Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 11:32, реферат
Цель данной работы – изучить институт банкротства банков в России и выяснить, возможно и целесообразно ли применение в нашей стране отдельных элементов института несостоятельных банков.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Понятие банкротства кредитных организаций по законодательству РФ......4
2.Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций……….….5
3.Процедура банкротства кредитных организаций
3.1.Возбуждение дела о банкротстве ………………………………….……….15
3.2.Рассмотрение дела о банкротстве арбитражным судом …………….16 – 33
Заключение…………………………………………………………………….....34
Список используемой литературы………………………………………...35 – 38
Банк России вправе требовать у КО разработки и осуществления плана мер по её финансовому оздоровлению. 12 июля 1999 года он принял Инструкцию «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций». Так, КО обязана разработать план мер по финансовому оздоровлению и предоставить его в территориальное учреждение ЦБ РФ не позднее 20 календарных дней с момента принятия органами управления КО решения об осуществлении этих мер.
Требование ЦБ РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению должно содержать:
· основания для предъявления требования ЦБ РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению КО;
· рекомендации по стабилизации финансового состояния КО на основании анализа бухгалтерской, финансовой и статистической отчётности с указанием на конкретные формы мер по финансовому оздоровлению;
· сроки, рекомендуемые для проведения таких мер, в том числе сроки погашения задолженности по кредитам ЦБ РФ;
· информацию о вводимых ограничениях и запретах;
· срок представления в территориальное учреждение ЦБ РФ плана мер по финансовому оздоровлению КО;
· периодичность и формы отчётности КО, представляемой в территориальное учреждение ЦБ РФ;
· предложение предоставить аудиторское заключение по плану этих мер;
· указание на необходимость предусмотреть погашение задолженности по кредитам или недовзносу в обязательные резервы ЦБ РФ[8].
Территориальное учреждение ЦБ РФ вправе подготовить отрицательное заключение, признав план нереальным. В случае признания нереальным плана мер по финансовому оздоровлению КО при наличии оснований для отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций территориальное учреждение ЦБ РФ должно направить в ЦБ РФ ходатайство об отзыве лицензии у КО.
В случае непринятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации её руководитель может быть привлечён к ответственности. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство.
Неисполнение требований, указанных в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» является основанием для применения ЦБ РФ мер в порядке надзора. Основаниями для этого являются:
· неисполнение КО обязанности уменьшить уставный капитал до размера чистых активов, если их размер оказался меньше уставного капитала;
· отказ органов управления КО от принятия решения по ходатайству руководителя КО об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации КО в 10-дневный срок;
· нарушение руководителем КО обязанности обратиться в ЦБ РФ с ходатайством о принятии мер по предупреждению банкротства КО, если учредители отказались принимать участие в осуществлении этих мер или не приняли соответствующего решения в 10-дневный срок;
· нарушение руководителем КО обязанности в 5-дневный срок с момента получения требования ЦБ РФ о принятии мер по финансовому оздоровлению обратиться с соответствующим ходатайством в органы управления КО;
· непредставление в установленный срок в ЦБ РФ плана мер по финансовому оздоровлению[9].
Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым ЦБ РФ. Специальный характер выражается в порядке её назначения, составе её членов и компетенции. Временная администрация по своей сути является досудебной мерой предупреждения банкротства КО.
В состав временной администрации
входят: руководитель временной администрации
(лицо, назначенное ЦБ РФ, имеющее
аттестат руководителя временной администрации
и действующее в пределах функций
и полномочий, установленных
Банк России назначает
временную администрацию в
· КО не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 7дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах КО;
· КО допускает снижение собственных средств по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ РФ;
· КО нарушает норматив текущей ликвидности, установленный ЦБ РФ, в течение последнего месяца более чем на 20%;
· КО не исполняет требования ЦБ РФ о замене руководителя КО либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации КО в установленный срок;
· имеются основания для отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций[10].
Так, по сравнению с общими основаниями для принятия мер по предупреждению банкротства основания для того, чтобы назначить временную администрацию, свидетельствуют о большей степени финансовых проблем[11].
Временная администрация
назначается Комитетом
Приказ ЦБ РФ о назначении
временной администрации
Временная администрация действует не более 6 месяцев, но этот срок может быть продлён до момента формирования органов, осуществляющих реорганизацию или ликвидацию КО, либо до момента назначения арбитражного управляющего. В этом случае основной задачей временной администрации является контроль за соблюдением требований Положения ЦБ РФ «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации». Предельный срок действия временной администрации – 18 месяцев.
Решение продлить срок действия
временной администрации
Руководитель временной администрации назначается ЦБ РФ по предложению территориального учреждения или структурного подразделения ЦБ РФ. Члены временной администрации назначаются ЦБ РФ по предложению лица, выдвинутого в качестве руководителя, или по предложению территориального учреждения ЦБ РФ.
Члены временной администрации назначаются с их согласия, за исключением случаев, когда участие данного сотрудника в работе временной администрации предусмотрено его должностными обязанностями, утверждёнными в установленном порядке и (или) вытекает из характера деятельности подразделения ЦБ РФ, сотрудником которого он является.
Банк России имеет право отстранить руководителя временной администрации от исполнения обязанностей, запретить ему исполнение обязанностей руководителя временной администрации на срок до одного года, аннулировать выданный ему аттестат руководителя временной администрации.
В случае установления оснований для отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности», руководитель временной администрации обязан направить в ЦБ РФ ходатайство об отзыве лицензии. Такими основаниями являются:
1. установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;
2. задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией более чем на один год;
3. установление фактов
недостоверности отчётных
4. осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией ЦБ РФ;
5. неисполнение требований
федеральных законов,
6. неспособность КО удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения (если требования КО составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда);
7. неоднократного в течение года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов клиентов КО при наличии средств на счете указанных лиц[12].
Отзыв лицензии по другим основаниям не допускается.
В случае неспособности КО
удовлетворить требования кредиторов
по денежным обязательствам и (или) произвести
обязательные платежи, являющиеся основанием
для того, чтобы применить различные
меры воздействия по отношению к
КО, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций
· до 3-х дней (в случае неоднократного неисполнения на протяжении последних 6 месяцев при отсутствии или недостаточности средств на корреспондентских счетах) – основание для осуществления мер по предупреждению банкротства[13];
· свыше 3-х дней при отсутствии или недостаточности средств на корреспондентских счетах – основание для осуществления мер по предупреждению банкротства[14];
· свыше 7-ми дней при отсутствии или недостаточности средств на корреспондентских счетах – основание назначить временную администрацию[15];
· свыше одного месяца, если требования к КО в совокупности составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда, - основание для отзыва лицензии[16].
Кредитная организация в
период работы временной администрации
представляет ежемесячную, квартальную,
годовую и иную отчётность и информацию
в соответствии с требованиями ЦБ
РФ. Временная администрация
Последствиями нарушения требований ЦБ РФ со стороны временной администрации могут быть замена её руководителя или прекращение деятельности, отзыв лицензии и начало осуществления процедур банкротства.
Прекращение деятельности временной администрации при устранении причин, послуживших основанием для её назначения, влечёт за собой восстановление полномочий исполнительного органа КО. Полномочия руководителей КО, отстранённых на период деятельности временной администрации от исполнения своих обязанностей, восстанавливаются.
Деятельность временной администрации прекращается по истечении срока её действия. Досрочно деятельность может быть прекращена в случае устранения причин, послуживших основанием для её назначения, при передаче дел арбитражному управляющему, в случае отсутствия надлежащих условий для работы временной администрации.
Решение о прекращении деятельности временной администрации принимается по ходатайству территориального учреждения ЦБ РФ и (или) структурного подразделения ЦБ РФ, а также по поручению Совета директоров или Председателя ЦБ РФ либо непосредственно по инициативе Комитета и оформляется приказом ЦБ РФ, который доводится до территориальных учреждений ЦБ РФ и КО и публикуется в «Вестнике Банка России» в течение 15 дней.
Банк России имеет право
требовать реорганизации
· не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не перечисляет обязательные платежи в сроки, превышающие 7 дней с момента наступления даты их удовлетворения, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корреспондентских счетах;
· допускает снижение капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ РФ;
Информация о работе Правовое регулирование банкротства кредитных организаций