Проблемы независимости центральных банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование проблем независимости центральных банков.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность и функции центрального банка
2. Исследовать центральный банк и его место в банковской системе
3. Определить принцип независимости центральных банков
4. Изучить возникновение центральных банков
5. Проанализировать проблемы независимости центральных банков
6. Выявить проблемы оценки независимости центральных банков

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………….3
Глава 1. Сущность и функции центрального банка……………………….…..5
1.1. Центральный банк и его место в банковской системе……………..5
1.2. Принцип независимости центральных банков…….………………11
1.3. Возникновение центральных банков……………………….……..16
Глава 2. Проблемы независимости центральных банков…………………..23
2.1. Проблема оценки независимости центральных банков……..….…23
2.2. Анализ независимости центральных банков…………………...…..29
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы……………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Проблемы независимости цб (Автосохраненный).docx

— 74.07 Кб (Скачать файл)

С середины 1990-х годов  большое распространение получили также индекс Цукермана, GMT-индекс и индекс Эйффингера–Шалинга. Индекс Цукермана включает 16 переменных, отвечающих за определенные критерии независимости, объединенные в четыре группы: кадровая автономия, разработка денежно-кредитной политики, ее цели и ограничения на финансирование государственного бюджета. Каждая из 16 переменных может принимать значение от нуля (минимальный уровень независимости ЦБ) до единицы (максимальный уровень независимости). Конкретное значение определяется по таблице, построенной авторами. В соответствии с ней переменные принимают различные значения, определяемые тем, насколько центральный банк независим по данному критерию. GMT-индекс включает две компоненты, отражающие политическую и экономическую независимость центрального банка. Каждая из компонент, также представляющих собой индекс, состоит из бинарных переменных, которые могут принимать только два значения: «истина» (единица) и «ложь» (ноль). Таким образом, данный совокупный индекс независимости центрального банка представляет собой невзвешенную балльную систему. В настоящее время GMT-индекс является одним из наиболее используемых для оценки независимости ЦБ, поскольку для его расчета чаще всего имеется необходимая информация.

Оценка политической независимости  в рамках GMT-индекса основывается на следующих критериях[10]:

1) глава ЦБ назначается  без вмешательства правительства;

2) глава ЦБ назначается  на срок больший, чем 5 лет;

3) совет директоров ЦБ  назначается без участия правительства; 

4) совет директоров ЦБ  руководит банком более 5 лет;

5) нет необходимости в  обязательном присутствии представителей правительства в совете директоров банка;

6) отсутствие необходимости  в одобрении правительством решений  в области денежно-кредитной политики;

7) центральный банк по  закону обязан стремиться к  стабильности цен как одной из приоритетных целей;

8) имеются законодательные  нормы, усиливающие позиции центрального банка в случае конфликта с правительством.

Экономическая независимость  ЦБ в рамках GMT-индекса определяется оценкой операционной независимости  центрального банка и основывается на следующих критериях:

1) не существует автоматической  процедуры выдачи кредитов правительству;

2) если имеется возможность  выдачи кредита правительству,  то правительство может получить его лишь по рыночной ставке;

3) кредиты правительству  выдаются на определенный срок;

4) кредиты, выдаваемые  правительству, имеют ограниченный  размер;

5) центральный банк не  является участником первичного  рынка государственного долга;

6) ЦБ самостоятельно устанавливает  собственные процентные ставки (без согласования с правительством);

7) центральный банк не  несет ответственности за надзор  за банковским сектором (в этом  случае ЦБ присваивает в рамках  расчета GMT-

индекса 2 балла) или эта  ответственность разделена с  другим органом

государственной власти (присваивается 1 балл).

Индекс Эйффингера–Шалинга учитывает три фактора: независимость в определении ЦБ денежно-кредитной политики, присутствие представителей правительства в органах управления центральным банком и доля членов органов управления ЦБ, назначаемых правительством. Данный индекс принимает целочисленные значения от 1 до 5 в зависимости от того, сколько условий выполняется.

2.2 АНАЛИЗ НЕЗАВИСИМОСТИ  ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

Согласно Грилли, Маскиандаро и Табеллини, политическая независимость ЦБ определяется тремя элементами – это взаимоотношения между правительством и центральным банком при формировании монетарной политики, процедуры назначения совета директоров банка и формальные цели деятельности банка в отношении монетарной политики.

На основе законов о  центральных банках, опубликованных на их официальных сайтах, производится расчет независимости ЦБ интересующих нас стран. Результаты приведены в табл. 1 и 2. Как уже было сказано, GMT-индекс включает два подындекса, отражающих политическую и экономическую независимость центрального банка. Они являются бинарными, т.е. могут принимать только два значения: «истина» (единица) и «ложь» (ноль).  Оценка политической независимости в рамках GMT-индекса основывается на следующих критериях:

– глава ЦБ назначается  без вмешательства правительства;

– глава ЦБ назначается  на срок больший, чем 5 лет;

– совет директоров ЦБ назначается  без участия правительства;

– совет директоров ЦБ руководит  банком более 5 лет;

– нет необходимости в  обязательном присутствии представителей правительства в совете директоров банка;

– отсутствие необходимости  в одобрении правительством решений  в области денежно-кредитной политики;

– центральный банк по закону обязан стремиться к стабильности цен  как одной из приоритетных целей;

– имеются законодательные  нормы, усиливающие позиции центрального банка в случае конфликта с правительством.

Таблица 1

GMT-индекс политической независимости [10]

Страна

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

(8)

Сумма

Киргизия

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Болгария

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Хорватия

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Босния и Герцеговина

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Македония

1

1

1

1

1

1

1

1

8

Эстония

1

1

1

0

1

1

1

1

7

Литва

1

0

1

1

1

1

1

1

7

Грузия

0

1

1

1

1

1

1

1

7

Чехия

1

1

1

1

0

1

1

1

7

Венгрия

0

1

1

1

1

1

1

1

7

Польша

1

1

1

1

0

1

1

1

7

Словения

1

1

1

1

0

1

1

1

7

Армения

1

1

1

0

1

0

1

1

6

Латвия

1

1

1

1

0

0

1

1

6

Азербайджан

1

0

1

0

1

1

1

1

6

Таджикистан

1

0

1

0

1

1

1

1

6

Россия

1

0

1

0

1

0

1

1

5

Украина

1

0

1

0

0

1

1

1

5

Узбекистан

1

0

1

0

0

1

1

1

5

Молдавия

1

1

1

1

0

0

1

0

5

Туркменистан

0

1

0

1

1

0

1

1

5

Румыния

1

0

1

0

0

1

1

1

5

Сербия

1

0

1

0

0

1

1

1

5

Белоруссия

1

0

1

0

0

0

1

1

4

Казахстан

1

1

0

1

0

0

1

0

4

Словакия

1

0

0

0

0

1

1

1

4





Экономическая независимость  ЦБ в рамках GMT-индекса основывается на следующих критериях:

– не существует автоматической процедуры выдачи кредитов правительству;

– если имеется возможность  выдачи кредита правительству, то правительство может получить его лишь по рыночной ставке;

– кредиты правительству  выдаются на определенный срок;

– кредиты, выдаваемые правительству, имеют ограниченный размер;

– центральный банк не является участником первичного рынка государственного долга;

– ЦБ самостоятельно устанавливает  собственные процентные ставки (без  согласования с правительством);

– центральный банк не несет  ответственности за надзор за банковским сектором (в этом случае ЦБ присваивает в рамках расчета GMT-индекса 2 балла) или эта ответственность разделена с другим органом государственной власти (присваивается 1 балл) (табл. 2).

Таблица 2

GMT-индекс экономической независимости [10]

Страна

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

(6)

(7)

Сумма

Латвия

1

1

1

1

1

1

2

8

Венгрия

1

1

1

1

1

1

2

8

Эстония

1

1

1

1

0

1

2

7

Казахстан

1

1

1

1

0

1

2

7

Чехия

1

1

1

1

1

1

1

7

Польша

1

1

1

1

1

1

1

7

Босния и Герцеговина

1

1

1

1

1

0

1

7

Россия

1

1

1

1

1

1

0

6

Литва

1

1

1

1

1

1

0

6

Таджикистан

1

1

1

1

1

1

0

6

Киргизия

1

1

1

1

1

1

0

6

Туркменистан

1

1

1

1

1

1

0

6

Болгария

1

1

1

1

1

1

0

6

Хорватия

1

1

1

1

1

1

0

6

Румыния

1

1

1

1

1

1

0

6

Словакия

1

1

1

1

1

1

0

6

Словения

1

1

1

1

1

1

0

6

Македония

1

1

1

1

1

1

0

6

Молдавия

0

1

1

1

1

1

0

5

Грузия

1

1

1

1

0

1

0

5

Сербия

1

0

1

1

1

1

0

5

Армения

0

1

1

1

0

1

0

4

Азербайджан

0

0

1

1

1

1

0

4

Узбекистан

0

0

1

1

0

1

0

3

Белоруссия

0

0

0

0

1

1

0

2

Украина

0

0

0

0

1

1

0

2


Индексы строятся таким образом, что в случае, если выполнено условие (i), за этот пункт ЦБ получает 1 балл и 0 – в противном случае. Политический и экономический индексы представляют собой сумму своих компонент и принимают целочисленные значения от 0 до 8. Итоговый индекс представляет собой сумму политического и экономического индексов (табл. 3).

Таблица 3

Суммарный GMT-индекс [10]

Страна

Индекс политической независимости

Индекс экономической независимости

Индекс общей  независимости

Венгрия

7

8

15

Босния и Герцеговина

8

7

15

Эстония

7

7

14

Латвия

6

8

14

Киргизия

8

6

14

Болгария

8

6

14

Хорватия

8

6

14

Чехия

7

7

14

Польша

7

7

14

Македония

8

6

14

Литва

7

6

13

Словения

7

6

13

Таджикистан

6

6

12

Грузия

7

5

12

Россия

5

6

11

Казахстан

4

7

11

Туркменистан

5

6

11

Румыния

5

6

11

Армения

6

4

10

Азербайджан

6

4

10

Молдавия

5

5

10

Словакия

4

6

10

Сербия

5

5

10

Узбекистан

5

3

8

Украина

5

2

7

Белоруссия

4

2

6

Информация о работе Проблемы независимости центральных банков