Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 13:29, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение факторинговых и форфейтинговых операций. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: - рассмотреть экономическую сущность и виды факторинга и форфейтинга; - изучить анализ факторинга во внешнеэкономической деятельности; - проанализировать рынок факторинговых и форфейтинговых услуг в России, а также расмомотреть проблемы развития рынка факторинговых и форфейтинговых услуг в России.
Объектом исследования в курсовой работе являются факторинг и форфейтинг, предметом – рынок данных услуг в России и проблемы его развития на современном этапе.
Введение……………………………………………………………………….....2
1.Факторинг и форфейтинг
1.1 Сущность и виды факторинга ………………………………………….3
1.2 Особенности и виды форфейтинга……………………………………..6
1.3 Сравнительная характеристика факторинга и форфейтинга………….9
2. Мировой опыт факторинга и форфейтинга
2.1 Факторинг во внешнеэкономической деятельности…………………...11
2.2 Рынок факторинговых и форфейтинговых услуг России……………..17
2.3 Проблемы развития рынка факторинговых и форфейтинговых услуг в России…………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………...........24
Список литературы……………………………………………………………..25
Оба метода кредитования по-своему уникальны и востребованы экономиками разных стран.
Целесообразность
Факторинговое обслуживание наиболее эффективно для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые
9
затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и
ограниченности доступных для них источников кредитования. Этот метод еще более интересен для этих предприятий, так как дополняется элементами
бухгалтерского, информационного, рекламного, сбытового, юридического, страхового и другого обслуживания кредитора (клиента), что дает возможность клиентам сосредоточиться на производстве и экономить на издержках по оплате труда.
Форфейтинг наиболее эффективен для крупных предприятий, которые преследуют цель аккумуляции денежных средств для реализации долгосрочных и дорогостоящих проектов.
10
2. Мировой опыт факторинга и форфейтинга
2.1Факторинг во внешнеэкономической деятельности
При экспорте продукции значительно возрастает кредитный риск экспортера (вследствие трудностей оценки кредитоспособности потенциальных иностранных клиентов; предоставления коммерческого кредита на более длительный срок, с учетом времени, необходимого для доставки товаров на иностранные рынки; а также из-за таких факторов, как политическая нестабильность в стране импортера, низкий уровень ее экономического развития и т.д.) Кроме того, поскольку соглашение о внешнеторговом факторинге может предусматривать использование двух и более валют, возникает также валютный риск — опасность валютных потерь в связи с изменением курса иностранной валюты по отношению к национальной. В связи с увеличением степени риска факторинговая компания предъявляет к экспортеру более жесткие требования, чем к поставщикам на внутреннем рынке. При обслуживании экспортера факторинговая компания, как правило, заключает договор с факторинговой компанией страны -импортера и передает ей часть объема работ. Таким образом, участниками международных факторинговых сделок являются поставщик, покупатель, импорт-фактор (банк или импортная фактор- фирма ) и экспорт-фактор (банк или экспортная фактор-фирма).
В коммерческом банке
международные факторинговые
В последнее время международными факторинговыми операциями, сулящими большие доходы, заинтересовались многие крупные российские банки. Особое значение приобретает факторинг в международных торговых
11
операциях в свете Инструкции о порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, вступившей в действие с 1 января 1996 г.
В международной торговле применяются четыре модели факторинга:
Двухфакторная модель позволяет разделить функции и риски между импорт-фактором, расположенным в стране импортера, и экспорт-фактором, расположенным в стране экспортера. Главная цель этой модели -- обеспечить финансирование до 100% и уменьшить накладные расходы в административной сфере.
Классическая двухфакторная схема состоит из следующих этапов:
На первом этапе экспортер запрашивает у своего экспорт-фактора сумму, подлежащую обеспечению. Экспорт-фактор запрашивает у импорт-фактора требуемый лимит. Импорт-фактор проверяет импортера и предоставляет экспорт-фактору гарантии. Далее экспорт-фактор дает экспортеру разрешение на лимит, после чего осуществляется продажа документов.
На втором этапе экспортер поставляет товар или услугу и передает копию счета экспорт-фактору, а тот посылает ее импорт-фактору. Одновременно с товаром экспортер направляет импортеру счет с пометками о переуступке.
12
На третьем этапе, после поставки товара или услуги, экспорт-фактор финансирует экспортера в пределах 70--90% полной первоначальной фактурной цены.
На четвертом этапе импортер осуществляет 100%-ный платеж импорт-фактору, а тот перечисляет полученную сумму экспорт-фактору. Наконец, экспорт-фактор переводит экспортеру непрофинансированную часть требований (10%--30%) за вычетом стоимости факторинговых услуг.
Если сроки платежа не соблюдаются, импорт-фактор направляет импортеру напоминания-предупреждения. Если после двух-трех напоминаний требования не оплачиваются, импорт-фактор принимает необходимые правовые меры.
Вторая модель международного факторинга - прямой импортный факторинг. Его главная цель - обеспечение платежей. Схема прямого импортного факторинга состоит из следующих этапов:
запрос лимита / обеспечение рисков;
поставка / рассылка фактуры;
оплата.
Прямой импортный факторинг имеет смысл лишь в том случае, когда экспорт производится в одну или две страны. Если экспортер имеет контрагентов во многих странах, то заключение одного соглашения с факторинговой компанией своей страны будет более удобным, чем большего количества прямых соглашений с факторинговыми компаниями других государств.
В случае прямого импортного факторинга фактор – фирма страны – импортера заключает соглашение с экспортером о переуступке ей долговых требований по данной стране, осуществляя страхование кредитного риска, учет и инкассирование требований, являющихся для факторинговой компании внутренними. Вместе с тем кредитование заграничного экспортера в иностранной для факторинговой компании валюте достаточно
13
затруднительно, и условие о предварительной оплате встречается в подобных соглашениях чрезвычайно редко.
Таким образом, прямой импортный факторинг может представлять интерес для фирм, которым не нужно незамедлительное финансирование под переуступленные требования.
Третья модель международных факторинговых операций -- прямой экспортный факторинг. При прямом экспортном факторинге не требуется подключения факторинговой фирмы в стране импортера. Основные этапы прямого экспортного факторинга таковы:
При этом факторинговая компания сталкивается со значительными трудностями в оценке кредитоспособности иностранных клиентов и инкассирования требований.
Для оценки риска или
для перестрахования экспорт-
Последний тип международного факторинга - "бэк-ту-бэк". В трех первых моделях международных факторинговых операций финансирования требований концернов не предусматривается. Эту функцию выполняет факторинг "бэк-ту-бэк". Реализация сделки при этой технологии похожа на комбинацию двухфакторной схемы и обычного внутреннего факторинга.
Особенностью внешнеторгового факторинга в целом является его всегда открытый характер, а также отсутствие права регресса к поставщику
14
на экспорт. Последнее обусловлено тем, что основной причиной факторингового обслуживания экспортера выступает обычно защита экспортера от кредитного риска. Обслуживание всего товарооборота, которое предусматривается при операциях внутри страны, встречается при факторинговом обслуживании внешнеторговых операций гораздо реже, факторинговые компании в большинстве случаев специализируются на обслуживании рынка одной страны или рынка определенной продукции.
Международный факторинг позволяет импортеру на постоянной основе получать товар с отсрочкой платежа (обычно до трех месяцев). Обязательство оплаты возлагается на импортера после приемки товарной поставки по качеству и количеству. Факторинг открывает уникальные возможности для предприятий, импортирующих товары в Россию, являясь не чем иным, как товарным кредитом.
При получении международного статуса "фактор-фирмы" российский фактор-банк становится для иностранных фактор-фирм гарантом безопасности и надежности бизнеса, беря на себя обязательство оплаты иностранной компании отгруженного в Россию товара. При импорте товаров и услуг в Россию факторинговая сделка осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе российский импортер и иностранный экспортер согласовывают условия работы по факторингу и заключают контракт.
На втором этапе иностранный экспортер, получив от экспорт-фактора подтверждение фактор-банка о надежности российского импортера, отгружает товар или оказывает услуги.
На третьем этапе иностранный экспортер переуступает счета фактор-фирме. Если иностранный экспортер нуждается в пополнении оборотных средств, то на четвертом этапе, фактор-фирма авансом оплачивает экспортеру стоимость товара или предоставленных услуг.
На пятом этапе российский импортер при наступлении срока платежа
15
оплачивает стоимость товара или оказанных услуг.
На шестом этапе российский фактор-банк после получения средств от импортера платит иностранной фактор-фирме (а в случае неоплаты импортером при наступлении срока платежа, платит из своих средств).
Основными клиентами
по факторингу являются российские импортеры,
вынужденные совершать
Как уже было сказано выше, банк-фактор оплачивает единовременно 80-90% стоимости выставленного поставщиком счёта-фактуры. 10-20% - это резерв, который будет возвращён поставщику после погашения дебитором всей суммы долга. Но при возврате этого резерва он будет дисконтирован на сумму комиссии за факторинговое обслуживание и процентов по кредиту.
16
2.2 Рынок факторинговых и форфейтинговых услуг в России
Объем рынка факторинга в России по итогам первого полугодия 2012 года составил рекордные 360 млрд. руб., а темпы прироста рынка достигли 80% относительно аналогичного периода прошлого (рисунок 4)
Рисунок 4 - Темп прироста рынка факторинга в первом полугодии 2012 года, млрд. руб.
Отчасти столь высокие темпы прироста рынка были связаны с эффектом низкой базы – в первом полугодии 2011 года рынок ещё восстанавливался до предкризисного уровня. Давление избыточной ликвидности в 2011 - начале 2012 года повлекло ужесточение ценовой конкуренции и смягчение риск-менеджмента. Факторы стали наращивать портфели рисками, которые раньше они были не готовы брать. Именно этим отчасти вызваны столь высокие темпы прироста рынка. При этом у многих Факторов отсутствует адекватная оценка рисковых премий, которая должна быть заложена в ставки .
Эксперты считают, что в отличие от западных практик, где клиент знает, сколько стоит финансирование, сколько сервис, а сколько защита от риска неоплаты, на российском рынке превалирует банковский подход, где
17
все смешано в единую годовую ставку в тарификации. Это издержки юности рынка, недостаточного знания клиентами, что представляет собой данная услуга, и того, что российские игроки уделяют мало времени изучению зарубежных практик.
Основными игроками рынка факторинга остаются банки (около 70% рынка по объемам уступленных требований в первом полугодии). При этом на банковском рынке есть признаки умеренного дефицита ликвидности (средний остаток денежных средств кредитных организаций на депозитах в ЦБ РФ в сентябре снизился почти в 2,5 раза по сравнению с июлем). Снижение уровня ликвидности в экономике сделает политику банков и специализированных Факторов в отношении предоставления факторинга более осмотрительной .
Снижение уровня ликвидности во всей российской экономике вероятно при дальнейшем ухудшении ситуации в мировой экономике. При этом конкурентное преимущество получают Факторы, имеющие доступ к источникам дополнительной ликвидности.
Информация о работе Прочие кредитные операции: факторинг и форфейтинг