Современная банковская система России: проблемы развития и совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение банковской системы России, проблем и перспектив развития для стабилизации ее функционирования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
· раскрыть сущность и структуру банковской системы;
· раскрыть роль и значение Банка России в банковской системе;
· выявить основные факторы, влияющие на развитие банковской системы;
· провести анализ банковской системы России в условиях мирового финансового кризиса;
· выявить перспективы развития банковской системы РФ.
Объект исследования: Банковская система РФ.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования банковской системы России 5
1.1 Понятие, сущность и принципы организации банковской системы России 5
1.2 Особенности функционирования банковской системы РФ 8
1.3 Основные факторы, влияющие на развитие банковской системы 12
ГЛАВА 2. Развитие банковской системы России и перспективы её совершенствования 15
2.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов 15
2.2 Тенденции развития банковской системы России 23
Заключение 27
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

куррс.docx

— 68.26 Кб (Скачать файл)

.В рамках реализации положений Базеля II в 2012–2014 годах будет проводиться работа по подготовке нормативных актов по вопросам регулирования и надзора за деятельностью банков, применяющих подходы к оценке кредитного риска, основанные на внутри банковских рейтингах. При взаимодействии с кредитными организациями будут осуществляться также разработка и внедрение внутренних процедур оценки достаточности капитала.

В рамках внедрения новых международных требований к качеству и достаточности капитала, поддержанию необходимого уровня ликвидности, предусмотренных документами БКБН (Базель III), принятыми в2010 году и поддержанными главами государств «Группы 20» на саммите в Сеуле в ноябре 2010 года, будет проведена работа:

 

– по внесению изменений в нормативную базу в части пересмотра структуры регулятивного капитала и введения требований к достаточности компонентов капитала;

– по установлению требований к формированию буферов капитала, введению показателя «леверидж», определяемого как отношение величины капитала к совокупной величине активов и вне балансовых позиций без учета уровня риска по ним;

– по введению двух нормативов ликвидности: показателя краткосрочной ликвидности, определяемого как отношение ликвидных активов к чистому оттоку денежных средств в ближайшие 30 дней в условиях рыночного стресса, и показателя чистого стабильного фондирования, определяемого как отношение имеющихся в наличии стабильных источников фондирования сроком не менее 1 года к необходимому объему такого фондирования в условиях стресса.

В 2013–2014 годах будут определены подходы к формированию банками контр циклического буфера капитала в качестве инструмента ограничения системного риска. Для реализации этих подходов предполагается также разработать дополнительные индикаторы роста рисков в российской финансовой системе.

В 2012–2014 годах предстоит выработать подходы к определению системно. Приложение значимых банков, а также определить особенности регулирования их деятельности с учетом предложений, разработанных БКБН совместно с Советом финансовой стабильности (СФС) в отношении глобальных системно значимых финансовых институтов. При определении соответствующих критериев для российских банков Банк России будет учитывать особенности функционирования отечественного рынка банковских услуг, а также проводимую БКБН и СФС работу по адаптации предложенных подходов к регулированию деятельности национальных системно значимых банков.

В связи с международными рекомендациями по соблюдению принципов и стандартов СФС в сфере вознаграждений (материального стимулирования сотрудников кредитных организаций) предполагается проведение работы по внедрению указанных рекомендаций с учетом специфики российского законодательства.

В целях снижения административной нагрузки на банки предполагается унифицировать через внесение соответствующих изменений в законодательство надзорные требования к устойчивости кредитных организаций и требования к участию в системе страхования вкладов.

Для повышения транспарентности деятельности российских кредитных организаций10 предусматривается установление обязанности кредитных организаций раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о квалификации и опыте работы их руководителей.

Предстоит законодательно урегулировать обязанность владельцев акций и лиц, оказывающих косвенно (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, включая третьи лица, предоставлять кредитной организации сведения для раскрытия структуры собственности, в том числе в случае если акции кредитной организации находятся у номинального держателя.

Предполагается дальнейшее развитие законодательной базы института аффилированных лиц кредитных организаций в целях повышения прозрачности структуры собственности кредитных организаций. В частности, предполагается предусмотреть обязанность всех аффилированных лиц кредитных организаций предоставлять сведения о себе и нести ответственность за неисполнение этого требования.

Продолжится работа по законодательному совершенствованию процессов слияния и присоединения. В законодательство будут внесены изменения, предусматривающие возможность участия юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм в реорганизации кредитных организаций, что послужит дополнительным стимулом для повышения уровня капитализации посредством реорганизации.

Реализация курса на интеграцию в мировой финансовый рынок должна осуществляться с учетом национальных интересов, реального уровня развития и конкурентоспособности российского банковского сектора. В качестве необходимой меры поддержания конкурентоспособности российских банков на внутреннем рынке банковских услуг останется запрет на открытие филиалов11 иностранных банков, в связи с чем продолжится участие Банка России в разработке соответствующего федерального закона.

Банк России примет участие в работе над законопроектами, направленными на обеспечение дополнительной защиты прав кредиторов и потребителей финансовых услуг, в том числе в рамках совершенствования законодательства о залоге и разработки законодательства о потребительском кредите. Одновременно продолжится реализация мер по повышению финансовой грамотности населения в области банковской деятельности.

Повышение транспарентности деятельности кредитных организаций в результате применения ими Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) является фактором роста эффективности банковского сектора и увеличения доверия к нему со стороны клиентов. В этой связи указанные задачи должны быть решены в рамках реализации положений Федерального закона от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», в соответствии с которым кредитные организации должны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность. Со своей стороны Банк России исходит из задачи обеспечения должной меры консерватизма при реализации кредитными организациями предусмотренной МСФО концепции справедливой стоимости и при необходимости будет использовать полномочия по банковскому регулированию и надзору в целях корректировки оценок исходя из пруденциальных подходов.

Банк России уделит дополнительное внимание изучению подходов и мер по поддержанию системной устойчивости банковского сектора. Продолжится совершенствование инструментов так называемого макропруденциального анализа, в том числе на основе расчета показателей финансовой устойчивости банковского сектора и их публикации на сайте МВФ в сети Интернет, а также оценки системных рисков методами стресстестирования.

В целях повышения уровня защищенности банковской системы, кредиторов кредитных организаций, в том числе вкладчиков банков, и снижения рисков злоупотреблений со стороны руководства и собственников кредитных организаций продолжится работа по совершенствованию механизмов ликвидационных процедур в кредитных организациях, включая вопросы установления уголовной ответственности для руководителей кредитных организаций, а также лиц, ответственных за бухгалтерскую и иную отчетность, за внесение в документы, регулирующие гражданские права и обязанности, бухгалтерские и иные учетные и отчетные документы, отражающие экономическую деятельность кредитной организации, заведомо ложных данных, а также исправлений, искажающих их действительное содержание, если они совершены из корыстной или личной заинтересованности и причинили ущерб гражданам, организациям или государству.

В 2012–2014 годах в ходе инспекционной деятельности Банка России особое внимание будет уделяться проверкам кредитных организаций, системно значимых для банковского сектора Российской Федерации иее субъектов, а также кредитных организаций, ведущих высоко рискованную деятельность, и кредитных организаций, деятельность которых недостаточно транспарентна.

В ходе проверок основное внимание будет уделяться оценке рисков банков (кредитного и рыночного рисков, риска потери ликвидности и риска концентрации, в том числе на бизнес собственников) и систем управления ими, а также выявлению сомнительных операций.

В целях достижения наилучших  результатов проверок кредитных организаций (их филиалов) предполагается продолжить практику оперативного управления процессом организации и проведения проверок путем их мониторинга, а также координации работы по проведению проверок. Дополнительное внимание будет уделено формированию риск фокусированных заданий на проведение проверок кредитных организаций.

Повышению результативности проверок послужит совершенствование организационной структуры инспектирования, предусматривающей завершение к 2014 году централизации инспекционной деятельности Банка России.

Совершенствование нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности будет проводиться с учетом международно признанных подходов, а также мероприятий Банка России по реализации Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до2015 года.

Банк России законодательно наделен полномочиями по установлению требований к разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В связи с этим особое внимание будет уделяться использованию кредитными организациями риск ориентированного подхода при идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, а также при осуществлении мониторинга операций в рамках обслуживания клиентов.

2.2 Тенденции развития банковской системы России

Российская банковская система  продолжает развиваться опережающими темпами относительно реального  сектора экономики, несмотря на неравномерное  распределение ликвидности и  волатильности финансовых рынков. Все  это приводит к повышенному спросу на ресурсы со стороны банковской системы и к повышению процентных ставок.  
          По ряду показателей интенсивность деятельности приближается к уровням начала 2008 года (докризисного периода), демонстрируя некоторые признаки перегрева в отдельных сегментах. Так, доля товарооборота, профинансированного кредитами, уже приближается к докризисному максимуму в 11–13%, соотношение прироста кредитов предприятиям и инвестиций также высока (30%). Все эти факты свидетельствуют о том, что экономика уже сейчас в значительной степени подпитывается кредитами. В этих условиях попытки банковской системы подстегнуть свое развитие за счет поддержания роста спроса посредством кредитования может увеличить потенциальные потери в случае возможных макроэкономических шоков. 
          Темпы роста кредитования населения выше 40%, что может вызывать повышение рисков в данном сегменте. В связи с этим Банк России с 2013 года ужесточает требования по формированию резерва на возможные потери по ссудам для банков, имеющим большой удельный вес кредитов населению. 
          Динамика роста депозитов12 населения замедляется, несмотря на рост ставок. Причиной является не снижение склонности к сбережению, а низкий рост доходов.        

Конкуренция на рынке финансовых услуг отличается высокой интенсивностью и диверсификацией продуктовой  линейки. Наряду с банками в ней  участвуют микрофинансовые организации, инвестиционные и лизинговые компании, пенсионные фонды, почта и т.д. Конкурентная среда банковского сектора характеризуется, в первую очередь, доминированием государственных банков, усилившимся в условиях неопределенности на рынке и сконцентрировавшим более 50% активов. В создавшихся условиях ожесточившейся конкуренции с госсектором частные банки вынуждены идти по пути дальнейшего укрупнения и консолидации активов. 
          Однако ситуация на рынке различается в зависимости от продукта. Например, если в долгосрочном корпоративном кредитовании конкурентное преимущество государственных банков очень сильно, то в розничном бизнесе им приходится выдерживать серьезную конкуренцию со стороны частных российских банков и других небанковских организаций. Микрофинансовые организации находятся даже в более выгодном положении, поскольку на них не распространяются нормативы банковского надзора. На российском рынке также представлены известные мировые банковские бренды, которые несколько сократили свое присутствие после 2008 года, однако, в том же розничном кредитовании занимают долю рынка более 20%.   

Также в текущих условиях замедляющейся экономики одним  из основных критериев результативности и выживания является качество управления рисками. В числе ключевых факторов, принимаемых во внимание финансовыми  компаниями при планировании своей  деятельности на фоне экономического спада – кредитные и рыночные риски и риски ликвидности. 
          Это требует от организации большей аккуратности при выборе заемщика, что в целом не исключает возможности сохранения неплохих темпов роста кредитного портфеля. При управлении активами минимально комфортным ориентиром является соблюдение требований Центрального Банка. В случае острой фазы кризиса это позволит банкам минимизировать и адекватно абсорбировать потенциальные потери. Применительно к операциям на финансовых рынках в условиях неопределенности многие банки предпочитают вкладываться в надежные инструменты,  
          Официальная стратегия развития банковского сектора до 2015 года предполагает,что: 
          Основным содержанием развития банковской сферы должно стать повышение качества банковской деятельности, включающее расширение состава банковских продуктов и услуг и совершенствование способов их предоставления, обеспечение долгосрочной эффективности и устойчивости бизнеса кредитной системы.       

Все более активно должны использоваться достижения современных  информационных технологий13, составляющих основу модернизации банковской деятельности. Необходимо дальнейшее повышение уровня конкуренции, транспарентности (открытости) и рыночной дисциплины в банковском секторе.         

Информация о работе Современная банковская система России: проблемы развития и совершенствования