Проблемы и перспективы развития национальной платежной системы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 17:48, творческая работа

Описание работы

Актуальность темы развития национальной платежной системы сложно переоценить, т.к. Национальная платежная система является одним из ключевых элементов финансовой инфраструктуры экономики, посредством которой формируется общий денежный спрос в экономике, поддерживается общественное доверие к национальной валюте, а также обеспечивается реализация денежно-кредитной политики. В то же время Национальная платежная система, обеспечивая возможность перевода денежных средств для финансовых институтов, становится в некоторых случаях потенциальным каналом, через который могут распространяться финансовые риски не только от одной финансовой организации к другой, но и от одного рынка финансовых активов на другие, в связи с чем большое значение имеют вопросы управления рисками и организации надзора за платежными и расчетными системами.

Файлы: 1 файл

Виттевские.docx

— 23.42 Кб (Скачать файл)

Проблемы и перспективы развития национальной платежной системы  России

Слайд 1. Актуальность темы развития национальной платежной системы сложно переоценить, т.к. Национальная платежная система является одним из ключевых элементов финансовой инфраструктуры экономики, посредством которой формируется общий денежный спрос в экономике, поддерживается общественное доверие к национальной валюте, а также обеспечивается реализация денежно-кредитной политики. В то же время Национальная платежная система, обеспечивая возможность перевода денежных средств для финансовых институтов, становится в некоторых случаях потенциальным каналом, через который могут распространяться финансовые риски не только от одной финансовой организации к другой, но и от одного рынка финансовых активов на другие, в связи с чем большое значение имеют вопросы управления рисками и организации надзора за платежными и расчетными системами.

Формирование Национальной платежной системы, в максимальной степени обеспечивающей потребности экономического и социального развития, а также развития финансового сектора Российской Федерации, включая его международную (трансграничную) составляющую, является объективным условием и приоритетной задачей в рамках создания международного финансового центра в России.

Слайд 2. В соответствии с мировой практикой стратегия развития Национальной платежной системы должна носить комплексный и сбалансированный характер. В связи с этим можно определить следующие направления ее развития:

-Обеспечение стабильности НПС, которое предполагает формирование и совершенствование правовой базы в сфере переводов денежных средств, а также реализацию иных мер, способствующих поддержанию высокого уровня стабильности, что обеспечивает текущие и перспективные потребности экономики России;

-Приведение аккредитивной формы расчетов и расчетов по инкассо в соответствие с международными стандартами;

-Применение унифицированного подхода к регулированию деятельности субъектов оказания услуг по приему платежей, в первую очередь кредитных организаций и операторов по приему платежей, путем предоставления последним лицензионной возможности совершения ограниченного круга банковских операций;

-Осуществление Банком России надзора за состоянием НПС на постоянной и комплексной основе.

Слайд 3. Анализ современного состояния российской платежной системы позволил выявить проблемы ее развития:

-Высокие риски участников национальной платежной системы;

-Проблемы возврата ошибочно или мошеннически списанных средств;

-Слабая кооперация ключевых участников платежной системы – банков, платёжных систем, телекоммуникационных компаний, операторов приёма платежей и производителей оборудования;

-Недостаточно качественная защита информации при осуществлении переводов денежных средств;

-Проблемы внедрения и финансового мониторинга обращения универсальных электронных карт в национальной платежной системе России;

-Невысокое качество дистанционного банковского обслуживания.

Слайд 4. Среди выделенных проблем вопрос обеспечения защиты информации в Национальной платежной системе является одним из основных. Среди возможных инцидентов ЦБ РФ выделяет такие как: фрод (совокупность фальшивых платежей, сгенерированных всеми ранее перечисленными способами); компрометация ключей подписи; подмена экрана; сбои в результате ошибок или преднамеренных действий персонала; воздействие вирусов и др.

Слайд 5. В качестве целей ЦБ РФ в области развития Национальной платежной системы можно указать на необходимость обеспечения ее устойчивости и стабильности, бесперебойности ее функционирования, максимальное сокращение хищений денежных средств, создание условий развития и совершенствования платежных систем, платежной инфраструктуры с учетом минимизации рисков. Кроме того, можно выделить первоочередные задачи, требующие решения:

-Создание эффективной централизованной системы борьбы с фродом, действующей в интересах всего банковского сообщества;

-Совершенствование системы сбора и содержания отчетности участников платежной системы;

-Доработка и развитие нормативных документов, устанавливающих требования по безопасности, правилам разработки, программирования платежных систем и их сертификации.

-Ускорение внедрения инноваций в сфере розничных платежей, связанных с расширением перечня платежных услуг, предлагаемых с использованием карт, например, переводы «с карты на карту»; оплата услуг в банкоматах; социальные проекты; выпуск «виртуальных карт» и т.п.

Слайд 6 По состоянию на 01.01.2012 участниками платежной системы Банка России являлись 543 учреждения Банка России.

Из числа обслуживаемых в  соответствии с законодательством  Российской Федерации клиентов Банка России участниками платежной системы Банка России на 01.01.2012 являлись 3047 кредитных организаций (филиалов) (на 01.01.2011 – 3123). Снижение числа участников платежной системы Банка России - кредитных организаций (филиалов) как и в предыдущие годы является результатом процесса оптимизации их структур, преобразования филиалов во внутренние структурные подразделения кредитных организаций.

Слайд 7  Кроме того, на расчетном обслуживании в Банке России в соответствии с действующим законодательством находятся клиенты, не являющиеся кредитными организациями. На 01.01.2012 по сравнению с 01.01.2011 их количество сократилось на 20,8% и составило 9590. Для последних двух лет характерным является сокращение количества указанных клиентов в результате реализации требований статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что обусловлено передачей Федеральному казначейству кассового обслуживания исполнения федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Через платежную систему Банка  России осуществляются значительные по количеству и преобладающие по объему доли платежей, проводимых через НПС, включая срочные платежи в режиме реального времени.

В 2011 году количество платежей, проведенных через платежную систему Банка России, увеличилось по сравнению с 2010 годом на 12,1% и составило 1187,6 млн. платежей, а объем платежей вырос на 40,2% - до 916,2 трлн. Рублей.

Показатель отношения объема платежей, проведенных через платежную систему Банка России, к объему ВВП, являющийся одним из основных показателей платежной системы, в 2011 году повысился на 2,3 пункта и был на уровне 16,8.

Слайд 8. Большая часть платежей, проводимых через платежную систему Банка России, как по количеству, так и по объему приходится на платежи кредитных организаций (филиалов). В 2011 году их доля составила 84,6 и 77,1% соответственно (в 2010 году - 83,2 и 78,7% соответственно). В 2011 году было проведено 1005,0 млн. платежей на сумму 706,1 трлн. рублей (в 2010 году - 881,0 млн. платежей на сумму 514,3 трлн. Рублей).

В общем количестве и объеме платежей, проведенных через платежную систему Банка России в 2011 году, доля платежей клиентов, не являющихся кредитными организациями, составила 15,3 и 8,3% (в 2010 году - 16,7 и 9,6%), доля собственных платежей Банка России – 0,1 и 14,6 % (в 2010 году - 0,1 и 11,7%) соответственно.

Приведенные выше показатели свидетельствуют  о значимости платежной системы Банка России для обеспечения функционирования банковской системы страны и о востребованности услуг надежно функционирующей платежной системы Банка России как системы межбанковских переводов денежных средств с наименьшими финансовыми рисками и высоким качеством платежных услуг.

Система БЭСП является централизованной на федеральном уровне системой валовых расчетов в режиме реального времени. Обеспечение ее функционирования и развития механизмов расчетов - одно из главных направлений проводимой Банком России работы по совершенствованию собственной платежной системы.

В 2011 году продолжился рост платежей через систему БЭСП, что обусловило увеличение доли этих платежей в общем объеме проведенных через платежную систему Банка России платежей до 24,3% (в 2010 году – 19,5%). Количество платежей, проведенных через систему БЭСП, в 2011 году выросло более чем в 3 раза и составило 626,1 тысяч. Общая сумма таких платежей достигла 222,8 трлн. рублей (в 2010 году – 127,3 трлн. рублей).

К ним относятся платежи Банка  России в рамках реализации денежно- кредитной политики, в том числе расчеты по собственным операциям Банка России на финансовых рынках, платежи Федерального казначейства по перераспределению средств федерального бюджета между Федеральным казначейством и его управлениями по субъектам Российской Федерации в режиме реального времени, платежи кредитных организаций, в том числе по сделкам на финансовых рынках, платежи по поручению клиентов кредитных организаций - участников системы БЭСП.

Доля платежей на сумму свыше 1 млн. руб. в общем объеме платежей, проведенных через систему БЭСП, составила по количеству — 91,8%.

Крупнейшими участниками системы БЭСП в 2011 году являлись небанковская кредитная организация ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» (до ноября 2010 года ЗАО «Расчетная палата ММВБ»), Федеральное казначейство и Сбербанк России. В общем объеме платежей, проведенных в системе БЭСП, доля платежей ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» составила по сумме 31,6%, по количеству 3,4%, Федерального казначейства - по сумме 4,7%, по количеству 2,0%, Сбербанка России - по сумме 5,0%, по количеству 1,3%.

Проведение крупных платежей через систему БЭСП снижает системный риск в платежной системе Российской Федерации и способствует повышению уровня финансовой стабильности в стране.

Также, ЦБ РФ планирует разработать  новый формат платежного поручения, основной целью которого является внедрение полностью автоматизированной сквозной обработки платежей при переводе денежных средств через платежную систему Банка России, а также при трансграничных переводах денежных средств. Новый формат платежного поручения и правила указания в нем реквизитов будут строиться с учетом правил идентификации сторон, требований к структурированию дополнительной информации, предусмотренных законодательством Российской Федерации и учитывающих международную банковскую практику.

Таким образом, для построения эффективных  механизмов и развития национальной платежной системы необходимы совместные усилия финансовых организаций и государства – в направлении дальнейшего развития продуктов и услуг, а также обеспечения их соответствия международным стандартам и наилучшей международной практике, обеспечения интеграции национальной платежной системы в государственные и региональные социальные и информационные проекты, что позволит ускорить достижение цели формирования в России международного финансового центра, обеспечивающего

глобальную конкурентоспособность российского рынка. Очевидно, что создание прочного фундамента для построения отвечающей современным требованиям и эффективной национальной платежной системы даст России возможность полностью реализовать положительный потенциал банковского сектора и повысить эффективность национальной экономики. 


Информация о работе Проблемы и перспективы развития национальной платежной системы России