Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 17:53, курсовая работа
Вопросы развития банковской системы, ее устойчивости и ее роль в развитии конкурентоспособной экономики подтверждается и тем вниманием, которое уделяется данному вопросу Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, который в Послании от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии», высказал свое беспокойство той ситуацией, которая сложилась в банковской сфере, и рекомендует «разрушить «скрытые» монополии, существующие в банковской сфере»[2]. Действительно, как известно, основу всей казахстанской банковской системы в настоящее время составляет олигополия трех коммерческих банков: АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ТуранАлем» и АО «Народный банк Казахстана». Эти три банка настолько велики, что каждый из них по своему размеру сопоставим с остальными банками в стране вместе взятыми
Максимальная сумма инвестиций также не ограничивается. Суть вложений заключается в том, что инвестор приобретает часть площади бюро, магазина или жилья, уплачивая 4% комиссионных, регистрационный сбор и оплачивая издержки управления (около 10% в год).
Рентабельность таких
инвестиций зависит от объема
полученной за эти площади
арендной платы, из которой
вычитаются расходы на
За последние десятилетия благодаря использованию новых форм долгосрочных вложений структура финансовых сбережений во Франции претерпела существенные изменения. Если в 80-х годах большую часть сбережений (более 65%) составляли ликвидные вложения, а на долю договорных приходилось всего 10%, то в настоящее время долгосрочные сбережения составляют 1/3 всех сбережений.
Следовательно, особенностью
банковского менеджмента
К источникам банковского права относятся Конституция Республики Казахстан, Гражданский кодекс Республики Казахстан, законы Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», «О государственном предприятии», «О лицензировании», «О банкротстве», «О валютном регулировании», «Об акционерных обществах», постановления Правительства Республики Казахстан, Инструкции, правила, положения, издаваемые Национальным Банком Республики Казахстан, и другие законодательные и нормативные правовые акты.
К источникам права относятся также и международные договоры. Согласно Конституции Республики Казахстан международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона[6].
Банк, согласно Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»[7] - это юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, осуществляющей банковскую деятельность.
В зависимости от присутствия иностранного элемента в уставном капитале можно выделить:
банки с участием нерезидентов Республики Казахстан;
дочерние банки банков-
Банковской деятельностью согласно Закону Республики Казахстан от 31 августа 1995 года «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»[8] является осуществление банковских операций, а также проведение иных установленных законом операций банками.
Согласно ст. 11 Закона Республики Казахстан «О лицензировании»[9] осуществление банковских операций, а также иных операций, осуществляемых банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, подлежит обязательному лицензированию.
Осуществление банковских операций и проведение иных операций банками осуществляется на основании лицензии, выдаваемой уполномоченным органом или Национальным Банком Республики Казахстан. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 апреля 1995 г. № 1894[10] Национальный Банк включен в перечень государственных органов (лицензиаров), уполномоченных выдавать лицензии на виды деятельности, подлежащие лицензированию[11]. Для получения лицензии на проведение банковских операций банки, после их государственной регистрации, обязаны в течение года выполнить все необходимые требования: оплатить объявленный уставный капитал, подготовить помещение и оборудование, укомплектовать персонал банка.
За выдачу лицензии на проведение банковских операций взимается сбор, размер и порядок уплаты которого определяются Правительством Республики Казахстан. Согласно Постановлению Правительства Республики Казахстан от 24 января 2002 г. № 100[12] ставки лицензионного сбора за лицензирование деятельности, связанной с банковскими операциями, для банков второго уровня составляют 80 месячных расчетных показателей; для организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, — 40 месячных расчетных показателей.
Законом «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31 августа 1995 года были закреплены жесткие требования к созданию и деятельности банков, а также предоставлены значительные полномочия Национальному Банку по регулированию банковской деятельности.
Порядок и особенности формирования уставного капитала определяются организационно-правовой формой учреждения банков.
В Законе «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» указано, что банки могут создаваться в форме акционерных обществ.
Согласно Закона Республики Казахстан от 31.08.1995 N 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» уставный капитал банка выражается и формируется в национальной валюте Республики Казахстан за счет продажи акций либо взносов учредителей. Учредители и акционеры банка обязаны оплачивать приобретаемые акции исключительно деньгами.
В состав пруденциальных нормативов, устанавливаемых уполномоченным органом для их обязательного соблюдения банками, входят: минимальный размер уставного капитала банка; коэффициент достаточности собственного капитала.
В Республике Казахстан деятельность банков второго уровня, их филиалов и представительств регулируется законодательными и нормативными правовыми актами. Это: Конституция Республики Казахстан13, Гражданский кодекс Республики Казахстан14, Законы Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»15, «О Национальном Банке Республики Казахстан»16, другие законодательные акты Республики Казахстан, а также нормативные правовые акты, принятые Национальным Банком Республики Казахстан, Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Согласно ст. 15 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» банки создаются в форме акционерных обществ. Акционерным обществом согласно ст. 85 Гражданского Кодекса Республики Казахстан признается юридическое лицо, выпускающее акции с целью привлечения средств для осуществления своей деятельности. Акционеры акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством.
Акционерное общество обладает имуществом, обособленным от имущества своих участников, несет ответственность по своим обязательствам в пределах своего имущества и не отвечает по обязательствам своих участников17.
Правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционеров определяются в соответствии с Гражданским кодексом Республики Казахстан, законодательными актами. Особенности правового положения акционерных обществ, созданных путем приватизации государственных предприятий или контрольный пакет акций которых принадлежит государству, определяются законодательными актами Республики Казахстан18.
Учредительными документами акционерного общества являются учредительный договор и устав. Учредительные документы акционерного общества подлежат нотариальному удостоверению. Действие учредительного договора прекращается со дня государственной регистрации объявленных акций.
Банки создаются на основании учредительного договора и действуют в соответствии со своим уставом и законодательством Республики Казахстан.
Банк использует в качестве своего наименования то, которое записано в его уставе. Наименование банка должно содержать слово «банк» или производное от него слово.
Всем банкам, кроме Национального Банка, запрещается использовать в своем наименовании слова «национальный», «центральный» в полном или сокращенном виде на любом языке.
Всем банкам запрещается использовать в своем наименовании слово «государственный» в полном или сокращенном виде на любом языке.
Не допускается использование в качестве наименования обозначений, тождественных или сходных до степени его смешения с наименованием ранее созданных банков, в том числе банков — нерезидентов Республики Казахстан, за исключением дочерних банков. Дочерние банки в своем наименовании обязаны использовать наименование родительских банков.
Банк создается в порядке, определяемом гражданским законодательством Республики Казахстан для юридических лиц, с учетом особенностей, установленных банковским законодательством.
Рассматривая этапы развития банковской системы в Казахстане, мы наблюдаем картину сокращения банковских институтов: если в 1993 году в стране насчитывалось 204 банка, к 1997 году их стало 82, а на начало июля 2000 г. функционирует 48 банков, в 2002 году 44, в 2010 и 2012 годах – 38.
По состоянию на 1 января 2012 года банковский сектор представлен 38 банками второго уровня (рисунок 3).
Структура банковского сектора Республики Казахстан представлена в таблице 1.
Рисунок 3 Количество коммерческих банков в Казахстане, ед.
Таблица 1
Структура банковского сектора Республики Казахстан
Структура банковского сектора |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
1 |
2 |
3 |
Количество банков второго уровня, в т.ч. |
39 |
38 |
- банки со 100 % участием государства в уставном капитале |
1 |
1 |
Количество филиалов банков второго уровня |
365 |
378 |
Количество дополнительных помещений банков второго уровня |
1881 |
1893 |
Количество представительств банков второго уровня за рубежом |
17 |
14 |
Количество представительств банков – президентов в Республике Казахстан |
29 |
29 |
Количество банков – участников
системы обязательного |
34 |
35 |
Количество банков, имеющих лицензию на осуществление кастодиальной деятельности |
10 |
10 |
Примечание – составлено автором |
Активы банков второго уровня по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличились на 790,3 млрд. тенге или на 6,6% (Приложение 2), банковские займы и операции «обратное РЕПО» за рассматриваемый период также увеличились на 1 359,6 млрд. тенге или на 15,0%, резервы (провизии) по займам, сформированные в соответствии с требованиями уполномоченного органа увеличились на 562,3 млрд. тенге или на 21,3%.
Размер активов и условных обязательств, подлежащих классификации за 2011 год увеличился на 1 318,1 млрд. тенге или на 9,5%. Провизии по активам и условным обязательствам (сформированные по требованиям уполномоченного органа) уменьшились на 435,2 млрд. тенге или на 10,6%.
Динамика качества активов и условных обязательств банковского сектора РК показана в таблице 2.
Таблица 2
Динамика качества активов и условных обязательств банковского сектора РК
Наименование показателя / дата |
01.01.2011 |
01.01.2012 | ||
сумма осн. долга, млрд. тенге |
в % к итогу |
сумма осн. долга, млрд. тенге |
в % к итогу | |
Всего активов и условных обязательств |
13857,2 |
100,0 |
15175,3 |
100,0 |
Стандартные |
6695,6 |
48,3 |
6967,3 |
45,9 |
Сомнительные |
5035,9 |
36,3 |
5610,8 |
37,0 |
Сомнительные 1 категории |
1706,1 |
12,3 |
1683,9 |
11,1 |
Сомнительные 2 категории |
582,2 |
4,2 |
694,8 |
4,6 |
Сомнительные 3 категории |
985,0 |
7,1 |
1300,8 |
8,6 |
Сомнительные 4 категории |
493,9 |
3,6 |
428,7 |
2,8 |
Сомнительные 5 категории |
1268,7 |
9,2 |
1502,6 |
9,9 |
Безнадежные |
2125,7 |
15,3 |
2597,2 |
17,1 |
Примечание – Составлено автором по [19, c. 1] |