимость внешнеторгового факторинга выше, чем внутреннего, т.к. расходы факторинговой компании при проведении операций за пределами своей страны значительно выше. Кроме того, размер платы зависит от конкретной страны-импортера [6; 32].

Информация о работе Сущность и особенности факторинга