Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 17:48, творческая работа
Актуальность темы развития национальной платежной системы сложно переоценить, т.к. Национальная платежная система является одним из ключевых элементов финансовой инфраструктуры экономики, посредством которой формируется общий денежный спрос в экономике, поддерживается общественное доверие к национальной валюте, а также обеспечивается реализация денежно-кредитной политики. В то же время Национальная платежная система, обеспечивая возможность перевода денежных средств для финансовых институтов, становится в некоторых случаях потенциальным каналом, через который могут распространяться финансовые риски не только от одной финансовой организации к другой, но и от одного рынка финансовых активов на другие, в связи с чем большое значение имеют вопросы управления рисками и организации надзора за платежными и расчетными системами.
Проблемы и перспективы
Слайд 1. Актуальность темы развития национальной платежной системы сложно переоценить, т.к. Национальная платежная система является одним из ключевых элементов финансовой инфраструктуры экономики, посредством которой формируется общий денежный спрос в экономике, поддерживается общественное доверие к национальной валюте, а также обеспечивается реализация денежно-кредитной политики. В то же время Национальная платежная система, обеспечивая возможность перевода денежных средств для финансовых институтов, становится в некоторых случаях потенциальным каналом, через который могут распространяться финансовые риски не только от одной финансовой организации к другой, но и от одного рынка финансовых активов на другие, в связи с чем большое значение имеют вопросы управления рисками и организации надзора за платежными и расчетными системами.
Формирование Национальной платежной системы, в максимальной степени обеспечивающей потребности экономического и социального развития, а также развития финансового сектора Российской Федерации, включая его международную (трансграничную) составляющую, является объективным условием и приоритетной задачей в рамках создания международного финансового центра в России.
Слайд 2. В соответствии с мировой практикой стратегия развития Национальной платежной системы должна носить комплексный и сбалансированный характер. В связи с этим можно определить следующие направления ее развития:
-Обеспечение стабильности НПС, которое предполагает формирование и совершенствование правовой базы в сфере переводов денежных средств, а также реализацию иных мер, способствующих поддержанию высокого уровня стабильности, что обеспечивает текущие и перспективные потребности экономики России;
-Приведение аккредитивной формы расчетов и расчетов по инкассо в соответствие с международными стандартами;
-Применение унифицированного подхода к регулированию деятельности субъектов оказания услуг по приему платежей, в первую очередь кредитных организаций и операторов по приему платежей, путем предоставления последним лицензионной возможности совершения ограниченного круга банковских операций;
-Осуществление Банком России надзора за состоянием НПС на постоянной и комплексной основе.
Слайд 3. Анализ современного состояния российской платежной системы позволил выявить проблемы ее развития:
-Высокие риски участников национальной платежной системы;
-Проблемы возврата ошибочно или мошеннически списанных средств;
-Слабая кооперация ключевых участников платежной системы – банков, платёжных систем, телекоммуникационных компаний, операторов приёма платежей и производителей оборудования;
-Недостаточно качественная защита информации при осуществлении переводов денежных средств;
-Проблемы внедрения и финансового мониторинга обращения универсальных электронных карт в национальной платежной системе России;
-Невысокое качество дистанционного банковского обслуживания.
Слайд 4. Среди выделенных проблем вопрос обеспечения защиты информации в Национальной платежной системе является одним из основных. Среди возможных инцидентов ЦБ РФ выделяет такие как: фрод (совокупность фальшивых платежей, сгенерированных всеми ранее перечисленными способами); компрометация ключей подписи; подмена экрана; сбои в результате ошибок или преднамеренных действий персонала; воздействие вирусов и др.
Слайд 5. В качестве целей ЦБ РФ в области развития Национальной платежной системы можно указать на необходимость обеспечения ее устойчивости и стабильности, бесперебойности ее функционирования, максимальное сокращение хищений денежных средств, создание условий развития и совершенствования платежных систем, платежной инфраструктуры с учетом минимизации рисков. Кроме того, можно выделить первоочередные задачи, требующие решения:
-Создание эффективной централизованной системы борьбы с фродом, действующей в интересах всего банковского сообщества;
-Совершенствование системы сбора и содержания отчетности участников платежной системы;
-Доработка и развитие нормативных документов, устанавливающих требования по безопасности, правилам разработки, программирования платежных систем и их сертификации.
-Ускорение внедрения инноваций в сфере розничных платежей, связанных с расширением перечня платежных услуг, предлагаемых с использованием карт, например, переводы «с карты на карту»; оплата услуг в банкоматах; социальные проекты; выпуск «виртуальных карт» и т.п.
Слайд 6 По состоянию на 01.01.2012 участниками платежной системы Банка России являлись 543 учреждения Банка России.
Из числа обслуживаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации клиентов Банка России участниками платежной системы Банка России на 01.01.2012 являлись 3047 кредитных организаций (филиалов) (на 01.01.2011 – 3123). Снижение числа участников платежной системы Банка России - кредитных организаций (филиалов) как и в предыдущие годы является результатом процесса оптимизации их структур, преобразования филиалов во внутренние структурные подразделения кредитных организаций.
Слайд 7 Кроме того, на расчетном обслуживании в Банке России в соответствии с действующим законодательством находятся клиенты, не являющиеся кредитными организациями. На 01.01.2012 по сравнению с 01.01.2011 их количество сократилось на 20,8% и составило 9590. Для последних двух лет характерным является сокращение количества указанных клиентов в результате реализации требований статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что обусловлено передачей Федеральному казначейству кассового обслуживания исполнения федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Через платежную систему Банка России осуществляются значительные по количеству и преобладающие по объему доли платежей, проводимых через НПС, включая срочные платежи в режиме реального времени.
В 2011 году количество платежей, проведенных через платежную систему Банка России, увеличилось по сравнению с 2010 годом на 12,1% и составило 1187,6 млн. платежей, а объем платежей вырос на 40,2% - до 916,2 трлн. Рублей.
Показатель отношения объема платежей, проведенных через платежную систему Банка России, к объему ВВП, являющийся одним из основных показателей платежной системы, в 2011 году повысился на 2,3 пункта и был на уровне 16,8.
Слайд 8. Большая часть платежей, проводимых через платежную систему Банка России, как по количеству, так и по объему приходится на платежи кредитных организаций (филиалов). В 2011 году их доля составила 84,6 и 77,1% соответственно (в 2010 году - 83,2 и 78,7% соответственно). В 2011 году было проведено 1005,0 млн. платежей на сумму 706,1 трлн. рублей (в 2010 году - 881,0 млн. платежей на сумму 514,3 трлн. Рублей).
В общем количестве и объеме платежей, проведенных через платежную систему Банка России в 2011 году, доля платежей клиентов, не являющихся кредитными организациями, составила 15,3 и 8,3% (в 2010 году - 16,7 и 9,6%), доля собственных платежей Банка России – 0,1 и 14,6 % (в 2010 году - 0,1 и 11,7%) соответственно.
Приведенные выше показатели свидетельствуют о значимости платежной системы Банка России для обеспечения функционирования банковской системы страны и о востребованности услуг надежно функционирующей платежной системы Банка России как системы межбанковских переводов денежных средств с наименьшими финансовыми рисками и высоким качеством платежных услуг.
Система БЭСП является централизованной на федеральном уровне системой валовых расчетов в режиме реального времени. Обеспечение ее функционирования и развития механизмов расчетов - одно из главных направлений проводимой Банком России работы по совершенствованию собственной платежной системы.
В 2011 году продолжился рост платежей через систему БЭСП, что обусловило увеличение доли этих платежей в общем объеме проведенных через платежную систему Банка России платежей до 24,3% (в 2010 году – 19,5%). Количество платежей, проведенных через систему БЭСП, в 2011 году выросло более чем в 3 раза и составило 626,1 тысяч. Общая сумма таких платежей достигла 222,8 трлн. рублей (в 2010 году – 127,3 трлн. рублей).
К ним относятся платежи Банка России в рамках реализации денежно- кредитной политики, в том числе расчеты по собственным операциям Банка России на финансовых рынках, платежи Федерального казначейства по перераспределению средств федерального бюджета между Федеральным казначейством и его управлениями по субъектам Российской Федерации в режиме реального времени, платежи кредитных организаций, в том числе по сделкам на финансовых рынках, платежи по поручению клиентов кредитных организаций - участников системы БЭСП.
Доля платежей на сумму свыше 1 млн. руб. в общем объеме платежей, проведенных через систему БЭСП, составила по количеству — 91,8%.
Крупнейшими участниками системы БЭСП в 2011 году являлись небанковская кредитная организация ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» (до ноября 2010 года ЗАО «Расчетная палата ММВБ»), Федеральное казначейство и Сбербанк России. В общем объеме платежей, проведенных в системе БЭСП, доля платежей ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» составила по сумме 31,6%, по количеству 3,4%, Федерального казначейства - по сумме 4,7%, по количеству 2,0%, Сбербанка России - по сумме 5,0%, по количеству 1,3%.
Проведение крупных платежей через систему БЭСП снижает системный риск в платежной системе Российской Федерации и способствует повышению уровня финансовой стабильности в стране.
Также, ЦБ РФ планирует разработать новый формат платежного поручения, основной целью которого является внедрение полностью автоматизированной сквозной обработки платежей при переводе денежных средств через платежную систему Банка России, а также при трансграничных переводах денежных средств. Новый формат платежного поручения и правила указания в нем реквизитов будут строиться с учетом правил идентификации сторон, требований к структурированию дополнительной информации, предусмотренных законодательством Российской Федерации и учитывающих международную банковскую практику.
Таким образом, для построения эффективных
механизмов и развития национальной
платежной системы необходимы совместные
усилия финансовых организаций и государства
– в направлении дальнейшего развития
продуктов и услуг, а также обеспечения
их соответствия международным стандартам
и наилучшей международной практике,
обеспечения интеграции национальной
платежной системы в государственные
и региональные социальные и информационные
проекты, что позволит ускорить достижение
цели формирования в России международного
финансового центра,
глобальную
Информация о работе Проблемы и перспективы развития национальной платежной системы России