Сущность и назначение фондов обязательных резервов коммерческих банков в ЦБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 09:18, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение фондов обязательных резервов коммерческих банков в Центральном банке. Для реализации поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть сущность и назначение обязательных резервов;
- определить политику и практику резервирования в России;
- проанализировать изменение нормативов обязательного резервирования за последние годы в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и назначение обязательных резервов 4
2. Политика и практика резервирования в России 9
3. Анализ нормативов обязательного резервирования за последние годы 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

вариант 8.docx

— 242.22 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ           3

1. Сущность и назначение обязательных резервов     4

2. Политика и практика резервирования в России     9

3. Анализ нормативов обязательного  резервирования за последние  годы 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ     18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Обязательные резервы  выступают как часть кассовых денежных резервов, которые банки  должны постоянно хранить в налично-денежной форме (что часто подчеркивается исследователями) в виде вкладов  в Центральном банке или в  ценных бумагах в качестве обеспечения  своих обязательств.

В настоящие время минимальные  резервные требования к кредитным  институтам применяются практически  во всех странах с рыночной экономикой. Эффективность этого инструмента  денежно - кредитного регулирования  подтверждается фундаментальными исследованиями.

В Современной практике минимальные  резервные требования используются преимущественно в инструментарии денежно-кредитного регулирования  для решения долгосрочных проблем  стабилизации денежного обращения  и антиинфляционной борьбы. Резервные  требования применяются для ограничения  темпов роста денежной массы и  регулирования спроса на банковские резервы. Для высокоразвитой банковской системы характерно применение минимальных  резервных требований не как гаранта  и фонда ликвидности кредитной  системы, а как инструмента регулирования  деятельности банков.

Целью данной  работы является изучение фондов обязательных резервов коммерческих банков в Центральном банке. Для реализации поставленной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть сущность и назначение обязательных резервов;

- определить политику и практику резервирования в России;

- проанализировать изменение нормативов обязательного резервирования за последние годы в Российской Федерации.

При написании работы использовались различные материалы: нормативно-правовые акты (федеральный закон, положение Банка России), учебники и учебно-методические издания, периодические издания.

Структурно работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ

Необходимость формирования резервов на случай непредвиденного  оттока наличности учитывали в своей  деятельности еще предшественники  современных кредитных институтов: менялы, ростовщики, часовых дел  мастера, банкирские дома. И в более  позднее время, когда появились  классические коммерческие банки, но государственное  регулирование было в зачаточном состоянии, особенности банковского  производства (например, необходимость  страхования ликвидности кредитных  институтов) требовали от банкира  наличия определенного количества резервов, прежде всего кассовых. Величина таких резервов определялась интуицией  банкира, и хранились резервы  непосредственно в кассе кредитного учреждения. По свидетельству американского  экономиста Э. Рида до введения обязательных минимальных резервов и системы  страхования депозитов (1933-1934 гг.) резервы  кредитных институтов в среднем  составляли 20-25%.

С появлением Центральных  банков и развитием банковского  регулирования на государственном  уровне создается фонд обязательных резервов коммерческих банков и кредитных  учреждений в Центральном Банке. Минимальные резервные требования к коммерческим банкам как инструмент денежно- кредитного регулирования  впервые появился в США в 1913г. и стали важнейшим составляющим элементом учрежденной Федеральной  резервной системы.

В настоящие время минимальные  резервные требования к кредитным  институтам применяются практически  во всех странах с рыночной экономикой, за исключением Канады и Люксембурга. Эффективность этого инструмента  денежно - кредитного регулирования  подтверждается как фундаментальными исследованиями денег и кредита (в частности, в трудах Пигу, Фишера, Фридмена, которые подчеркивают зависимость минимальных резервов, механизма банковского мультипликатора и объема и структуры денежной массы), так и мировой практикой.

Традиционно обязательные резервы  рассматриваются в качестве неотъемлемого  элемента денежно-кредитного регулирования. Обычно они устанавливаются для достижения комплекса различных целей: воздействия на спрос банков на резервы; содействия стабилизации краткосрочных процентных ставок; стабилизации и повышения предсказуемости денежного мультипликатора. Существуют некоторые свойства обязательных резервов, которые иногда называются в печатных изданиях как их функции: страхование ликвидности кредитных организаций, гарантия по вкладам клиентов.

Считается, что изначально обязательное резервирование появилось как необходимость для банков всегда иметь наготове денежную наличность в виде так называемых кассовых резервов для бесперебойного возврата вкладов и депозитов по требованию вкладчиков и проведения расчетов с другими банками.

В настоящее время нормы  обязательных резервов, прежде всего, применяются для регулирования  денежной массы в обращении. В  соответствии с теорией о мультипликационном расширении банковских депозитов, появившейся в начале XX в., депозитно-ссудные операции коммерческих банков оказывают мультипликационный эффект, вызывающий рост денежной массы. Так, влияя на динамику депозитов банков, центральный банк управляет их активными, прежде всего ссудными операциями, а через них - денежной массой, поскольку важнейшим ее источником является банковский кредит.

Применение норм обязательного  резервирования призвано сократить  мультипликационный эффект расширения депозитов путем воздействия  на объем свободных ресурсов банков в целях поддержания денежной массы на необходимом центральному банку уровне.

Контролируя денежную массу  и управляя ею, центральный банк воздействует на уровень экономической  активности в стране и ограничивает темпы инфляции.

Изменяя денежную массу с  помощью нормы обязательных резервов, центральный банк воздействует также  на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или  иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).

Таким образом, обязательные резервы - мощный регулирующий инструмент монетарной политики, позволяющий оперативно влиять на финансовую ситуацию в стране.

Тем не менее, регулирующим органам необходимо учитывать значительные недостатки этого инструмента: удорожающее  воздействие на банковские ресурсы, (фактор, провоцирующий инфляцию); налоговый  характер обязательных резервов, а  также дестабилизирующее банковскую систему воздействие при малейшем изменении существующего порядка  и нормы резервирования.

В мире существует много различных моделей обязательного резервирования, они отличаются по многим параметрам и акцентируют особенности национальных банковских систем. Обязательное резервирование можно представить как сложную целостную систему из взаимосвязанных элементов. Составляющие элементы системы представлены на схеме 1.

Схема 1 – Система обязательного  резервирования.

Обязательные резервы  представляют собой активы, которые  поддерживаются кредитными институтами  в соответствии с нормативными указаниями большей частью в виде вкладов  на счетах в центральном банке. Указанные  резервы рассчитываются, как правило, по отношению к определенным видам балансовых обязательств кредитного института на основе устанавливаемых центральным банком ставок (нормативов или квот) обязательного резервирования. Регулирование условий обязательного резервирования представляет собой политику обязательных резервов центрального банка.

С развитием систем гарантирования депозитов, совершенствованием инструментов пруденциального контроля (в частности, базовых принципов Базельского комитета) обязательные резервы перестали использоваться для решения указанных задач. В настоящее время политика обязательных резервов центральных банков развитых стран проводится только в целях денежной политики. И в этой своей функции обязательное резервирование - относительно новый инструмент в арсенале центральных банков.

В 70-80 гг. XX в. происходило  совершенствование различных практических аспектов функционирования системы  обязательных резервов. Центральные банки большинства развитых стран сформировали свой подход к решению таких вопросов, как определение круга субъектов обязательного резервирования (коммерческие банки и прочие кредитные организации, резиденты и нерезиденты, филиалы), состав объектов резервирования (перечень балансовых счетов, по которым устанавливаются резервные требования), оптимальный размер нормативов обязательных резервов, формы поддержания указанных резервов (вклады на счетах в центральном банке, вложения в ценные бумаги, кассовая наличность) и др.

В указанный период шла  дискуссия относительно целесообразности использования различного рода дифференциаций резервных ставок и возможности  предоставления преференций, а также  мер по предотвращению уклонения  от выполнения обязательных резервных  требований. Можно констатировать, что данные вопросы организации  обязательного резервирования практически  решены зарубежными центральными банками. В результате принятых решений были внесены многочисленные коррективы в организацию системы обязательных резервов центральных банков развитых стран, которые обеспечили ее приспособление к изменяющимся рыночным условиям и способствовали сохранению действенности этого инструмента денежной политики.

Несмотря на произошедшие изменения, ни один из инструментов денежной политики не подвергается такой критике (как относительно уровня ставок, так  и относительно целесообразности данных резервов) со стороны представителей банковского сообщества и экономистов-исследователей, как обязательные резервы. И этому, безусловно, есть свои причины, которые, в первую очередь, связаны со спецификой самого обязательного резервирования. В отличие от постоянно действующих  механизмов и операций открытого  рынка, которые не посягают на банковскую ликвидность и используются по инициативе самих кредитных организаций, обязательные резервы предполагают принудительное изъятие центральным банком части  их свободных резервов. Директивный  характер обязательных резервов в определенной мере сближает обязательное резервирование с инструментами прямого действия, что также накладывает на функционирование системы обязательного резервирования негативный отпечаток.

В Современной практике минимальные  резервные требования используются преимущественно в инструментарии денежно-кредитного регулирования  для решения долгосрочных проблем  стабилизации денежного обращения  и антиинфляционной борьбы. Резервные  требования применяются для ограничения  темпов роста денежной массы и  регулирования спроса на банковские резервы. Для высокоразвитой банковской системы характерно применение минимальных  резервных требований не как гаранта  и фонда ликвидности кредитной  системы, а как инструмента регулирования  деятельности банков.

По общепризнанному мнению, минимальные резервы являются не только эффективным, но и сильнодействующим  «экономическим лекарством» (П. Самуэльсон), поэтому применять его в денежно-кредитном регулировании и необходимо крайне осторожно, постоянно держа руку на пульсе экономики. Особенно опасны резкие перепады в дозировке этого «лекарства», что, к сожалению, стало постоянным явлением в банковской системе России.

2. ПОЛИТИКА И ПРАКТИКА РЕЗЕРВИРОВАНИЯ В РОССИИ

В России, например, еще в 1883 г. Государственный совет принял закон, в котором было установлено  правило: наличные суммы денежных средств в кассе коммерческих банков вместе с помещенными на его текущем счете в Государственном банке средствами должны составлять не менее 10% обязательств банка. Это правило было установлено в целях повышения ликвидности банков, однако оно близко к содержанию обязательного резервирования.

Резервные требования к коммерческим банкам стали применяться в России (СССР) с конца 1980-х гг. Госбанк  СССР тогда установил норму обязательных резервов, равнявшуюся 5% от суммы привлеченных средств. Однако даже такая скромная норма резервирования считалось непомерно завышенной в газах политиков и банкиров.

Центральный Банк Российской Федерации в 1991г. издал известную  Инструкцию №1 «О порядке регулирования  деятельности коммерческих банков», которой  устанавливалась норма резервирования в размере двух процентов. В определенной мере это был политический шаг, так  как в это время (1990- 1991гг.) линия  фронта в войне Центра и республик  проходила в банковской системе. Спустя всего год, в 1992 г., норма резервирования всего за четыре месяца увеличилась  до 20%. Позднее нормы обязательных резервных требований были дифференцированы в зависимости от сроков ресурсов, привлекаемых коммерческими банками: по счетам до востребования – 20%; по срочным обязательствам коммерческого банка и кредитного учреждения – 15%.

В последующие годы в порядок  резервирования неоднократно вносились  изменения, в разной степени касавшиеся: величины нормативов и их дифференциации в зависимости от состава ресурсов; расширения объема привлеченных ресурсов, подлежащих резервированию; методики расчета. Постоянно вовлекались  в сферу резервирования все новые  виды привлеченных средств.

С 1995г. Центральный Банк России стал более активно использовать резервные требования как инструмент денежно- кредитной политики. В правовую инфраструктуру России были внесены серьезные изменения. Это изменения в резервной политике Центрального Банка можно рассматривать, безусловно, как прогрессивное явление. Мировая практика показывает, что дифференцированные нормы резервирования (в зависимости от видов кредитных учреждений, видов, величины и сроков пассивов) действует не только эффективно вследствие « более избирательного удара», нежели единые нормы, но и более разумны в социальном аспекте.

В апреле 1995 г. Федеральным Собранием после парламентских дискуссий, длившихся почти год, был окончательно одобрен Закон «О Центральном Банке Российской Федерации». Вступивший в силу Федеральный Закон содержит достаточно много статей, регулирующих деятельность коммерческих банков.

Информация о работе Сущность и назначение фондов обязательных резервов коммерческих банков в ЦБ