Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 21:54, курсовая работа
В течение последних 15 лет развитие банковского сектора России было крайне неравномерным. Крупные кризисы в экономике страны приводили к крушению крупнейших кредитных институтов (например, кризис 1998 год). Особенностью деятельности российских банков являлось то, что сфера этой деятельности была традиционно в обслуживании крупных корпоративных клиентов, прежде всего в нефтяной и металлургической сфере, а также осуществление операций на финансовых рынках. В 90-е годы важную роль играло и участие в обслуживании бюджетных платежей. В этой связи важнейшие функции кредитных институтов страны, связанные с обслуживанием физических лиц и малых и средних предприятий были развиты лишь на начальном уровне.
Введение 3
Глава 1. Понятие потребительского кредита. История развития 6
1.1. Понятие потребительского кредита. История развития потребительского кредита за рубежом и в России 6
1.2. Основные принципы кредита 10
Глава 2. Потребительское кредитование на современном этапе 11
2.1. Виды потребительского кредита 11
2.2. Практика потребительского кредитования за рубежом 15
2.3. Практика потребительского кредитования в России 17
Заключение 22
Список использованной литературы 25
В процессе исследования были проанализированы данные, относящиеся к тематике российского и зарубежного потребительского кредита. И в заключении подведем итоги данной работы на основании всего вышесказанного.
Понятие потребительского кредита существовало еще в IV веке до нашей эры, но назначение кредита в то время отличалось от современного: кредиты брались из нужды, а не для получения дополнительной прибыли.
Потребительский кредит (англ. consumer credit, purchase loan) – форма кредита, предоставляемого населению предприятиями торговли и сферы услуг при покупке предметов потребления, товаров длительного пользования, оплате бытовых услуг на условиях отсрочки платежа.
Субъектами потребительского кредитования являются заемщики – физические лица, берущие взаймы, и кредиторы – коммерческие банки и специальные учреждения потребительского кредита, магазины, сберкассы.
Кредит сыграл большую роль в
обеспечении сокращения издержек при
обращении товаров и
Важным моментом является не перенимать вслепую скоринговую модель какого-либо зарубежного банка, а учесть национальные особенности, экономическую ситуацию в России и в банке, для которого создается система скоринговой оценки.
До экономического кризиса 2009 г. в России потребительское кредитование переживает настоящий бум своего развития. Доля кредитов населению в общем объеме кредитов нефинансовому сектору растет. Большая доля кредитов принадлежит кредитам в рублях.
Кредитная корзина в настоящий момент представлена такими продуктами, как магазинный, или экспресс-кредит, стандартный банковский целевой кредит, овердрафт, кредитные карты. Если раньше основная доля рынка принадлежала стандартным банковским кредитам, то теперь это место уверенно заняли экспресс-кредиты, но, по прогнозам специалистов, в недалеком будущем данный вид кредитов уступит свое лидирующее место овердрафту и кредитным картам, так как клиентам более интересны длительные отношения с банком, нежели кратковременные.
Важной особенностью кредитного рынка России является его привлекательность для зарубежных финансовых структур. В результате усилится конкуренция между российскими и иностранными банками.
Проблемы российского
Программы потребительского кредитования должны играть важную роль в управлении банком и банковскими услугами. Причина этого заключается не только в том, что потребительские кредиты принадлежат к числу самых выгодных и перспективных видов кредитования, но и в том, что по мере роста своего образовательного ценза клиенты все чаще прибегают к кредитованию для повышения уровня жизни и согласования планов своих расходов с ожидаемым доходом.
Конечно, очевидно, что современная российская практика кредитования физических лиц на потребительские цели далека от западной, если брать последнюю за эталон. Необходимо вести работу, как в плане объектов кредитования, так и дифференциации условий предоставления кредитов.
В настоящее время потребительский кредит всё еще берут, но спрос на него снизился из-за высоких процентов. Банки идут на различные уловки в целях привлечения заемщиков (напр., предновогодняя «распродажа» кредитов в МДМ-банке, оформление кредита по двум документам, без подтверждения доходов).
В заключение следует отметить, что объективное условие, необходимое для широкого распространения потребительского кредитования, - это нормализация политического и экономического климата в стране, включая упорядочение и четкое соблюдение хозяйственного законодательства. Экономическая стабилизация важна с той точки зрения, что она порождает взаимное доверие кредитора и заемщика (потребителя) в плане долгосрочной финансовой состоятельности друг друга. При сделках потребительского кредитования и для кредитора, и для заемщика важна предсказуемость другой стороны. Иными словами, выдавая кредит на покупку автомобиля в рассрочку или выдавая кредитную карточку, банк-кредитор ориентируется на уровень заработной платы (или иных доходов потребителя) и для него важно, чтобы этот уровень дохода, являющийся источником покрытия кредита, с большой степенью вероятности сохранился на весь – иногда весьма продолжительный – срок кредитования. Точно так же потребитель должен быть уверен в долгосрочной финансовой стабильности банка-кредитора как фактора выполнения им своих обязательств (особенно актуально это, например, при покупке дома в рассрочку, частично финансируемой за счет единовременного взноса покупателем собственных накоплений).
В свете вышесказанного понятно, почему потребительское кредитование при всей его простоте и чрезвычайной актуальности для российской экономики только начало развиваться, в то время как западные страны давно пережили пик серьезного развития этого вида кредитования. Сейчас, когда четко обозначились тенденции общей экономической и политической стабилизации и некоторого оживления, появляются необходимые предпосылки для более широкого применения технологии потребительского кредитования при продаже товаров и услуг населению.
C 2008 года наблюдается следующий отход от намеченного пути. В условиях финансовой нестабильности банки не только повышают ставки по потребительским кредитам, но и ужесточают требования к клиентам. Сегодня отказывают каждому третьему обратившемуся в банк за кредитом. Непросто получить и максимальную обозначенную сумму. Перед банками встали сразу несколько проблем. Основная – это глобальный кризис, приведший к нехватке дешевой и длинной ликвидности. В поисках денег банки стали активнее привлекать вклады населения. Однако вслед за повышением ставок по вкладам неизбежно стали дорожать и кредиты. Вторая проблема российского рынка – активная политика Роспотребнадзора и Банка России по раскрытию банками полной стоимости кредита и отмене дополнительных ежемесячных комиссий. И многие банки стали отказываться от дополнительных комиссий по кредитам. Третья беда российских банков – несознательность заемщиков. Это повлекло ужесточение требований к заемщикам. Эти тенденции приводят к росту отказов банков в выдаче кредитов. Банки стали более тщательно проверять кредитные истории клиентов. С другой стороны, доверие граждан к коммерческим банкам становится в последнее время важным условием для выхода из экономического кризиса.
1 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Г.Б. Полякова. – М.: ,НИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2002. – 512 с.
2 Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования: Учебное пособие/О.И. Лаврушин, О.Н.Афанасьева, С.Л. Корниенко; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. – 3-е изд., доп. – М.: КНОРУС, 2007. – 264 с.
3 Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 620 с. – С. 208.;
Финансы и кредит: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 575 с. – С. 344.
4 Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 620 с. – С. 208.
5 Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. - 512 с. – С. 159-160.
6 Поляков В.П., Московкина Л.А. Основы денежного обращения и кредита: Уч. Пособие. – 2-е изд., доп. – М.: ИНФРА, - М., 1996. – 192 с.
7
Брегель Э.Я. Ссудный капитал и кредит
// Денежное обращение и кредит капиталистических
стран (глава 3). – www.korrectorr.narod.ru/Breg/
8 Деньги, кредит, банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 620 с. – С. 532-533.
9 Демин. Ю. Всё о кредитах. Понятно и просто. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.: ил. – (Серия «Управляй своими деньгами»). – с. 22-31.
10 Кредитные отношения в Великобритании. - www.2uk.ru/business/bus67
11 Потребительский кредит: западный опыт и перспективы развития в России. – www.credits.ru/articles/62/
12
Потребительский кредит: классификация.
– www.okredite.ru/potreb/klass.
13 www.bkg.ru/cgi-bin/analitic_
14 Щиборщ К.В. // Банковские технологии. – 2000. - №7-8.
15 http://credit.rbc.ru/
16 http://credittalk.ru/?p=25#
Информация о работе Развитие потребительского кредитования в России и за рубежом