Регулирование Банком России коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 13:53, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ процесса регулирования Банком России коммерческих банков.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……3
I. Основные направления регулирования Банком России
коммерческих банков……………………………………………………….4
1. Банковский надзор……………………………………………………….4
2. Направления регулирование деятельности кредитных организаций….8
3. Обязательные экономические нормативы………………………………9
4. Базельские соглашения…………………………………………………..11
II. Современное состояние процесса регулирования Банком
России коммерческих банков…………………………………….………...15
Заключение……………………………………………………….……..…...23
Список литературы……………………………………………………….…24

Файлы: 1 файл

Регулирование БР ком.банков.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное агентство  по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

Кафедра Денег, кредита  и ценных бумаг

Контрольная работа

по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки»

 

на тему:

«Регулирование Банком России коммерческих банков»

 

 

 

 

                                                                                                                                                   ИсполнительКурс 4  группа    1СФК412

Личное дело № 

Преподаватель: Мартыненко Н. Н.

 

 

 

 

Москва 2012 год

 

                                              Оглавление

 

Введение………………………………………………………………..……3

 

I. Основные направления регулирования Банком России

коммерческих банков……………………………………………………….4

1.  Банковский надзор……………………………………………………….4

2. Направления регулирование деятельности кредитных организаций….8

3. Обязательные экономические нормативы………………………………9

4. Базельские соглашения…………………………………………………..11

 

II. Современное состояние процесса регулирования Банком

России коммерческих банков…………………………………….………...15

 

Заключение……………………………………………………….……..…...23

 

Список литературы……………………………………………………….…24

 

Введение

 

В ходе социально-экономических  преобразований российской экономики, глубоко затрагивающих сферу  формирования и использования ее финансовой системы, необходимо учитывать результаты сравнительного исследования тенденций, характеризующих эту сферу в условиях современного финансово-экономического кризиса. Очевидно, что сохранение, дальнейшее развитие, эффективное использование финансовых ресурсов и возрождение экономики в целом возможны только при следовании принципам, определяющим эволюцию современной рыночной экономики. Одним из таких принципов является развитие банковской системы, являющееся жизненно важным для перехода к рыночной экономике, поскольку именно реформированная банковская система должна занять место механизмов централизованного планирования.

Понятие «банковская  система» является одним из ключевых в изучении как банковского дела, так и экономической системы в целом. Это обусловлено тем, что коммерческие банки функционируют в рыночной экономике не изолированно, а во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом.

Во главе  банковской системы стоит Центральный  банк Российской Федерации (Банк России), функции которого аналогичны функциям центрального банка любого государства с рыночной экономикой. Уже сейчас Банк России применяет определенные элементы рыночного регулирования операций коммерческих банков.

    Целью настоящей работы является анализ процесса регулирования Банком России коммерческих банков.

 

I. Основные направления регулирования Банком России коммерческих банков

 

1.

Банковскую систему  Российской Федерации составляют Центральный  Банк Российской Федерации, коммерческие банки и другие кредитные организации. Такая двухуровневая система банков закреплена в ст. 2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».1

Двухуровневая банковская система имеет как несомненные  достоинства, так и определенные недостатки. Положительными моментами  является то, что ЦБ РФ обладает реальными возможностями координации и регулирования деятельности банков и кредитных организаций, может поддерживать с ними не только прямую, но и обратную связь. Двухуровневая система предполагает многообразие банковских организаций, их функций, разнообразие осуществляемых ими операций. Однако банковская система имеет и недостатки. Так, укрупнение банковской системы затрудняет контроль за денежной массой. Ошибки в политике ЦБ РФ при его огромной власти могут сказаться как на банковской системе, так и на экономике государства в целом.

В соответствии с действующим  законодательством важнейшим субъектом, осуществляющим банковское регулирование, является ЦБ РФ. Согласно ст. 3 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке  России)»:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;

- развитие и укрепление  банковской системы РФ;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

В отличие от коммерческих банков получение прибыли не является целью ЦБ РФ.

 

На осень 2011 года в России действуют более 900 коммерческих банков, представляющих из себя в едином целом банковскую систему страны. Их совокупные активы, по сведению Банка России, составляют 13,96 трлн. рублей, из которых 1,69 трлн. – собственные средства. По всем сегментам выдано кредитов в общей сложности более чем на 8 трлн. рублей. Привлечено частных вкладов физических лиц на 3,8 трлн. Денежные средства юрлиц на счетах коммерческих банков – 4,79 трлн. рублей.2

За девять месяцев  с начала 2011 года суммарная прибыль российских банков продемонстрировала рекордные показатели, превысив уровень всего 2010 года. Так, совокупная балансовая прибыль 500 банков по итогам 2010 года составила 463 млрд руб., а с января по сентябрь 2011 года этот показатель вырос уже на величину, превышающую 486 млрд руб. Кроме того, за этот период значительно уменьшилось как само количество убыточных банков, так и размеры их убытков.

«Сбербанк» продолжает увеличивать размер прибыли. За год  этот показатель у крупнейшего российского  банка вырос более чем в два раза со 106.8 млрд руб. до 254.3 млрд руб. (+138.05%). Меньше «повезло» банку «ВТБ», традиционно занимающему второе место: его прибыль на 1 октября 2011 года составила почти 20.8 млрд руб., что, впрочем, на 37.31% меньше, чем на 1 октября 2010 года.

Несмотря на довольно внушительный убыток по итогам III квартала в размере 2.6 млрд руб., прибыль за 9 месяцев 2011 года у «Газпромбанка» составила 16.9 млрд руб., что соответствует  третьему месту и больше показателя в прошлом году на 270.93%. К получению убытка привела отрицательная переоценка ценных бумаг на 4.9 млрд руб. Кроме того, банк в июле-сентябре досоздавал резервы на возможные потери по выданным в валюте кредитам, это было необходимо, в том числе, из-за резкого роста курса доллара к рублю. Стоит отметить, что, по мнению ряда экспертов, даже если в IV квартале у «Газпромбанка» вновь образуется убыток, по итогам всего 2011 года банк все-таки останется в прибыли.3

Центральный Банк России выполняет функцию «банка банков»  и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Согласно ст. 56 Федерального закона «О Центральном банке РФ» Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, в частности, установленных ими обязательных экономических нормативов.

Главная цель банковского  регулирования и надзора заключается  в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Банк России осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков, проводит проверки коммерческих банков и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применяет санкции по отношению к нарушителям.

Система банковского  надзора любого государства включает в себя следующие элементы:

- регистрацию и лицензирование;

- дистанционный надзор;

- инспектирование;

- работу с проблемными  банками;

- ликвидационные процедуры.

В практике зарубежных государств банковский надзор имеет две формы: дистанционный и контактный. В  российском законодательстве эти формы  банковского надзора не разделены, но тоже присутствуют.

Дистанционный надзор - наблюдение за деятельностью кредитных организаций, на основе представленных банковских и бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные  документы и т.п.).

Контактный надзор - это  проверки деятельности кредитных организаций, проводимые представителями Банка России непосредственно в кредитной организации.

В случае неудовлетворительной работы коммерческого банка  Центральный банк РФ имеет право:

- потребовать замены  руководителей;

- осуществления реорганизации банка;

- утверждения индивидуальных  нормативов достаточности капитала  и нормативов ликвидности на  срок до 6 месяцев;

- запретить проведение  некоторых банковских операций  сроком на 1 год;

- временно запретить  открытие филиалов.

Когда руководство коммерческого банка не в состоянии обеспечить работу банка в соответствии с действующим законодательством или самостоятельно оздоровить финансовое состояние банка, Банк России может назначитьвременную администрацию по управлению банком на срок до 18 месяцев. Задачей временной администрации являются сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов, вкладчиков и акционеров.

Как крайнюю меру Центральный  банк России применяет отзыв лицензии на проведение банковских операций. В таких случаях коммерческий банк прекращает свою деятельность, в том числе и путем слияния с другим банком или реорганизации в филиал более крупного банка.

Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как  непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. Банковский надзор рассматривается как одна из важнейших функций Центрального банка Российской Федерации. Особенно велико его значение в период нестабильного развития финансовых рынков и кризисного состояния экономики. Исходя из целей и задач банковского надзора в Центральном банке России были созданы три функционально связанные между собой контрольные структуры:

  • Контрольно-ревизионное управление;
  • Департамент пруденциального банковского надзора;
  • Департамент инспектирования кредитных организаций.

С 1 февраля 2012 года Департамент регулирования и надзора Банка России разделен на две структуры – Департамент регулирования во главе с Василием Поздышевым и Департамент надзора, возглавляемый Алексеем Плякиным.

Центральный банк России, осуществляя надзор за кредитными учреждениями уже на стадии лицензирования, ограничивает доступ на рынок банковских услуг тех банков, которые будут не в состоянии обеспечить должную финансовую устойчивость и не смогут конкурировать с уже действующими кредитными учреждениями, демонстрируя, таким образом, угрозу банкротства и нанесения ущерба своим кредиторам, вкладчикам, клиентам.

 

2.

Регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними Центральный банк РФ осуществляет по следующим направлениям:

  • регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;
  • открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;
  • кредитование кредитных организаций;
  • управление ликвидностью банковской системы путем покупки и продажи банкам государственных ценных бумаг; в 1996 г. Банк России ввел новый инструмент регулирования банковской ликвидности – операции типа репо;
  • регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;
  • установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;
  • регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций;
  • надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов Банка России, проверка деятельности кредитных организаций.

Банк России осуществляет также контроль за исполнением кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" в части 
фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией в кредитных организациях внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Таким образом, для кредитных  организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности.

 

 

 

3.

 В целях обеспечения  устойчивости кредитных организаций  Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.

С 01.04.2004 действует Инструкция Банка России от 16.01.2004 № 110-И «Об  обязательных нормативах банков», которая существенно отличается от старой, отмененной Инструкции Банка России от 01.10.1997 № 1 «О порядке регулирования деятельности банков». С 18 до 10, а затем до 9 сократилось число обязательных нормативов, определяемых новой Инструкцией, с сохранением прежней нумерации и названий нормативов и с некоторым изменением методики расчетов и предельных значений нормативов, зато сама Инструкция увеличилась в объеме почти в полтора раза, вероятно, за счет предусмотренных новым документом положений, которые, по оценке Банка России, будут препятствовать применению кредитными организациями схем по искусственному приведению этих параметров в соответствие с обязательными экономическими нормативами.

Информация о работе Регулирование Банком России коммерческих банков