Совершенствование организации потребительского кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:53, дипломная работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение процесса кредитования коммерческого банка для удовлетворения потребительских нужд населения, выявление соответствующих проблем и подходов к их решению.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
рассмотрены сущность и роль потребительского кредита;
выявлены общие основы организации потребительского кредитования в России;
обозначена роль потребительского кредита в развитии экономики страны и повышения благосостояния граждан;

Файлы: 3 файла

ТЕКСТ.doc

— 440.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Таблицы.doc

— 125.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Раздача.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

 

 

 

КАФЕДРА финансов и кредита

 

 

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

К ДИПЛОМНОЙ РАБОТЕ

на тему: «Совершенствование организации потребительского кредитования в коммерческом банке»

(на материалах ЗАО «Банк Русский Стандарт»)

 

 

 

 

Выполнил

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

Белгород – 2009

 

Таблица 1

Показатели объёма совокупных потребительских кредитов

в коммерческих банках России с сентября 2008 г. по март 2009 г. (%)*

Группа банков

В рублях

В иностранной валюте

апрель 2009/ сентябрь 2008

апрель 2009/ декабрь 2008

апрель 2009/

март 2009

апрель 2009/ сентябрь 2008

апрель 2009/ декабрь 2008

апрель 2009/

март 2009

Сбербанк

100

97

99

66

83

92

Госбанки

127

102

101

71

93

99

Федеральные банки

93

95

97

84

93

96

Крупные банки

87

94

97

61

94

98

Нерезиденты

105

96

98

91

95

98

Московские

87

91

97

93

96

98

Региональные

87

94

97

90

94

103

Итого

98

96

98

84

93

97


*Описание групп (в  скобках численность банков в  группе):

"Сбербанк" (1) – выделен  в отдельную группу в силу  высокого веса в банковской  системе;

"Госбанки" (5) – группа  ВТБ, Россельхозбанк, Российский  банк развития,

"Федеральные банки" (10) – крупнейшие банки, не входящие  в другие группы;

"Крупные банки" (20) – следующие по величине банки, не входящие в другие группы;

"Нерезиденты" (68) –  банки с долей иностранного  капитала выше 75%;

"Московские" (~400) –  средние и малые московские  банки, не вошедшие в другие  группы;

"Региональные" (~500) – региональные банки, не вошедшие в другие группы.

 

 

Таблица 2

Структура и динамика активов ЗАО «Банк Русский Стандарт» за 2005-2007 гг. (тыс. руб.)

№ п/п

Наименование статьи

Годы

Абсолютное

отклонение, +/-

Относительное отклонение, %

2005

Уд. вес

2006

Уд. вес

2007

Уд. вес

2006 / 2005

2007 / 2006

2006 / 2005

2007 / 2006

1

2

3

4

5

6

7

8

6

7

8

9

1

Денежные средства

1 219 097

1,2

1 951 808

1,1

3 594 370

2,0

732711

1642562

160,1

184,2

2

Средства кредитных организаций  в Центральном банке Российской Федерации

2 234 367

2,1

4 485 059

2,4

4 666 989

2,6

2250692

181930

200,7

104,1

2.1

Обязательные резервы

523 845

0,5

1 783 854

1,0

2 523 665

1,4

1260009

739811

340,5

141,5

3

Средства в кредитных организациях

698 250

0,7

348 078

0,2

601 491

0,3

-350172

253413

49,9

172,8

4

Чистые вложения в торговые ценные бумаги

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5

Чистая ссудная задолженность

97 347 174

93,1

168 254 525

91,5

153 970 154

84,5

70907351

-14284371

172,8

91,5

6

Чистые вложения в инвестиционные ценные бумаги, удерживаемые до погашения

-

-

-

-

5 857 030

3,2

-

5857030

-

-

7

Чистые вложения в ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи

2

-

482 631

0,3

3 515 452

1,9

482629

3032821

-

728,4

8

Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы

1 780 045

1,7

3 951 458

2,1

5 136 322

2,8

2171413

1184864

222,0

130,0

9

Требования по получению процентов

37 978

0,0

308 356

0,2

1 773 478

1,0

270378

1465122

811,9

575,1

10

Прочие активы

1 267 625

1,2

4 019 497

2,2

3 186 400

1,7

2751872

-833097

317,1

79,3

11

Всего активов

104 584 538

100

183 801 412

100

182 301 686

100

79216874

-1499726

175,7

99,2


 

 

Таблица 3

Основные экономические  показатели ЗАО «Банк Русский  Стандарт»

за 2005-2007 гг. (тыс. руб.)

№ п/п

Наименование статьи

Годы

Абсолютное отклонение, +/-

Относительное отклонение, %

2005

2006

2007

2006 / 2005

2007 / 2006

2006 / 2005

2007 / 2006

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Чистые процентные и  аналогичные доходы

6 786 518

21 664 318

27 779 378

14877800

6115060

в 3,19 раза

128,2

2

Чистые доходы от операций с ценными бумагами

-32 809

-40 550

-207 643

-7741

-167093

123,6

в 5,12 раза

3

Чистые доходы от операций с иностранной валютой

-135 609

-515 532

-4 801 277

-379923

-4285745

в 3,8 раза

в 9,31 раза

4

Чистые доходы от операций с драгоценными металлами и прочими  финансовыми инструментами

-

-

-37 910

-

-37910

-

-

5

Чистые доходы от переоценки иностранной валюты

-838 753

5 840 482

5 361 220

6679235

-479262

в -6,96 раза

91,8

6

Комиссионные доходы

11 785 655

37 786 860

31 391 842

26001205

-6395018

в 3,21 раза

83,1

7

Комиссионные расходы

897 966

2 676 507

3 058 380

1778541

381873

в 2,98 раза

114,3

8

Чистые доходы от разовых  операций

484 576

624 197

-14 032 896

139621

-

128,8

в -22,5 раза

9

Прочие чистые операционные доходы

115 911

928 975

-871 941

813064

-1800916

в 8 раз

-93,9

10

Административно- управленческие расходы

4 604 123

10 716 898

18 646 834

6112775

7929936

в 2,33 раза

174,0

11

Резервы на возможные  потери

-5 357 884

-32 070 850

-10 696 530

-26712966

21374320

в 6 раз

33,4

12

Прибыль до налогообложения

7 305 516

16 188 495

12 179 029

8882979

-4009466

в 2,22 раза

75,2

13

Начисленные налоги (включая  налог на прибыль)

2 674 846

5 359 329

5 696 924

2684483

337595

в 2 раза

106,3

14

Прибыль (убыток) за отчетный период

4 630 670

10 829 166

6 482 105

6198496

-4347061

в 2,34 раза

59,9


 

 

Рис. 1. Динамика роста реальных доходы населения РФ

 

Рис. 2. Динамика безработицы за 2008 г

 

Уважаемый председатель и члены аттестационной комиссии!

 

Вашему вниманию представлена дипломная работа на тему «Совершенствование организации потребительского кредитования в коммерческом банке».

Главная задача банка  – это забота о своих клиентах, которая выражается в том, что  разработанная система кредитования населения обусловлена его целями и направлена, прежде всего, на создание условий для реализации потребностей каждого гражданина в таких вопросах, как приобретение, строительство и реконструкция жилья, обучение, приобретение мебели, бытовой техники и многое другое.

Кредитные операции –  самая доходная статья банковского  бизнеса. За счет этого источника  формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплаты дивидендов акционерам банка.

Потребительское кредитование получило такое широкое распространение  в развитых странах в первую очередь  потому, что посредством использования  данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости.

Объектом исследования выступил ЗАО «Банк Русский Стандарт». Период исследования составил три года: с 2005 по 2007 гг.

В последние годы на рынке  потребительского кредитования в нашей  стране наблюдался бурный рост объёмов  кредитования. Чему способствовало внедрение  новых кредитных продуктов, а  также доступность потребительских  ссуд.

Однако мировой экономический кризис ввёл свои коррективы. Коммерческие банки уменьшали объёмы кредитования, а некоторые и вовсе прекратили программы потребительского кредитования. Из таблицы 1 видим, что совокупные объёмы «рублёвых» кредитов у многих банков не достигает уровня сентября 2008 г. Исключение составляют государственные банки и банки-нерезиденты. Первые придерживались консервативной кредитной политики, а вторые имели больше каналов для привлечения средств, в основном за счёт материнских на Западе.

Объёмы кредитов в иностранной валюте и вовсе ни по одной группе банков не достигли уровня начала кризиса. Лишь банки-нерезиденты

 

При анализе активов  ЗАО «Банк Русский Стандарт» (Табл.2)

 

(Табл. 3) Показатели доходности.

 

Процесс кредитования связан с действиями многочисленных и многообразных факторов риска, способных повлечь за собой непогашение ссуды в установленный срок. Поэтому предоставление ссуд банк обуславливает изучением кредитоспособности, т.е. изучением факторов, которые могут повлечь за собой их непогашение.

В условиях мирового финансового кризиса существенно изменились состав и структура денежных доходов населения. В частности, увеличился временной интервал, необходимый для накопления определенной суммы сбережений, достаточной для приобретения населением товаров и услуг. В связи с этим возросла роль потребительского кредита, призванного устранить временной разрыв между потребностью в получении товаров или услуг и возможностью их оплаты.

Рост благосостояния граждан – самый важный фактор развития потребительского кредитования (рис. 1).

В январе-феврале 2009 г. реальные располагаемые денежные доходы населения  снизились на 7,2% (в феврале –  на 4,7%) к соответствующему периоду 2008 года. Темп роста реальной заработной платы составил в январе-феврале 101,0% (в феврале – 100,1%). С исключением сезонного и календарного факторов в феврале реальная заработная плата осталась на уровне показателя января – снижение на 0,6 процента. Продолжает расти задолженность по заработной плате. На 1 марта 2009 г. по сведениям организаций (не относящимся к субъектам малого предпринимательства) суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 8087 млн. рублей и увеличилась по сравнению с 1 февраля 2009 г. на 1122 млн. рублей (на 16,1 процента)

Удовлетворение потребительских нужд населения – сложный процесс взаимодействия доходов и расходов населения. Зависящий от величины доходов объем потребительских расходов населения удовлетворяется полностью или частично. В случае частичного покрытия расходов доходами у населения возникают неудовлетворенные потребности. В зависимости от величины доходов возможно удовлетворение этих потребностей через механизм сбережений. Причем для различающихся по уровню доходов групп населения необходимо неодинаковое время для накопления сбережений в целях удовлетворения возникшей потребности. В это случае возникает временный разрыв между моментом появления потребности и моментом ее удовлетворения. Сокращение временного разрыва возможно с помощью кредитования населения.

Немаловажный элемент в системе кредитования населения является уровень безработицы. В 90-е годы безработица в России носила массовый характер. Самый высокий уровень данного показателя в нашей стране был зафиксирован в 1995-2000 гг. – до 7 млн. чел. имели официальный статус безработных. В период с 2002 по 2007 год уровень безработицы в РФ ежегодно снижался. А в 2007 году была достигнута минимальная отметка – 4,2 млн. чел.

Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений (рис. 2). Службой занятости было поставлено на учет по безработице 1,5 млн. чел. В то время как, по результатам опоросов, проводимых ГОССТАТом, безработными на конец ноября себя считали 5 млн. чел., что составляет 6,6 % всего трудоспособного населения.

Информация о работе Совершенствование организации потребительского кредитования