Российская практика обязательного резервирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть обязательное резервирование в деятельности ЦБ.
Задачи работы:
- рассмотреть резервные требования и их назначение;
- рассмотреть элементы системы резервных требований;
- рассмотреть развитие систем обязательного резервирования за рубежом, их отличительные черты;
- рассмотреть особенности российской практики обязательного резервирования, направления ее развития по пути сближения с международной практикой.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Назначение системы резервных требований и ее составные элементы 5
1.1.Характеристика основных элементов системы обязательного резервирования 5
Глава 2. Развитие зарубежных систем обязательного резервирования 12
2.1. Основные тенденции в развитии систем обязательного резервирования за рубежом 12
2.2. Различия в использовании механизма усреднения в США и странах ЕС 16
Глава 3. Российская практика обязательного резервирования 19
3.1. Правовая основа обязательного резервирования в России 19
3.2. Виды привлеченных средств, включаемых в состав резервируемых обязательств 20
3.3. Назначение и уровень норматива обязательного резервирования 22
3.4. Определение нормативной величины обязательных резервов 24
3.5. Использование принципа усреднения в российской практике 24
3.5. Содержание процесса регулирования размера обязательных резервов 26
Заключение 28
Список литературы 29
Приложение 30

Файлы: 1 файл

система_обязательного_резервирования.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

В системе стран ЕС выявляется лишь факт несоблюдения обязательств минимального резервирования, в системе США выявляются оба результата.

Невыполнение обязательств минимального резервирования вызывает применение санкций. К ним в системе стран ЕС относится уплата штрафов в определенном размере, а при грубых нарушениях кредитные институты могут лишаться права осуществлять операции на открытом рынке.

В США по результатам  регулирования может разрешаться перенос избытка или дефицита резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер9.

 

Глава 3. Российская практика обязательного резервирования

 

3.1. Правовая  основа обязательного резервирования  в России

Система обязательного  резервирования в России сформировалась с учетом целей, которые она призвана решать в процессе денежно-кредитного регулирования, и международного опыта в этой области.

В официальных документах Банка России, в частности Положении  Центрального банка Российской Федерации  от 25 марта 2004 г. № 255-П, указано, что  резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

Реализация указанного назначения осуществляется на основе общеметодологических подходов к построению системы обязательного резервирования с учетом российской специфики10.

Правовую основу данной системы, как и в зарубежных странах, составляют законодательные акты и нормативные указания Банка России.

К числу законодательных  актов, определяющих применение обязательного резервирования в России, относятся: Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности».

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»:

-  резервные требования отнесены к основным инструментам и методам денежно-кредитной политики Банка России;

-  сформулированы принципиальные положения, касающиеся уровня нормативов обязательного резервирования и депонирования в Банке России, особенностей использования при отзыве у кредитной организации лицензии или ее реорганизации.

В Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» зафиксирована обязанность банков выполнять норматив обязательных резервов, установленный Банком России, в том числе по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов, а также иметь в Банке России счет для хранения этих средств.

К нормативным документам Банка России, регулирующим порядок резервирования привлеченных ресурсов, относятся:

  Положение от 29 марта  2004 г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций», детально регламентирующее весь механизм обязательного резервирования, включая контроль Банка России за полнотой и своевременностью резервирования; решения Совета директоров Банка России об уровне норматива обязательных резервов, дифференцированного по срокам, объемам и видам привлеченных ресурсов.

Важным элементом механизма  обязательного резервирования является определение состава резервируемых обязательств.

3.2. Виды привлеченных средств, включаемых в состав резервируемых обязательств

В современных условиях состав резервируемых обязательств наиболее широк. Он охватывает следующие виды привлеченных ресурсов:

- депозиты до востребования предприятий, организаций, индивидуальных предпринимателей;

-  средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, находящихся на счетах в банках;

-  средства кредитных организаций на корреспондентских счетах (резидентов и нерезидентов) в рублях и иностранной валюте;

-  средства на счетах банков по другим операциям (средства клиентов по незавершенным расчетным операциям, в том числе через подразделения Банка России, и др.);

-  кредиты, полученные от банков-нерезидентов, в том числе просроченные кредиты и проценты по ним;

-  депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов, в том числе просроченные депозиты и проценты по ним;

-  депозиты (до востребования и срочные) Минфина России, финансовых органов субъектов Российской Федерации, внебюджетных фондов всех уровней;

-  депозиты (до востребования и срочные) предприятий и организаций всех типов (в том числе нерезидентов);

-  депозиты (до востребования и срочные) и прочие привлеченные средства физических лиц, в том числе нерезидентов;

-  остатки средств, отражающие расчет по ценным бумагам (средства клиентов по брокерским операциям, в том числе нерезидентов), расчеты с Минфином России и т.д.;

-  выпущенные банками ценные бумаги (облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя и банковские акцепты и др.);

-  остатки средств, отражающие расчеты банков по отдельным операциям (по факторинговым и форфейтинговым, с валютными и фондовыми биржами), с прочими кредиторами; кредиторская задолженность по расчетам с бюджетом по налогам, с внебюджетными фондами; с работниками банка по оплате труда; по расчетам с поставщиками, подрядчиками и покупателями; по расчетам с участниками банка по дивидендам и некоторые другие в состав резервируемых обязательств не включаются;

- остатки средств на счетах, отражающих средства клиентов в расчетах (аккредитные к оплате, расчетные чеки, по зачетам, транзитные счета и др.).

Таким образом, в состав резервируемых обязательств в настоящее  время включаются:

-  подавляющая часть средств бюджета, банков, клиентов до востребования (не включаются лишь остатки средств на корреспондентских счетах у банков-резидентов и банков-нерезидентов в драгоценных металлах, а также срочных депозитов (не включаются лишь срочные депозиты и иные привлеченные средства от Банка России);

-  определенная часть средств, отражающая расчеты клиентов и банков (не включается значительная часть кредиторской задолженности банков);

-  незначительная часть полученных банками кредитов от других банков (включаются лишь кредиты, полученные от банков-нерезидентов). Кредиты, полученные от Банка России и на внутреннем межбанковском рынке, в состав резервируемых обязательств не включаются.

Кроме того, следует иметь  в виду, что в расчет отдельных составных элементов резервируемых обязательств

Банк России рекомендует  внести некоторые коррективы. Например, остатки срочных депозитов финансовых органов всех уровней, предприятий и организаций, а также сумма кредитов, полученных от банков-нерезидентов, должны уменьшаться на ту их часть, которая привлечена на срок не менее трех лет, т.е. представляет наиболее долгосрочный ресурс банка11.

Данная корректировка позволяет сделать вывод, что современная политика Банка России по резервированию средств направлена на стимулирование долгосрочной ликвидности банковской системы.

 

3.3. Назначение и уровень норматива обязательного резервирования

Другим элементом механизма обязательного резервирования является норматив (нормативы) обязательных резервов, депонируемых в Банке России.

Как отмечалось выше, он (они) устанавливается Советом директоров Банка России на основе действующего законодательства.

Назначение данного элемента механизма обязательного резервирования состоит в регулировании:

-  фактического объема и структуры обязательных резервов кредитных организаций в Банке России;

-  общей банковской ликвидности;

-  объема и структуры денежного агрегата М2.

Изучение российской практики обязательного резервирования показывает, что уровень норматива обязательного резервирования, критерии его дифференциации периодически изменялись (Приложение 1, табл. 1).

Данные, приведенные в  таблице, позволяют сделать следующие выводы: во-первых, в целом нормативы обязательных резервов в России имеют тенденцию к снижению, что соответствует общей ситуации в денежном обращении, т.е. снижению инфляционных процессов. Однако уровень их остается достаточно высоким, что является предметом серьезных дискуссий в банковском сообществе; во-вторых, критерии дифференциации претерпели некоторые изменения. Первоначально акцент был сделан на сроках привлечения средств, а в дальнейшем — на видах и источниках их привлечения. Для средств, привлеченных от физических лиц, действует минимальный уровень норматива обязательного резервирования, что направлено на стимулирование аккумуляции средств от населения. При этом норматив для других видов привлеченных средств повышен до 10%, тем самым общий объем резервных требований, депонированных в Банке России, предназначенный для страхования своевременного погашения обязательств перед вкладчиками, в первую очередь физическими лицами, — высокий.

Механизм резервирования включает также порядок определения нормативной величины обязательных резервов, т.е. размера обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России.

Алгоритм ее расчета  достаточно прост: норматив обязательных резервов умножается на величину резервируемых обязательств. Величина последних определяется за отчетный период (месяц), т.е. исчисляется средняя хронологическая величина.

Поскольку норматив обязательных резервов дифференцирован по видам и источникам средств, среднехронологическая величина резервируемых обязательств рассчитывается по трем группам привлеченных ресурсов:

1)  юридических лиц в рублях;

2)  физических лиц в рублях;

3)  юридических и физических лиц в иностранной валюте.

Применяя к указанным  группам средств соответствующие нормативы обязательного резервирования, можно определить величину обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России в рублях и иностранной валюте.

При этом следует иметь  в виду еще один корректив, вносимый в расчет нормативной величины обязательных резервов, исчисляемой для привлеченных средств в рублях (юридических и физических лиц). Он отражает право банка иметь в своей кассе установленный минимально допустимый остаток. Наличие такого права предполагает сокращение среднехронологической величины резервируемых обязательств в рублях на среднехронологический остаток средств в кассе банка (в пределах установленного минимально допустимого остатка).

3.4. Определение нормативной величины обязательных резервов

Таким образом, схема  расчета нормативной величины обязательных резервов выглядит так:

1)   определение среднехронологической величины резервируемых обязательств по привлеченным средствам:

—   юридических  лиц в рублях,

—   физических лиц  в рублях,

—   юридических  и физических лиц в иностранной  валюте;

2)  определение среднехронологической величины средств в кассе, имея в виду остатки денежных средств в кассе кредитных организаций; в кассе обменных пунктов; в операционной кассе; находящихся вне помещения банков; в банкоматах и в пути;

3)   определение величины обязательных резервов на основе установленных нормативов:

—   по привлеченным средствам юридических лиц в  рублях,

—   физических лиц  в рублях,

—   по привлеченным средствам в иностранной валюте;

4) определение величины  обязательных резервов в рублях с учетом средств в кассе: величины обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физических лиц в рублях минус среднехронологическая величина средств в кассе (в пределах установленного минимально допустимого остатка).

3.5. Использование принципа усреднения в российской практике

Усреднение обязательных резервов стало использоваться Банком России в качестве нового способа регулирования текущей ликвидности кредитных организаций.

Данный способ состоит  в том, что определенной группе кредитных  организаций Банк России предоставляет право оставлять на своих корреспондентских счетах часть нормативной суммы обязательных резервов для использования их для текущих платежей. В результате такие кредитные организации могут депонировать на специальном счете в Банке России не нормативную, а расчетную величину обязательных резервов (разницу между нормативной и усредненной суммой).

Указанное право кредитных  организаций сопровождается их обязанностью обеспечить в течение периода усреднения среднехронологический остаток средств на корреспондентском счете в размере не ниже усредненной величины обязательных резервов. Эта величина рассчитывается исходя из применения коэффициента усреднения (в настоящее время он установлен в размере 0,2 нормативной величины обязательных резервов)12.

Право на усреднение в соответствии с нормативными документами Банка России предоставляется стабильным кредитным организациям (за исключением многофилиальных), которые отвечают таким критериям, как:

- соблюдение правила обязательного резервирования, т.е. не допускают недовзноса, не имеют штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов и своевременно представляют расчеты размера обязательных резервов;

-  выполнение обязанности по усреднению в предыдущие периоды (если кредитная организация пользовалась таким правом);

-  не имевшим просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним.

В случае если кредитная  организация не имела права на усреднение, расчетная величина равнялась  нормативной. Расчетная величина обязательных резервов предназначена для регулирования размера обязательных резервов каждой кредитной организации.

 

3.5. Содержание  процесса регулирования размера  обязательных резервов

Регулирование представляет собой комплекс мер, осуществляемый уполномоченным учреждением Банка России (территориальным учреждением Банка России или РКЦ Банка России), по обеспечению соответствия фактически депонированной суммы обязательных резервов на отдельных счетах в Банке России их расчетной величине.

Этот комплекс мер включает действия уполномоченного учреждения Банка России по:

Информация о работе Российская практика обязательного резервирования