Роль Центрального банка в денежно-кредитной политике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: проанализировать участие центрального банка в денежно-кредитной политике, и определить перспективы развития
При раскрытии данной темы важно учесть некоторые задачи:
во-первых, показать преимущества и недостатки финансово-кредитной политики и методы, с помощью которых Правительство РФ и Банк России проводят данную политику;
во-вторых, проанализировать влияние предпринимаемых мер на развитие банковской системы и кредитных отношений в стране;
в-третьих, отобразить перспективы и пути дальнейшего развития банковского сектора и экономики страны в целом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
ГЛАВА I. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ИСТОРИЯ, ВИДЫ, СУЩНОСТЬ_________________________5
1.1 История создания банковской системы_____________________________5
1.2 Деньги и их функции. Понятие и типы денежных систем______________9
1.3 Виды и сущность денежной массы, пассивные и активные операции ________________________________________________________________10
ГЛАВА II. БАНК РОССИИ И ЕГО ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА_____________________________________________________21
2.1 Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики________________________________________________________21
2.2 Функции и методы денежно-кредитной политики России____________25
2.3 Роль центрального банка в Денежно-кредитной политике РФ_________33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ__________________________________________________41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ__________________________________________43

Файлы: 1 файл

Роль центрального банка в денежно-кредитной политике123.rtf

— 701.07 Кб (Скачать файл)

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

- принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации; [16, с. 29]

- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности");

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

-  осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. 
       Центральные банки монопольно осуществляют эмиссию наличных денег и организуют их обращение, обеспечивают стабильность и устойчивость национальной денежной единицы, организуют систему безналичных расчетов.

На ЦБ РФ возлагается:

1) прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; 
2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

3) установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; 
4) определение порядка ведения кассовых операций для всех предприятий и организаций; 
5) разработка и проведение во взаимодействии с Правительством РФ единой денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; 
6) установление правил осуществления как наличных, так и безналичных расчетов в РФ. [19, с. 173]

      Денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, которая разрабатывается и проводится Центральным банком России (ЦБР) во взаимодействии с Правительством РФ. Правовой основой денежно-кредитной политики в России является Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». 

Цели данной политики, как следует, определяются задачами общей экономической политики государства. Конечной целью денежно-кредитной политики  является снижение инфляции. Однако, следует отметить, что ЦБР не в состоянии достичь конечной цели напрямую, он должен выбрать промежуточную цель, достижение которой повлияет на конечную цель.  
Промежуточной целью может выступать достижение целевых ориентиров роста денежной массы, уровня валютного курса, процентных ставок. В качестве промежуточной выбирается какая-либо одна цель, так как достижение всех целей одновременно невозможно. 
  Обычно при проведении денежно-кредитной политики ЦБР придерживается соблюдения целевого ориентира прироста денежной массы, которое носит название «таргетирование» (от англ. target - цель). Целевой ориентир  прироста денежной массы определяется на конкретный срок, например на год вперед, но может корректироваться в течении данного периода. Размеры денежной массы находятся в прямой зависимости от проводимой Центральным банком денежно-кредитной политики и в то же время тесно связаны с общими изменениями экономической конъюнктуры страны.

Методы денежно-кредитной политики Центрального банка разнообразны. Наиболее широко используются:  
- изменение процентных ставок, по которым центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам (официальной учетной ставки, ставки рефинансирования, ломбардной ставки); 

-изменение норм обязательных резервов банков; 

-операции на открытом рынке, т. е. операции по купле-продаже государственных облигаций, векселей и других ценных бумаг;

-политика валютного курса или курсовая политика. 

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом.

Кроме того могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся: 
прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки) и регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, разницы между ставками по депозитам и ставками по кредитам.  
Традиционным методом регулирования является изменение процентных ставок центрального банка. Одна из функций Центрального банка- предоставление ссуд коммерческим банкам. По этим ссудам взимаются процентные платежи по определенным ставкам. Ставка, по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам, называется учетной ставкой (если кредиты предоставляются в форме учета векселей) или ставкой рефинансирования (при других формах кредитования). Повышение официальной ставки уменьшает возможности коммерческих банков в получении кредита для пополнения своих резервов, что в свою очередь приводит к сокращению их ссуд, а значит, денежной массы и увеличению рыночных процентных ставок. Повышая ставки, центральный банк проводит политику ограничения кредита, т.е. кредитной рестрикции.  
Повышение процентных ставок отражается также на состоянии платежного баланса и уровне валютного курса, так как приводит к привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала. В итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, а значит, снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки центрального банка является методом политики расширения кредита -- кредитной экспансии. Изменение официальных ставок играет роль сигнала для всего рынка ссудных капиталов: повышение ставок означает начало проведения политики кредитной рестрикции, снижение -- кредитной экспансии. [20, с. 49]

Существенное воздействие на ресурсы коммерческих банков и, следовательно, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение норм обязательных резервов. Повышение нормы обязательных банковских резервов означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по ссудам. Снижение нормы банковских резервов увеличивает возможности расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению рыночного процента. Распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке (OOP).    Под  операциями  на   открытом   рынке   понимаются  купля-продажа Банком России казначейских векселей,  государственных  облигаций и  прочих  государственных  ценных  бумаг,  краткосрочные  операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.  
    Для оживления экономики Центральный банк увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определённое количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения. Если же целью Центрального банка является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения, проводя тем самым контрактивную политику, которая приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами части своих резервов. 
Во-первых, эти операции влияют на деятельность коммерческих банков через объем их ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в центральном банке, уменьшаются на сумму купленных бумаг. Соответственно уменьшаются их возможности по предоставлению ссуд. Своим клиентам. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении. При покупке ценных бумаг у коммерческих банков центральный банк зачисляет соответствующие суммы на их корсчета, что расширяет возможности банков по выдаче ссуд. 
Во-вторых, OOP могут использоваться для регулирования процентных ставок и курса (цены) государственных ценных бумаг. Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если же центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам. Кроме того, покупка-продажа казначейских векселей, краткосрочных государственных облигаций ведет к изменению спроса и предложения, а значит, курса и доходности этих бумаг, что оказывает воздействие на краткосрочные ставки на денежном рынке и уровень курса национальной валюты. 
Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Рост цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а следовательно, и долгосрочных процентных ставок. Важным методом денежно-кредитной политики является политика валютного курса, или курсовая политика. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке сначала на импортные, а затем и отечественные товары, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

Регулирование центральным банком валютного курса с помощью валютной интервенции ( т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на объем рублевой массы и на курс рубля) оказывает непосредственное воздействие на денежное обращение. Покупка иностранной валюты приводит к увеличению денежной массы в национальной валюте, а продажа -- к ее сокращению.  
Аналогично изменение официальной ставки с целью регулирования валютного курса оказывает соответствующее влияние на рынок ссудных капиталов и денежное обращение. [14, с. 37-42]

Центральный банк является органом валютного контроля, проводником государственной валютной политики. Он определяет режим обменного курса национальной валюты и осуществляет его регулирование, проводит операции по управлению официальными золотовалютными резервами, регулирует международные расчеты, платежный баланс, контролирует движение валютных ценностей как внутри страны, так и за границей, принимает участие в разработке прогноза и организует составление платежного баланса. 
Центральный банк участвует в подготовке международных соглашений по соответствующим вопросам, сотрудничает с центральными банками других стран, а также с международными и региональными валютно-кредитными организациями, представляет страну в этих организациях.

 

   2.3 Роль центрального банка в Денежно-кредитной политике РФ

 

Участие Центрального банка Российской Федерации в регулировании системы расчетов и платежей является одной из основных его целей, определяемой ст. 3 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В соответствии с данной статьей Закона целью деятельности Банка России является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы, наряду с защитой и обеспечением устойчивости рубля, развитием и укреплением банковской системы России.

Правовой основой реализации цели деятельности Банка России по обеспечению эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы страны являются также ст. 80-82 упомянутого Закона. В соответствии с этими статьями Банк России:

- координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации;

- устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, обязательные для всех субъектов хозяйствования, предприятий, организаций и населения;

- проводит межбанковские безналичные расчеты через свои учреждения.

К правовой базе регулирования платежной системы России относятся также Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации "О банках и банковской деятельности" и нормативные акты самого Банка России.

Безналичные расчеты и платежи осуществляются через платежную систему страны. Под платежной системой понимается совокупность юридических, организационных, экономических, технологических, технических и информационных средств, обеспечивающих проведение расчетов и платежей между участниками платежной системы.

Участниками платежной системы, предоставляющими 'и использующими платежные средства, являются, с одной стороны, конечные пользователи (предприятия и частные лица), обменивающиеся безналичными деньгами и имеющие счета в банках, и кредитные организации - с другой, предоставляющие в распоряжение участников средства платежа и осуществляющие перевод денежных средств. [17, с. 86]

Эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы, рассматриваемое как цель деятельности Банка России, должно соответствовать таким характеристикам, как:

- надежность и своевременность, исключающие возможность нарушения нормального функционирования системы расчетов и платежей.

- эффективность, обеспечивающая быстрое и точное проведение операций с минимальными затратами;

- справедливость - все участники системы расчетов и платежей должны соответствовать единым установленным требованиям.

Платежную систему России составляют два сегмента:

- платежная система Банка России, в рамках которой проводятся межбанковские расчеты через РКЦ;

- частные платежные системы, к которым относятся: внутрибанковские платежные системы для расчетов между подразделениями одной кредитной организации, платежные системы кредитных организаций для расчетов по корреспондентским счетам, открытым в других кредитных организациях, платежные системы расчетных небанковских кредитных организаций, системы расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации.

Оба сегмента платежной системы относительно самостоятельны и системно значимы. Но платежная система Банка России в платежной системе страны является наиболее значимой. Она обеспечивает осуществление расчетов по платежам в рублях с использованием средств, хранящихся на счетах в Банке России.

Территориальные учреждения Банка России расположены в регионах Российской Федерации, которые в основном совпадают по территории с субъектами Российской Федерации, а в некоторых случаях и в регионах, объединяющих территории нескольких субъектов Российской Федерации. В каждом территориальном учреждении Банка России функционируют региональные компоненты платежной системы.

Платежная система Банка России обеспечивает:

Информация о работе Роль Центрального банка в денежно-кредитной политике