Потребительское кредитование: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 12:34, дипломная работа

Описание работы

Развитие банковского сектора экономики России в течение последних 15 лет было крайне неравномерным. Крупные кризисы в экономике страны (например, кризисы 1998 или 2008 года) приводили к банкротству крупнейших банков.

Проводимая в стране экономическая реформа открыла новый этап и задачи в развитии банковского дела. И докризисное состояние экономики страны стимулирует увеличение количества ссуд, выдаваемых физическим лицам, - потребительских кредитов.

Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, чем только покупки товаров длительного пользования (durable goods), таких как автомашины, бытовая техника и т. п. Так: покупка недвижимости в рассрочку, по существу, также является одной из разновидностей долгосрочного потребительского кредитования; текущие покупки посредством дебетовых кредитных карточек по своей значимости и распространенности не уступают использованию потребительского кредита при крупных покупках.

Потребительский кредит получил такое широкое распространение в промышленно развитых странах в первую очередь потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические основы потребительского кредитования

1.1. Понятия потребительского кредита и его роль в экономике

1.2. Правовое обеспечение потребительского кредита

1.3. Потребительский кредит и его роль в экономике

Глава 2. Состояние потребительского кредитования в РФ

2.1. Анализ рынка потребительского кредитования

2.2. Оценка надежности банков с помощью системы CAMEL

2.3. Анализ кредитоспособности заемщика

2.4. Формы и методы минимизации банковских рисков в системе потребительского кредитования

2.5 Роль и место кредитных бюро в системе потребительского кредитования

Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России

3.1. Перспективы правового развития потребительского кредитования

3.2.Оптимизация формирования потребительского кредитного портфеля и управления им

3.3. Перспективы совершенствования анализа кредитоспособности заемщика

3.4.Новые направления потребительского кредитования в современных условиях

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 944.50 Кб (Скачать файл)

     Совершенствование методики CAMEL может позволить получить не только новую действенную методику, но и выяснить на основе экспертных знаний реальные степени влияния отдельных аспектов работы банков на общий показатель надежности.

     В заключение отметим, что даже до проведения соответствующей работы можно оценить  качество будущей методики. Дело в  том, что применение математических методов анализа иерархий в иерархизированных проблемах, какой является использование рейтинговой системы CAMEL, повышает качество решений. Таким образом, модернизированная методика CAMEL заведомо будет работать лучше исходного варианта. А один из выигрышей очевиден, - четкая формализация, ранее неформальных, принципов выставления балльных экспертных оценок компонент надежности банка. Важным также является то, что эффективность модернизированной системы CAMEL прежде всего зависит от умений и объективности аналитиков, осуществляющих настройку системы и оценку банков.36

2.3. Анализ кредитоспособности  заемщика

 

       Для банка - кредитора финансовая состоятельность  заемщика важна постольку, поскольку  он рассчитывает вовремя получить обратно  выданную в качестве кредита сумму  и проценты на нее. Такая состоятельность заемщика выражается в его платежеспособности и кредитоспособности.

       Платежеспособность - это способность (наличие возможности) и готовность (наличие желания) физического  лица своевременно и в полном объеме погашать свои денежные обязательства (долги). Кредитоспособность - это способность и готовность физического лица своевременно и в полном объеме гасить свои кредитные долги (основную сумму долга и проценты). Кредитоспособность - понятие более узкое, чем платежеспособность. Чтобы решиться выдать кредит данному" заемщику, банку достаточно убедиться в его кредитоспособности.

       По  методике Сбербанка России кредитоспособность заемщика (Р) определяется по формуле (1)37

                                   Р = Дч´К´1,                                                                 (1)

где Дч - среднемесячный доход (чистый) за 6 месяцев  за вычетом всех обязательных платежей;

К - коэффициент  в зависимости от величины Дч:

при Дч в эквиваленте  до 500 долларов США К =0,3;

при Дч в эквиваленте  от 501 до 1000 долларов США К =0,4;

при Дч в эквиваленте  от 1001 до 2000 долларов США К=0,5;

при Дч в эквиваленте  свыше 2000 долларов США К =0,6;

1 – срок кредитования, мес.

       Аналогичным порядком проводится анализ кредитоспособности поручителя заемщика38.

       Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи кредита. Под анализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком возможности и целесообразности предоставления заемщику кредитов, определения вероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором.

       Анализ  кредитоспособности клиента предшествует заключению с ним кредитного договора, позволяет выявить факторы риска, способные привести к непогашению  выданного банком кредита в обусловленный срок, и оценить вероятность своевременного возврата кредита.

       Оценка  кредитоспособности клиента проводится в кредитном отделе банка на основе информации, характеризующей способность  клиента получать доход, достаточный  для своевременного погашения кредита, наличие у заемщика имущества - обеспечения выданной ссуды и другое. Источниками информации об индивидуальном заемщике могут "быть сведения с места его работы, места жительства.

       Факторы, влияющие на кредитоспособность заемщика приведены на рисунке 539.

       Доходы  заемщика определяются по трем направлениям: от заработной платы, сбережений и капитальных  вложений, прочие доходы. 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рисунок 5 - Факторы, влияющие на кредитоспособность заемщика  

       К основным статьям расходов заемщика относятся: подоходный и другие налоги, алименты, ежемесячные или квартальные  платежи по ранее полученным кредитам, выплаты по страхованию жизни  и имущества, коммунальные платежи  и другое. Подтверждение размера доходов и расходов возлагается на клиента, предъявляющего:

    • паспорт,    по    которому    кредитный    работник    определяет    время проживания по последнему адресу, возраст, семейное положение и наличие детей;
    • справку с места работы, где указываются среднемесячная заработная плата, сумма подоходного и других налогов, ежемесячно уплачиваемых заемщиком, стаж   работы   в   организации,   сумма   обязательных   ежемесячных   отчислений (алименты, страховые взносы);
    • книжку по расчетам за квартплату и коммунальные услуги;
    • документы, подтверждающие доходы по вкладам в банках и ценным бумагам.

       Единой  методики оценки кредитоспособности заемщика не существует, банк имеет право  ориентироваться на широко используемый международный или отечественный  опыт либо разработать собственный подход.

2.4. Формы и методы  минимизации банковских  рисков в системе  потребительского  кредитования

 
 

     Банки представляют собой организации  системного риска. Одним из многообразных  рисков, присущих банковской деятельности, является кредитный риск, поскольку кредитные вложения представляют собой преобладающую форму размещения собственных и привлеченных средств банка, а также наиболее доходную часть его активов.

     Кредитный риск - это потенциальные потери, возникающие при невозврате или  несвоевременном возврате клиентами - заемщиками сумм задолженностей банкам.40

     К способам сохранения банковских активов, минимизации потерь и стабильной работы банковской системы в целом  относятся:

     - оценка банками своего кредитного  риска, формирование под него специального резерва на возможные потери по ссудам;

     - обеспечение возвратности кредита  осуществляется за счет: залога, поручительства, банковской гарантии, гарантией депозита (вклада);

     - создание бюро кредитных историй. 

     Формирование  резерва возможных потерь от ссуд (РВПС)

     Кредитные организации обязаны формировать  резервы на возможные потери по ссудам в соответствии с порядком, установленным  Положением ЦБ РФ от 26.03.04 г. № 254 - П «О порядке формирования кредитными организациями  резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

     Резерв  на возможные потери от суд обеспечивает создание банкам более стабильных условий  финансовой деятельности и позволяет  избегать колебаний величины прибыли  банков в связи со списанием потерь по ссудам. Резерв формируется за счет отчислений, относимых на расходы банков, и используется только для покрытия непогашенной клиентами ссудной задолженности по основному долгу. Резерв формируется в валюте Российской Федерации независимо от валюты ссуды. Резерв формируется по конкретной ссуде либо по портфелю однородных ссуд, то есть по группе ссуд со сходными характеристиками кредитного риска.

     Оценка  кредитного риска по каждой выданной ссуде должна проводиться кредитной  организацией на постоянной основе. Оценка кредитного риска, классификация и оценка ссуды, определение размера расчетного резерва производятся не реже одного раза в месяц на отчетную дату.

     В целях определения размера расчетного резерва в связи с действием  факторов кредитного риска ссуды  классифицируются на основании профессионального суждения.

     Резерв  формируется в пределах суммы  основного долга. В сумму основного  долга не включаются: обусловленные  законом, обычаями делового оборота  или договором о предоставлении ссуды платежи в виде процентов за пользование ссудой, комиссионные, неустойки, а также иные платежи в пользу кредитной организации, вытекающие из договора о предоставлении ссуды

     Вся информация о заемщике, включая информацию о рисках заемщика, фиксируется в  досье заемщика.

     Формирование резерва осуществляется кредитной организацией на момент получения информации о появлении (изменении) кредитного риска и (или) качества обеспечение ссуды. При изменении финансового положения заемщика, изменении качества обслуживания ссуды, а также при наличии иных сведений о рисках заемщика кредитная организация обязана осуществить реклассификацию ссуды при наличии оснований уточнить размер резерва.

     Кредитная организация в порядке, установленном  уполномоченным органом кредитной  организации, документально оформляет и включает в досье заемщика информацию о заемщике, включая профессиональное суждение кредитной организации об уровне кредитного риска по ссуде, информацию об анализе, по результатам которого вынесено профессиональное суждение, заключение о результатах оценки финансового положения заемщика, расчет резерва. Указанные документы составляются по ссудам, предоставленным физическим лицам, не реже одного раза в квартал по состоянию на отчетную дату.

     В зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды относятся в одну из трех категорий: хорошее, среднее, неудовлетворительное обслуживание долга.

     Обслуживание  долга по ссуде может быть признано хорошим, если:41

  • Платежи по основному долгу и процентам осуществляются своевременно и в полном объеме;
  • Имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней по ссудам, предоставленным физическим лицам, до 30 календарных дней включительно.

     Характеристика  категорий качества отражена в таблице 3.

Таблица 3 – Характеристика категорий качества

Категория Характеристика
I (высшая) категория качества (стандартные ссуды) - отсутствие  кредитного риска (вероятность     финансовых     потерь     вследствие     неисполнения     либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю)
II категория качества (нестандартные ссуды) - умеренный  кредитный риск (вероятность финансовых  потерь вследствие неисполнения  либо ненадлежащего исполнения  заемщиком обязательств по ссуде  обусловливает ее обесценение в размере от одного до 20 процентов)
III категория качества (сомнительные ссуды) - значительный  кредитный риск (вероятность финансовых  потерь вследствие неисполнения  либо ненадлежащего исполнения  заемщиком обязательств по ссуде  обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50 процентов)
IV категория  качества  (проблемные  ссуды)  -  высокий   кредитный  риск (вероятность  финансовых потерь вследствие  неисполнения либо ненадлежащего  исполнения заемщиком обязательств  по ссуде обусловливает ее  обесценение в размере от 51 процента до 100 процентов)
V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) - отсутствует  вероятность возврата ссуды в  силу неспособности или отказа  заемщика выполнять обязательства  по ссуде, что обусловливает  полное (в размере 100 процентов) обесценение ссуды

 

     Определение категории качества ссуды в отсутствие иных существенных факторов, принимаемых  во внимание при классификации ссуды, осуществляется с применением профессионального  суждения на основе комбинации двух классификационных критериев (финансовое положение заемщика и качество обслуживания им долга) в соответствии с таблицей 4. 
 
 
 

Таблица 4 - Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга

Обслуживание  долга / Финансовое положение Хорошее Среднее Плохое
Хорошее Стандартные (I категория качества) Нестандартные (II категория качества) Сомнительные  (III категория качества)
Среднее Нестандартные

(II категория качества)

Сомнительные  (III категория качества) Проблемные (IV категория качества)
Плохое Сомнительные 

(III категория качества)

Проблемные 

(IV категория качества)

Безнадежные

(V категория качества)


 

     Размер  расчетного резерва определяется исходя из результатов классификации ссуды  в соответствии с таблицей 5.

Таблица 5 - Величина расчетного резерва по классифицированным ссудам

Обслуживание  долга / Финансовое положение Хорошее Среднее Плохое
Хорошее Стандартные (I категория качества) Нестандартные (II категория качества) Сомнительные  (III категория качества)
Среднее Нестандартные

(II категория качества)

Сомнительные  (III категория качества) Проблемные  (IV категория качества)
Плохое Сомнительные 

(III категория качества)

Проблемные 

(IV категория качества)

Безнадежные

(V категория качества)

Информация о работе Потребительское кредитование: проблемы и перспективы развития