Современная антиинфляционная политика: теория и идеология, система стабилизационных мер и её эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

В большинстве стран мира уровень инфляции один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.
Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.
Сущность и происхождение инфляции по-разному трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением. Целью данной работы является анализ современной антиинфляционной политики и её эффективность.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики 4
1.1 Теория инфляции: понятие, виды, причины возникновения, последствия 4
1.2 Понятие и цели антиинфляционной политики 9
2 Теоретические подходы к определению механизмов регулирования инфляции 13
2.1 Фискальная антиинфляционная политика государства 13
2.2. Кредитно-денежная политика государства. Политика цен и доходов 17
3. Идеология антиинфляционной политики 22
3.1 Антиинфляционная стратегия 22
3.2 Антиинфляционная тактика 26
Особенности инфляции и основные направления антиинфляционной политики в России. 30
Заключение 34
Список используемой литературы 36

Файлы: 1 файл

курсач ДКБ.docx

— 190.18 Кб (Скачать файл)

Краткосрочные резервы роста  предложения.

Государственная поддержка  повышения товарности экономики. Имеется  в виду льготное налогообложение  предприятий, продающие побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, и т.п. Такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов. Однако уровень товарности экономики можно повышать лишь до определенного предела.

Поддержка формирования новых  рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход  от натурального к товарному производству.

3.  Правильно организованная  приватизация государственной собственности  несет в себе антиинфляционный  заряд. Она ведет к увеличения государственных доходов ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита. Также этот способ дает эффект прямого действия: проявление на рынке акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса.

4.  Действенными средствами  краткосрочной антиинфляционной  политики могут стать массированный  потребительский импорт и частичная  реализация государственных стратегических  запасов. В странах с нерыночной  экономикой возможен и такой  антиинфляционный резерв, как продажа  населению части накопленных  предприятиями материальных ресурсов  производственного назначения.

Краткосрочные резервы снижения текущего спроса.

Повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного  дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть не меньше суммы  текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий. В противном  случае едва ли удастся привлечь сбережения, ибо вкладчики, передавая свои деньги банку, вправе рассчитывать, что не понесут потерь. Существует и отрицательный  момент, так как повышение процента по вкладам ведет к удорожанию кредита, что может отрицательно сказаться на размерах инвестиций.

Повышение процента по государственным  облигациям, распространение акционерной  формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь значительные сбережения. Подобные меры дают реальный антиинфляционный эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции.

Для понижения уровня ликвидности  сбережений практикуется повышение  нормы процента по срочным вкладам  и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы  подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда вводится временное  замораживание вкладов до востребования.

Денежная реформа конфискационного типа нацелена на экспроприацию части  принадлежащих населению доходов  и снижение текущего спроса. Это  метод способен на короткое время  уменьшить величину инфляционного  разрыва. Конфискационные денежные реформы осуществляются редко, например, после войн и других социально-политических катаклизмов.

В качестве краткосрочного противоинфляционного средства может использоваться повышение курса национальной валюты. Если внутренние рынки достаточно конкурентны и отсутствуют разного вида внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, таким образом, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Поэтому ухудшается торговый, а вслед за ним и платежный баланс. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику.

Таким образом, отрицательные  последствия инфляции призывают  проводить определенные действия, направленные на ее устранение. Существует антиинфляционная тактика (носит незамедлительный характер и направлена на устранение инфляции) и антиинфляционная стратегия (производится последовательно, путем изменения психологии потребителей и ограничения денежной массы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Особенности инфляции и основные направления

антиинфляционной  политики в России.

 

На сегодняшний день мы наблюдаем этап кризиса: 2008 гг. –  скачек инфляции вверх, в 2009г. –  вниз, так же в 2013 году до уровня 4,5-5,5%

По итогам 2009 года можно  констатировать, что российская экономика  вышла из острой фазы кризиса. В то же время, положительные тенденции  пока носят неустойчивый характер. Экономический рост и увеличение объема промышленного производства в одних секторах сочетается с  падением в других. В 2011 г. продолжился  экономический рост. По объему ВВП  был достигнут уровень 2008 года. По итогам 2011г. инфляция составила 6,1%, что соответствует целевому ориентиру (6–7%), установленному в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов».

Фактором повышения инфляционного  давления со стороны предложения  являлось ускорение роста цен  производителей в добыче полезных ископаемых в условиях повышения мировых  цен на энергоносители. В то же время, по оценкам, совокупный спрос оставался  ниже уровня потенциального выпуска  и не влиял на формирование избыточного  ценового давления. Рост производства сельскохозяйственной продукции, поддержанный стабилизацией или снижением  мировых цен на аграрную продукцию, благоприятно сказался на ценовой динамике на российском рынке продовольствия. По итогам года номинальный эффективный  обменный курс рубля повысился, что  также ограничило рост цен.

Снижение инфляции в 2011г. по сравнению с предыдущим годом  было обусловлено главным образом  удешевлением плодоовощной продукции  на 24,7% (по итогам предыдущего года цены на нее увеличились на 45,6%), которое  обеспечило снижение уровня инфляции оценочно на 1,0 процентного пункта (или на 16,9%). В 2010г. в результате роста цен на данную группу продуктов питания инфляция увеличилась на 1,6 процентного пункта (на 18,7%) (Табл. 3).

Рост внутреннего спроса в 2011г. не препятствовал замедлению роста цен на потребительском  рынке: фактический выпуск товаров  и услуг оценивается как близкий  к потенциальному уровню. Во втором полугодии 2011г. потребительская и инвестиционная активность возросла. Экономический рост был обусловлен в основном увеличением внутреннего спроса. Внешний спрос на товары российского производства в течение 2011г. оставался слабым.

Цены производителей промышленных товаров в 2011г. увеличились на 12,0% (в предыдущем году – на 16,7%). Замедление роста цен производителей было обусловлено  сокращением темпов прироста цен  в обрабатывающих производствах, а  также в производстве и распределении  электроэнергии, газа и воды.

По информации Росстата, в 2011г. во всех федеральных округах  России темп прироста инфляции потребительских цен был ниже, чем в предыдущем году.

Согласно информации Федеральной  службы государственной статистики, по итогам 2011 г. потребительские цены повысились на 6,1%, что меньше, чем  в предыдущем году, на 2,7 процентного  пункта (Табл. 1). Базовая инфляция, как и годом ранее, составила 6,6%.

Таблица 1. Инфляция на потребительском  рынке.

По итогам 2011г. производство товаров и услуг достигло уровня 2008 года. Загрузка производственных мощностей  в промышленности в 2011г. продолжала увеличиваться, находясь около своего естественного уровня, и приблизилась к докризисной величине.

В 2011г., как и в 2010г., объем  ВВП увеличился на 4,3% и достиг уровня 2008 года (Табл. 2). Фактический выпуск, по оценкам, был близок к своему потенциальному уровню, что не препятствовало снижению инфляции.

Таблица 2. Динамика элементов  использования ВВП (прирост в % к соответствующему периоду предыдущего года).

Основным методом борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика, которая представляет собой  систему мер по предупреждению и  преодолению инфляции. Основными  антиинфляционными мерами на период 2009-2013 гг., утвержденными Правительством РФ являются:

  1. ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов;
  2. сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения налоговой нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора;
  3. стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции;
  4. меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег;
  5. проведение консервативной денежной и бюджетной политики.

Перечисленные меры помогут  сбить темпы инфляции лишь на конкретный временной период, но для ценовой  стабильности в долгосрочной перспективе  необходим переход от разрозненных мер к единой комплексной программе  по снижению темпов инфляции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и  опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности  денег, она подрывает возможности  хозяйственного регулирования, сводит на нет все усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. В итоге процесс  инфляции в различных его проявлениях  носит не случайный характер, а  весьма устойчивый.

Являясь сложным экономическим  явлением, инфляция не возникает просто так. К её появлению приводят различные  причины, как внешние, так и внутренние, как денежные, так и неденежные, главными из которых являются: несбалансированность государственных доходов и расходов, дефицит госбюджета, и общее повышение уровня цен.  Определение и анализ этих причин помогают определить механизм возникновения инфляции, который может быть связан как с избыточным спросом, так и с избыточным предложением.

Что касается классификации  этого денежного феномена, то по своему характеру, интенсивности, проявлениям, инфляции бывают весьма различными. И  именно, исходя из критериев её классификации, можно предугадать её последствия  для каждого из слоёв населения, а так же для всей национальной экономики в целом.

Социально-экономические  последствия инфляции разнообразны и противоречивы. К негативным последствиям инфляционных процессов относятся  снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, в  ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно  у представителей социальных групп  с фиксированными доходами. В странах  с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма.

А управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В  ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы.

Именно по этим причинам антиинфляционная политика рассматривается  как одно из первостепенных направлений  государственного регулирования экономики.

При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется  проведение широкого комплекса различных  антиинфляционных мероприятий. Среди  них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой  системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий  за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса национальной валюты, проведение определенных мер  по регулированию цен и доходов.

Таким образом, можно сказать, что инфляция является современным, достаточно широко распространённым экономическим  явлением, которое несёт за собой  в основном негативные последствия  для экономики. Нормализация денежного  обращения и противодействие  инфляции требует выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно  проводимых в жизнь.

 

Список используемой литературы

 

 

  1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория / Е.Ф. Борисов. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.
  2. Иохин, В.Я. Экономическая теория / В.Я. Иохин. – М.: Юристъ, 2004. – 861 с.
  3. Красавина, Л.Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России / Л.Н. Красасвина // Деньги и кредит. – 2006. - № 9. - С.14-15.
  4. Курс экономики / под ред. Б.А. Райзберга. -М.: Инфра-М, 2001. -725 с.
  5. Макроэкономика / под ред. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 319 с.
  6. Орлов, А. О социально-экономической природе современной инфляции / А. Орлов // Общество и экономика. - 2005. - № 4. - C. 95-105.
  7. Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2006 год // Деньги и кредит. -2005. - № 11. - C. 3-29.
  8. Официальный сайт Министерство финансов РФ. - Режим ввода: http://www.minfin.ru.
  9. План мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2007-2008 годы. - Режим ввода: www.chirkounov.ru.
  10. Российская газета. – Режим ввода:http://www.rg.ru.
  11. Рузавин, Г.И. Экономическая теория / Г.И. Рузавин. – М.: Проспект, 2004. - 384 с.
  12. Сажина, М.А. Экономическая теория / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. – М.: НОРМА, 2001. – 456 с.
  13. Сошникова, Л.А. Моделирование и анализ инфляции в Российской Федерации / Л.А. Сошникова, Ю.Ю. Гнездовский // Вопросы статистики. - 2005. - № 4. - C. 31-33.
  14. Тарасевич, Л.С. Макроэкономика: учебник / Л.С. Тарасевич. П. Гребенников. - М.: Высшее образование, 2005. – 654 с.
  15. Тарасов В. Сезон инфляции / В. Тарасов, И. Крылович // Вопросы экономики. - 2005. - № 3. - С. 13.
  16. Экономика / под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005. – 832 с.
  17. Экономическая теория / под ред. С.А. Бартенева. – М.: Юристъ, 2002. – 303 с.
  18. Экономическая теория /под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 640 с.
  19. http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2011/07/ONBP_2012-2014.doc / Основные направления бюджетной политики  
    на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов
  20. Деньги. Кредит. Банк. / А.Ю Казак, М.С. Марамыгин, 2007 – 212 с.
  21. Деньги. Кредит. Банк. 2-е издание, переработанное и дополненное / В.В Иванов, Б.И Соколов, 2009 – 208 с.

Информация о работе Современная антиинфляционная политика: теория и идеология, система стабилизационных мер и её эффективность