Средний класс в России: миф или реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 11:49, реферат

Описание работы

Цель моей работы – рассмотреть основные признаки и структуру среднего класса, показать как живёт средний класс в России, а также более подробно рассмотреть средний класс в США, а именно стиль жизни, образ потребительского поведения и структуру ценностей, и сделать выводы о том миф или реальность средний класс в современной России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные признаки и структура среднего класса…………………….4
Глава 2. Средний класс в России……………………………………………..….7
Глава 3.Модели социальных классов в США……………………………….....14
Глава 4.Средний класс в США………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………...…..20
Используемые источники литературы…………………………………..……..22

Файлы: 1 файл

Реферат.Средний класс..doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Модели социальных классов в США

Высший  класс. Топ- менеджеры высшего звена; знаменитости; люди, унаследовавшие крупные состояния. Как правило, выпускники "Лиги плюща". Доход свыше 500 000 долларов США в год.

Высший  средний класс. Специалисты и руководители с высшим образованием. Доход свыше 100 000 долларов США в год.

Низший  средний класс. Специалисты начального уровня и высококвалифицированные рабочие с некоторым уровнем самостоятельности в работе. Доход от 35 000 до 75 000 долларов США в год. Многие имеют высшее образование.

Рабочий класс. Рабочие и клерки средней квалификации. Доход от 16 000 до 30 000 долларов США в год. Имеют среднее образование.

Низший  класс. Работающие на низкооплачиваемых должностях или живущие на правительственные субсидии. Некоторые имеют среднее образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний класс в США

Основными показателями принадлежности к среднему классу в  американской стратификации являются образование и социальный или  профессиональный статус. Из этих двух показателей результируется третий – семейный доход, который на самом деле так или иначе лежит в основе всех классификаций и определений среднего класса. Большинство американских исследователей сходятся на том, что годовой семейный доход американского среднего класса лежит в пределах 35–100 тыс. долл. При этом верхний средний класс имеет доход 75–100 тыс. долл., а нижний – 35–75 тыс. долл.

Но доходы, образование  и профессиональный статус – не единственные характеристики среднего класса. К числу важнейших из них  американские ученые относят также:

  • жизненные ценности,
  • политическую активность,
  • влияние на общество
  • потребление.

По всем этим характеристикам средний класс является наиболее продвинутым в обществе. По своим ценностям средний класс сильнее ориентирован на свободу, нонконформизм, независимость и инновативность. Он более вовлечен в политическую жизнь и способен отстаивать свои интересы. Средний класс наиболее влиятелен в обществе, так как в него входят писатели, учителя, журналисты, профессора, издатели и другие группы влияния. В области потребления средний класс задает тон и навязывает обществу свои потребительские стандарты. Правда, гиперпотребление иногда входит в противоречие с моральными ценностями среднего класса.

В классическом понимании среднего класса в США  не существует, это миф. К такому безрадостному для сверхдержавы выводу пришли эксперты Национального  центра по изучению общественного мнения при университете Чикаго. Социологи разделяют население США на пять групп примерно равной численности (по 20 процентов). В первую занесены семьи (два взрослых и один ребенок) с ежегодным доходом до 24 тысяч долларов. Во вторую - с доходом от 24 до 40 тысяч. В третью - от 40 до 95 тысяч. В четвертую - от 95 до 165 тысяч. В пятую - с доходом свыше 165 тысяч долларов. Есть, впрочем, еще одна подкатегория - "богатейшие американцы" с доходом около 900 тысяч долларов, но сюда относится лишь один процент граждан.  
Средний класс часто называют каркасом общества. Считается, что это основной производитель материальных благ. В идеале это экономически свободные люди, которые позволяют себе и большие накопления, и большие траты. Кто же в таком случае подпадает под понятие "средний класс" в Соединенных Штатах? По сути никто. Потому что американцы из первых трех групп и даже отчасти из четвертой, как свидетельствуют опросы, являются рабами семейного бюджета, а их доходы едва-едва превышают расходы. У них просто нет средств, которые они могли бы вложить в новое дело, в недвижимость, оставлять на банковских счетах. Около 40 процентов их трат уходит на жилье, включая его покупку, аренду и страховку. 5 процентов - на отопление, снабжение газом и электроэнергией, водопровод, канализацию и уборку мусора. Еще 4,8 процента - на мебель, занавески, домашний инструмент. Еще 17,6 - на аренду, страховку и ремонт автомашин, покупку запчастей и бензина, 17 - на еду и напитки, включая алкогольные, 5 - на медицинские услуги, 6 - на отдых и домашних животных, столько же - на образование и связь, в том числе сотовую. Чуть менее 5 процентов "съедают" одежда, обувь и украшения. В итоге "на прочие расходы" остается лишь около 4,6 процентов.

 

 

 

 

 На практике средний класс  в Америке - это скорее состояние умов, самоидентификация, нежели социальный статус. Подсчитано, что на долю четырех групп граждан с уровнем заработков до 165 тысяч долларов приходится 45 процентов доходов, получаемых населением США. Богачам и сверхбогачам достается остальное, но они обеспечивают 90 процентов налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Из Вашингтона, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и Сан-Диего люди перебираются в центральные районы страны, в штаты Юта, Колорадо, Нью-Мексико, Арканзас, Оклахома, Небраска. В "глубинке" стоимость жизни совсем не та, что в мегаполисах. Скажем, расходы на жилье здесь ниже почти в два раза, на медицинские услуги - на 27 процентов, транспорт - на 20, бытовую электронику - на 14, продукты питания - 7,5 процента. Как раз в этой новой для себя среде обитания многие американцы и могут ощутить себя тем самым средним классом, в принадлежности к которому они не были уверены в больших городах.

В США свыше 4 миллионов семей считают себя миллионерами. Кроме того, в этой стране сконцентрировано наибольшее количество миллиардеров - 222 (всего в мире - 476). В числе 11 богатейших людей планеты, чье состояние превышает 20 миллиардов долларов, лишь два неамериканца. Свои деньги эти граждане заработали главным образом на рынке нефти, алюминия, средств массовой информации, электроники, фармацевтики, индустрии развлечений, косметики, страхования, а также в системе сетевого маркетинга. За последние десять лет доходы финансовой элиты США выросли на 160 процентов, в то время как доходы остального населения -лишь на 10 процентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проанализировав средний класс в России и в США, можно сказать: как экономическое развитие и политическая обстановка, идеология влияют на ментальные ценности народа, на формирование классов общества, отношения между ними. Приведенные данные показывают: какие большие различия между российским средним классом и средним классом на западе.На мой взгляд, средний класс в западном смысле у нас только зарождается и не приобрел еще ясных очертаний, позволяющих его зафиксировать. Если же речь идет просто о средней группе населения, то здесь проблем нет. Вернее, есть только одна, которая состоит в том, что эту середину каждый отмеряет по-своему.

Данная тема ещё мало изучена, поэтому сказать  какие именно нужны меры для создания среднего класса тяжело. Принятые во всем мире критерии стратификации:

  • уровень доходов,
  • социальный статус,
  • владение собственностью,
  • предпринимательская активность,
  • уровень образования

вполне овладели массовым сознанием россиян. Вместе с тем средний слой, выделяемый на основе самоидентификации,  вряд ли можно рассматривать как аналог среднего класса.  Он внутренне неоднороден и по составу,  и по доходу,  и по потреблению,  и по видам адаптационной активности, по ценностным ориентациям.

Очевидно,  его  верхняя и средняя части,  составляющие по разным оценкам около 20%,  могут рассматриваться как  "зародыш" будущего среднего класса при нормальных условиях развития экономики,  поддержки частного бизнеса,  в том числе малого и среднего, стабильности политической системы.

Развитие среднего класса в России будет связано  с тем,  каково будет материальное положение и самочувствие людей с образованием,  занятых наемным трудом:  в первую очередь  "специалистов" и  "менеджеров". Государственная бюрократия,  финансовая сфера,  сфера обслуживания высшего класса не могут сформировать средний класс без  "поддержки"  всех других секторов экономики.

Развитие среднего и малого бизнеса, безусловно оказывает влияние,  но не играет основной роли в формировании среднего класса в России,  принимая во внимание нынешнюю структуру производства и "зачаточное" состояние этого бизнеса.

Формирование  среднего класса будет сопровождаться дальнейшей дифференциацией тех,  кто относит себя к средним слоям, что связано прежде всего с расслоением того слоя,  который раньше было принято называть  "интеллигенцией".  Те из представителей среднего слоя,  кто смогли занять активную позицию в реформах, адаптироваться к ним за счет востребованности их профессионального мастерства,  деловых качеств,  будут составлять ядро среднего класса и его верхушку.  Последнее будет пополняться также за счет молодежи,  получившей хорошее образование и занимающей посты менеджеров, специалистов.

Другая часть  "бывшей"  интеллигенции,  особенно средних и старших возрастов,  по-видимому,  будет принадлежать к низшей страте среднего слоя или даже к бедным.

 

 

 

Используемые источники литературы

1 . http://prousa.ru/social_classes

2.http://www.ng.ru

 

 

 

 


Информация о работе Средний класс в России: миф или реальность