Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 15:07, курсовая работа
Безналичные расчеты представляют собой неотъемлемый элемент жизни современного общества. Их развитие не только отражает, но и во многом определяет уровень рыночных преобразований, стабильности национальной экономики, динамику хозяйственных процессов в нашей стране.
Понятие «безналичные расчеты» в современных условиях сложно и многогранно. Попытки выделить и структурировать его составляющие, руководствуясь действующими правилами бухгалтерского учета в банке либо конкретными формами расчетных документов, не дают исчерпывающей характеристики и доступного толкования безналичных расчетов как самостоятельного экономического явления.
Особое внимание было направлено на те формы безналичных расчетов и связанные с ними процессы, которые, наиболее важны для экономики сегодняшней Беларуси.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2
1. Понятие и принципы организации безналичных расчетов в Республике Беларусь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3
1.1. Понятие платежной системы Республики Беларусь . . . . . . .
3
1.2. Принципы организации безналичных расчетов в Республике Беларусь . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5
2. Основные формы безналичных расчетов, их преимущество . .
8
2.1. Расчеты платежными поручениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
11
2.2.Расчеты с использованием платежного требования – поручения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3. Расчеты с использованием платежных требований . . . . . . .
2.4. Расчеты с помощью чеков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.5. Расчеты с использованием аккредитива . . . . . . . . . . . . . . . .
2.6. Расчеты с помощью пластиковых карточек . . . . . . . . . . . .
14
16
19
23
29
3. Анализ проведения безналичных расчетов в банке . . . . . . . .
32
Заключение
35
Список использованной литературы
36
Приложения
37
7а – акцепт плательщика;
8 – перевод платежа в банк бенефициара;
9 – зачисление средств на счет бенефициара;
10 – сообщение бенефициару о
зачисленных на его счет
В качестве исполняющего
может выступать банк бенефициара,
и тогда схема несколько
4а 5 7
1
Рис. 1.7. Схема документооборота в расчетах аккредитивами с банком бенефициара в роли исполняющего:
1 – передача приказодателем в банк заявления на открытие аккредитива;
2 – открытие аккредитива;
3 – сообщение об открытии аккред
4 – бронирование суммы
4 а – сообщение бенефициару об открытии аккредитива;
5 – передача бенефициаром в
свой банк документов об
6 – проверка документов с последующей их оплатой за счет забронированной суммы (исполнение аккредитива);
7 – сообщение бенефициару об
исполнении аккредитива и
8 – передача документов в банк – эмитента;
9 – проверка документов на
соответствие условиям
Преимуществом расчетов аккредитивами является гарантия платежа, недостатком – отвлечение денежных средств из хозяйственного оборота в связи с их депонированием.
Обычно поставщики прибегают к расчетам в форме аккредитива в двух случаях: а) когда плательщик и его финансовое положение не известны, а сама поставка товара носит разовый характер; б) когда имеется информация о неплатежеспособности или недисциплинированности плательщика. Кроме того, сфера использования аккредитивов ограничена условиями договора, товарными поставками и международной практикой расчетов, а также наличием прямых корреспондентских отношений банков- участников. Плательщикам невыгодно, что их средства отвлекаются из оборота на длительное время. Это самая затратная форма расчетов для клиентов, поскольку она предполагает выполнение банками многочисленных операций (проверка документов, перевод средств, выдача гарантий и т.д.) за плату. К тому же возможны отказы от оплаты по документам поставщиков, мотивируемые нарушениями в оформлении, отзывы аккредитива, отказы от акцепта и т.д.
2.6. Расчеты с помощью пластиковых карточек.
Банковская пластиковая карточка - универсальный платежный инструмент, являющийся ключом доступа к управлению банковским счетом и позволяющий своему владельцу оплачивать товары и услуги в различных торговых и сервисных предприятиях, принимающих карточки, получать наличные деньги, а также пользоваться иными дополнительными услугами и определёнными преимуществами. Принимающие карточку предприятия торговли и сервиса, отделения банков и банкоматы образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).
Появившись в середине прошлого века, банковские карточки получили распространение в более чем 200 странах мира и успели стать неотъемлемым атрибутом цивилизованного человека.
Сегодня банковские карточки выступают ключевым элементом электронных банковских систем, все более активно вытесняя привычные чековые книжки и наличные деньги. Та немаловажная особенность, что на карточке содержится определенный объем информации, необходимый для доступа к счету в банке, проведения расчетов за товары, услуги или работы, а также снятия наличных денежных средств позволяет ей служить наиболее простым и прогрессивным средством в организации безналичных расчетов.
Преимущества банковских карточек.
Кроме того, что банковская пластиковая карточка предоставляет круглосуточный доступ к банковскому счету, у ее держателя появляется целый ряд преимуществ. Так, например, у держателей определенных типов карточек существует возможность предоставления овердрафта на значительный срок, некоторые карточки могут использоваться как телефонные или служить идеальным средством для возврата Tax Free. Полный перечень этих преимуществ зависит от типа карточки. Однако какой бы ни была карточка, налицо следующие ее преимущества перед наличными деньгами:
Сами карточки, и технология выполнения операций с ними, и их обработка четко определены в рамках каждой платежной системы (в виде спецификаций и руководств в общепризнанных и имеющих большой опыт платежных системах или в виде правил приема карточек в «более молодых» платежных системах). Для приема карточек в сети одной платежной системы следование стандартам было бы необязательным, но поскольку всякая точка приема карточек, будь то магазин или отделение банка, заинтересована в работе по единым или хотя бы похожим правилам, технологии разных платежных систем должны быть, по крайней мере, совместимы. Совместимость же достигается за счет следования стандартам. Существует ряд международных стандартов, определяющих практически все свойства карточек, начиная от физических свойств пластика, размеров карточки, и заканчивая содержанием информации, размещаемой на карточке.
Расчетно–кассовое обслуживание БТА Банка – удобный инструмент управления счетом.
БТА Банк предоставляет клиентам полный спектр услуг по расчетно-кассовому обслуживанию:
Основными преимуществами
расчетно-кассового
Предлагаемые банком Тарифные планы по расчетно-кассовому обслуживанию ориентированы на различные категории клиентов, с включением в клиентский пакет определенного объема стандартных услуг.
В ЗАО «БТА-банк» обязанности на проведение расчетно-кассовых операций возлагаются на структурные подразделения Управления расчетно-кассовых операций.
Структурные подразделения Управления расчетно-кассовых операций осуществляют:
ЗАО «БТА-банк» осуществляет расчетно-кассовое обслуживание следующих организаций: ООО «СкайлайтПлюс», ООО «Белросконтракт», ЗАО «Дестбел», ЗАО «Теострейд», ООО «НП-сервис», СП «Витаравтомотив», RTL-Hodings (сеть универсамов «Рублевский»).
В 2009 году за счет расширения клиентской базы Банка, а также целенаправленной работы по привлечению средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей укрепилась ресурсная база. Средства клиентов увеличились на 9,5% и по состоянию на 01.01.2010 г. составили 46,7 млн. долларов США.
В настоящее время, в условиях становления рыночных отношений, проблема организации быстрых и четких расчетов между предприятиями и организациями занимает одно из важнейших мест в республике.
Придавая огромное значение рациональному использованию денежных средств и сокращению издержек обращения, государство организует безналичные расчеты, устанавливая условия их осуществления и порядок применения расчетных документов.
Произошло четкое разграничение в расчетах взаимоотношений между банками, банками и их клиентами и между субъектами хозяйствования – участниками расчетов. Банки отвечают по платежам клиентов только в рамках представленных им платежных инструкций.
Значительную часть эмиссии пластиковых карт составляли «зарплатные» карты, когда они раздаются «добровольно-принудительно», вопрос создания разветвленной сети по обслуживанию карт уходил на второе место. К 2007 году ситуация изменилась, банки перестали ориентироваться на экстенсивный рост и теперь отдают предпочтение качественно новым продуктам и расширению сети обслуживания банковских карт.
Расширились возможности физических лиц в проведении через банк безналичных платежей в разных формах (практически все формы безналичных расчетов предусматривают возможность участия в них физических лиц). Разрешены частные банковские переводы, а также переводы без открытия клиентами счета в банке.
При всех новых идеях
и технологиях рынок
1. |
Желиба Б.Н., Пупликов С.И. Деньги , Кредит, Банки Минск Издательство МИУ 2010г. |
2. |
Вартанов М., Быстров Л. Пластиковые карточки: прошлое, настоящее, будущее // Финансист. №8 1997 |
3. |
Гуринович Т.Е. Организация
и порядок осуществления |
14. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: Учебное пособие для вузов.-М.: Банки и биржи, Юнити, 1997г.
Информация о работе Понятие и принципы организации безналичных расчетов в Республике Беларус